Актуально на 10 янв 2024

Как организовать профилактику буллинга в школе

Активизируйте работу по профилактике буллинга, чтобы не допустить трагических ситуаций.

Построить профилактику буллинга в школе поможет план. Чтобы составить его, оцените, умеют ли ваши работники распознавать травлю и бороться с травлей, и поручите педагогу-психологу провести анонимное анкетирование учеников и родителей. В план включите разработку Правил против буллинга и мероприятия для педагогов, учеников и их родителей.

Травмы, которые получают дети в результате буллинга, провоцируют серьезные проблемы в их психическом и физическом развитии и социализации. Буллинг всегда имеет тяжелые последствия для всех участников инцидента – и для жертвы, и для буллера, и для тех, кто был свидетелем. И зачастую эти последствия приводят к трагедии – доведенная до отчаяния жертва может взять в руки оружие и пойти мстить обидчикам или совершить суицид.

Чтобы предотвратить проявления травли и ее последствия, организуйте в школе системную профилактическую работу. Профилактика нужна, даже если ранее случаев буллинга не фиксировали. Постройте систему работы по профилактике травли со всеми участниками образовательного процесса: педагогами, детьми и родителями.

Научите педагогов распознавать буллинг и противостоять ему

Чтобы школа оперативно реагировала на травлю, педагоги должны вовремя распознавать ее признаки, знать, как действовать, когда одни ученики систематически издеваются над другими. Важно, чтобы учителя воспринимали профилактику травли как цель своей деятельности. Ведь если в школе случился хоть один случай буллинга, то не может быть и речи о безопасной и комфортной среде для школьников и педколлектива.

Чтобы узнать, способны ли учителя в вашей школе видеть проявления буллинга, противостоять агрессорам, проведите диагностику. Например, экспресс-экспертизу. Анализ ее результатов поможет включить коллектив в систему профилактики буллинга и борьбы с уже выявленными случаями.

Если учителям не хватает квалификации, вы можете предложить им пройти бесплатные онлайн-курсы. Например, их разработали в Центре толерантности –  tolerancecenter.ru/education. Также педагог-психолог может провести для учителей тренинги и консультации.

Фиксируйте эпизоды буллинга

Чтобы деятельность школы по профилактике буллинга и борьбе с ним была эффективной, выявляйте и фиксируйте эпизоды травли по факту. Продумайте, как будет устроена система отслеживания буллинга в вашей школе. Например, если педагог узнал о случае травли, он может письменно уведомить об этом классного руководителя и представителя администрации школы. А классный руководитель, в свою очередь, направляет письменное уведомление родителям участников эпизода.

Можно фиксировать эпизоды травли в электронной форме. Например, создать таблицу в школьной папке на «Яндекс.Диске» и предоставить к ней доступ всем педагогам. Поручить социальному педагогу ежедневно в конце учебного дня просматривать таблицу и, если травля имела место в конкретный учебный день, начать принимать меры.

Учитывать случаи буллинга может непосредственно представитель администрации школы, например замдиректора по воспитательной работе. Каждый конкретный случай замдиректора может фиксировать в протоколе фиксации эпизода буллинга. Смотрите ниже примерную форму протокола, которую можно скачать.

Пример

Протокол фиксации эпизода буллинга

Ф. И. ученика, ставшего жертвой буллинга; класс

Ф. И. ученика (учеников), которые проявили себя как агрессоры; класс

Информация об эпизоде буллинга поступила от:

– учащегося школы, ставшего жертвой

– другого учащегося школы (указать Ф. И., класс)

– сотрудника школы (указать Ф. И. О., должность)

– родителей (указать Ф. И. О. родителя, указать Ф. И. ребенка, класс)

Эпизод буллинга произошел в:

– школьном дворе

– классном кабинете во время перемены

– классном кабинете во время занятия

– коридоре во время перемены

– коридоре во время занятия

– туалете во время перемены

– туалете во время занятия

– столовой

кибербуллинг (указать сайт, наименование соцсети, мессенджера и т. п.)

Другое (указать)

Тип буллинга

Физический

Вербальный

Порча личных вещей

Устрашение, запугивание

Изоляция (запирание в каком-либо помещении)

Распространение информации, порочащей честь и достоинство

Кибербуллинг

Другое (указать)

Краткое описание эпизода буллинга

Краткое описание предпринятых действий

Ознакомьте педагогов и иных сотрудников с системой выявления и фиксации случаев буллинга. Это необходимо, чтобы они знали, в каких случаях обязаны зафиксировать письменно информацию об эпизоде травли, если они стали его свидетелями.

Целесообразно разрешить педагогам сообщать вам о травле устно и неформально. А также делиться  с вами и коллегами своими наблюдениями, предположениями и опасениями о поведении детей, в том числе если учитель стал свидетелем травли. Так другие педагоги будут в курсе ситуации и смогут более пристально понаблюдать за конкретными учениками. А это, в свою очередь, поможет подтвердить или опровергнуть предположение о конфликтной ситуации, которая требует вмешательства взрослых.

Оцените степень распространенности травли

Чтобы мотивировать педагогов, школьников и родителей на борьбу с буллингом, мало знать только о фактах травли среди учеников. Важно выяснить, в каком именно виде проявляется травля и насколько она распространилась в школе. Поэтому рекомендуйте педработникам и родителям интересоваться школьной жизнью детей не от случая к случаю, а на регулярной основе. Это позволит узнать, где именно в школе чаще всего происходят конфликты, в какие часы учебного дня, ученики каких классов чаще всего участвуют в эпизодах травли и как именно. Так школа сможет разработать комплексный план действий и применить адекватные ситуациям антибуллинговые меры.

Чтобы понять, какие антибуллинговые меры необходимы вашей школе, поручите педагогу-психологу провести анонимное анкетирование учеников 3–11-х классов. С его помощью вы узнаете, сталкивались ли дети с травлей в школе. Аналогичное исследование можно провести и среди родителей.

Однако по статистике родители оценивают распространенность травли в школе ниже, чем в реальности. Отчасти это объясняется тем, что только в 50 процентах случаев дети жалуются родителям, что их обижают в школе. А также сами родители не всегда придают значения жалобам детей. Поэтому важно провести анкетирование и педагогов, а если есть возможность – то и всех остальных работников школы.

Результаты анкетирования доведите до сведения педагогов. Например, проанализируйте их на педсовете. Кроме этого с результатами анкетирования нужно ознакомить родителей и детей. Для этого можно провести классные собрания, на которых должны присутствовать и родители, и дети.

Выявить ситуации буллинга в классных коллективах и их причины помогут не только анонимные анкетирования. Серьезную роль в профилактике травли играет педагогическое наблюдение за школьниками во время их обычной школьной жизни.

Поручите классным руководителям провести беседы о явлениях буллинга, его причинах, последствиях и ответственности. Или, например, читательскую конференцию для учеников 5–11-х классов, на которой можно обсудить с учениками художественные произведения о буллинге в школе. На классных часах детям младшего школьного возраста можно рассказать о недопустимости издевательств. Лучше использовать для этого игровые формы, организовать работу в команде.

Пусть педагоги во время таких бесед, обсуждений книг, фильмов на тему травли обращают внимание на поведение и высказывания учеников, их реакцию на реплики друг друга и тему в целом. Чью позицию – жертвы или агрессора – они осуждают или поддерживают, или остаются равнодушными. Попросите педагогов после подобных мероприятий поделиться своими наблюдениями за школьниками во время таких бесед., просмотров и обсуждений книг, фильмов и т. п. 

Результаты анкет и наблюдений педагогов в совокупности помогут установить, кто из детей подвергался травле ранее или подвергается ей в настоящее время. А также является потенциальной жертвой или потенциальным агрессором.

Запланируйте мероприятия по профилактике буллинга

Если выявили в школе травлю или ситуации, которые могут привести к ней, создавайте комиссию, которая разработает рекомендации по противодействию буллингу. В комиссию могут войти представитель администрации, педагоги всех уровней обучения, педагог-психолог, социальный педагог, представители учеников старшей школы и родители. Кроме рекомендаций, такая комиссия может проводить регулярные повторные опросы и анкетирования, анализировать их результаты, планировать антибуллинговые мероприятия школы и разрабатывать школьные правила поведения против буллинга. А также вести информационную и просветительскую работу со всеми участниками образовательного процесса: рассказывать об опасности травли и важности своевременного пресечения. И оказывать помощь и поддержку детям, которые попали в опасную ситуацию.

Вместе с комиссией продумайте, какие мероприятия прописать в плане по профилактике буллинга. Предусмотрите диагностическую, просветительскую, коррекционную и информационную работу со всеми участниками образовательного процесса.

Важно, чтобы работа по всем направлениям учила школьников нести ответственность за свои поступки, решать конфликтные ситуации мирным путем. Прививать понимание того, что в ситуации жестокого обращения страдают все стороны: и агрессоры, и жертвы, и наблюдатели. А также формировать у школьников четкое понимание того, что жертвы травли получают психологическую травму различной степени тяжести, а это может приводить к тяжелым последствиям вплоть до самоубийства.

Планируйте мероприятия с детьми, которые будут формировать у них навыки бесконфликтного общения, правильного поведения в конфликте и цивилизованного его решения. Еще важно повышать социальную активность школьников – для этого привлекайте их к подготовке, проведению и непосредственному участию в классных и общешкольных делах. При этом важно обратить внимание на потенциальные или реальные роли детей в ситуации буллинга и подобрать адекватные формы работы.

Например, инициаторов буллинга задействуйте в добровольческой деятельности. Участие в деятельности волонтеров способствует развитию социальных навыков и навыков саморегуляции, учит понимать других людей и сопереживать им. Для потенциальных или реальных жертв буллинга организуйте тренинги, которые помогут сформировать адекватную самооценку и эмоциональную устойчивость, снизить уровень тревожности. Со свидетелями травли проводите профилактические беседы – расскажите им о социальной ответственности и о том, как можно предупредить конфликт.

Можно разработать индивидуальные планы работы с каждым из участников буллинга. Поручите это педагогу-психологу. Индивидуальные планы помогут оказать адресную помощь детям, которые получили травмирующий опыт. Здесь важно уделить внимание личным беседам с жертвой, агрессором и наблюдателями, а также с их родителями.

Специалисту следует учитывать, что разговор с жертвой и агрессором необходимо строить с учетом особенностей их ролей. То есть вопросы, которые помогут установить контакт с жертвой, не сработают в разговоре с агрессором. Например, разговор с жертвой о том, как ей справиться с травлей, нужно сразу ориентировать на решение проблемы – то есть о том, что можно сделать прямо сейчас для улучшения ситуации. Так ребенок-жертва сразу почувствует себя более уверенным. Ниже смотрите примерные вопросы для индивидуальной беседы с ребенком-жертвой.

Пример

Вопросы для индивидуальной беседы с ребенком-жертвой

Правила беседы:

  • Не начинайте беседу сразу с вопросов о эпизоде травли.
  • Задайте несколько вопросов, которые позволят вам выразить искреннюю заинтересованность личностью ребенка, показать свое уважение. Например, спросите о его увлечениях, любимых книгах, мечтах, чертах характера, которые нравятся ему самому. 
  • Переходите к вопросам об эпизоде травли только тогда, когда будете уверены в том, что ребенок готов об этом поговорить.

1. Как ты думаешь, в чем заключается проблема, которая спровоцировала ситуацию?

2. Как ты себя чувствуешь в связи с ситуацией?

3. Правильно ли я тебя понял(а), что...? (кратко резюмируйте рассказ ребенка, чтобы прояснить ситуацию, а также для того, чтобы ребенок почувствовал себя услышанным).

4. Что из того, что ты пробовал(а) для решения ситуации, было успешным, хотя бы частично?

5. Что ты еще можешь попробовать сделать?

6. Как ты планируешь вести себя дальше?

7. Подумай, какие будут последствия каждого из этих вариантов?

8. Выбери для себя наилучший вариант поведения.

9. Как ты собираешься начать?

В конце разговора скажите ребенку, что разговор хоть и был сложным, однако он отлично справился. Поблагодарите ребенка за смелость.

Разговор с агрессором нужно построить так, чтобы выяснить причину агрессивного поведения в сторону жертвы. Полезно кратко описать ситуацию, деликатно расспросить, что ребенок стремится получить такими методами. Ниже смотрите примерную инструкцию, что учесть в работе с ребенком-буллером

Привлекайте родителей к мероприятиям по профилактике буллинга. Это повысит у них чувство ответственности за свои действия и за поступки их детей. Поможет понять, насколько важно конструктивное социальное взаимодействие семьи и школы в противостоянии травле. А также создаст условия комфортного межличностного взаимодействия между участниками образовательного процесса. И сделает более эффективной коррекцию негативного поведения потенциальных буллеров.

Предусмотрите в плане мероприятия для родителей: тематические собрания, индивидуальные консультации. Это необходимо, чтобы оказать им помощь в ситуации травли их ребенка или в ситуации, когда их ребенок оказался буллером или свидетелем травли.

Помогите родителям научиться объяснять ребенку-буллеру или ребенку, который стал равнодушным свидетелем травли, что такое поведение недопустимо. Или, наоборот, как разговорить ребенка-жертву, который стесняется попросить о помощи. А также обучайте родителей навыку распознавать первые признаки травли. Поручите педагогу-психологу провести родительское собрание «Травля в классе: как заметить и чем помочь ребенку».

Используйте готовый образец плана мероприятий по профилактике буллинга. В нем указаны профилактические мероприятия по четырем направлениям, сроки проведения и ответственные.

Совет

Включите в план работы против травли курс для школьников «Каждый важен»

Программа курса разработана Федеральным научно-методическим центром в области психологии и педагогики толерантности (tolerancecenter.ru). Курс включает в себя восемь интерактивных подпрограмм с мультимедийным контентом, фильмами и практическими материалами. Также с помощью курса педагоги смогут повысить свою квалификацию и использовать его материалы для уроков о борьбе с травлей.

Используйте в работе памятки для учителей, школьников и их родителей.

Разработайте правила против буллинга

Главное правило против буллинга прежде всего для администрации, педколлектива и иных работников школы – в школе должно быть принято замечать ситуации травли и вмешиваться в них. И это правило, в свою очередь, коллектив школы должен совместными усилиями донести до детей и их родителей.

Чтобы закрепить отношение школы к травле, разработайте локальный нормативный акт – Правила противодействия травле. Используйте в документе простые формулировки, чтобы все школьники, в том числе ученики начальных классов, поняли принципы, на которых основаны правила против буллинга.

Пригласите принять участие в подготовке Правил школьных психологов, учителей, представителей учеников и родителей. Так они воспримут документ не как директиву администрации, а как соглашение, которое обсудили и приняли все вместе.

Пример

Формулировка «Что такое травля»

Травлей в МБОУ «Средняя школа № 1» считают поступки, которые обижают и причиняют вред ученикам или учителям. Травля, в отличие от ссоры, повторяется: обидчики постоянно унижают, оскорбляют, избивают своих жертв.

Удары, тычки, пинки, щипки, а также когда человеку загораживают проход, мешают взять его вещь или отбирают ее – это травля. Издевательские шутки, унизительные высказывания, ругань тоже считаются травлей.

Укажите в Правилах, как ученики, родители или учителя смогут получить помощь. При этом Правила должны гарантировать анонимность и безопасность жертвы.

Пример

Формулировка «О гарантии анонимности для жертвы травли»

Школа гарантирует анонимность тому, кто сообщил, что его травят, а также свидетелю травли. Факт обращения не будет использован в дальнейшем (при проведении аттестации, выставлении оценок и т. д.).

В Правилах укажите, к кому из работников школы могут обратиться дети или родители. Придумайте карточки с контактами или воспользуйтесь готовыми.

Карточка с контактами для родителей

https://1zavuch.ru/system/content/image/66/1/-41179324/

Карточка с контактами для учеников

https://1zavuch.ru/system/content/image/66/1/-41179326/

Чтобы было проще разработать локальный нормативный акт против буллинга в школе, используйте готовый образец. В него включены четыре раздела: «Общие положения», «Обязанности работников школы», «Помощь свидетелям и жертвам травли», «Ответственность работников школы и участников травли».

Совет

Используйте методические материалы для школ, которые разработали в рамках проекта «Травли.NET».

Методические материалы помогут разработать свой локальный акт. Бесплатно скачать их можно на сайте травлинет.рф.