ВЫБИРАЯ ПРОФЕССИЮ…
Выбор профессии – такой же естественный этап развития каждого человека, как первые шаги и первые слова. Это – в том случае, если ребенок развивается нормально, окружен любовью и заботой. Выбор профессии — наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию. Психологическая готовность старшеклассника к выбору профессии во многом зависит от взрослых. Если ребенку созданы нормальные условия для его личностного развития, то в подростковом возрасте решение о выборе профессии принимается легко и естественно. Проблемы выбора профессии - только верхушка айсберга личностных проблем и сигнал внутреннего желания быть благополучным. Смысл профориентационной работы заключается в постепенном формировании у подростка внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов, осознание требований профессии к человеку, степени сформированности профессионально важных качеств. Они формируются только на основе личностных качеств и жизненных ценностей. Формирование готовности к самоопределению возможно при условии сотрудничества со взрослым, от которого ждут не готовых решений и советов, а честного разговора о волнующих подростка проблемах и достоверной информации, на основе которой он сам примет решение. Вся профориентационная работа направлена на формирование ответственного отношения обучающихся к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий. Цель профориентационной работы с обучающимися – формирование устойчивой потребности в саморазвитии и социально-профессиональной самореализации на основе самопознания, самоконтроля, самообразования и самовоспитания.
Таким образом, выбирая профессию, ребятам должны быть информированы по следующим направлениям:
• личностное и профессиональное самоопределение;
• темперамент и профессия, самооценка;
• направленность личности;
• эмоциональная сфера;
• диагностика особенностей интеллектуальной сферы в целях выявления склонностей к разным видам деятельности;
• профессиональные интересы и склонности;
• мир профессий и правила планирования профессиональной карьеры.
Школьники в ходе самодиагностики изучают свои психологические особенности, «примеряют» различные модели поведения и оценивают их эффективность. Психолого-педагогическими средствами можно создать поле выбора профиля обучения и сформировать психологическую готовность учащихся к этому выбору на основе знаний о своем профессиональном и личностном потенциале. Задача выпускника научиться ставить перед собой достижимые цели, развить способность к трудовой деятельности, формировать жизненные ценности, учиться выбирать оптимальный путь к их достижению, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из неудач и брать на себя ответственность за свои поступки. Этот путь требует осознанной и слаженной работы всех участников образовательного процесса, хороших программ и учебников, компетентных специалистов в области профильного обучения и предпрофильной подготовки…