Рабочая программа воспитания 22-23

Рабочая программа воспитания обучающихся основного общего образования
по ФГОС-2021 МБОУ «Каменская СОШ» на 2022/23 учебный год
Раздел 1. Анализ воспитательного процесса в МБОУ «Каменская СОШ»
МБОУ «Каменская средняя общеобразовательная школа» расположена на
территории закрытого военного гарнизона, что и обуславливает особенности её
развития.
В школе обучаются дети из п. Камышовка, дети из семей военнослужащих и дети,
чьи родители закончили Каменскую школу и хорошо знают традиции, историю и
специфику воспитательного процесса учреждения.
Всё это придаёт школе некую
семейственность, где деятельность всех
участников воспитательного процесса направлена на воспитание гражданинапатриота, привитие основных нравственных устоев.
Процесс воспитания в МБОУ «Каменская СОШ» основывается на следующих
принципах взаимодействия педагогических работников и обучающихся:









неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и обучающегося,
соблюдение конфиденциальности информации об обучающемся и семье,
приоритета безопасности обучающегося при нахождении в школе;
ориентир на создание в школе психологически комфортной среды для каждого
обучающегося и взрослого, без которой невозможно конструктивное
взаимодействие обучающихся и педагогических работников;
реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе
детско-взрослых общностей, которые бы объединяли обучающихся
и педагогических работников яркими и содержательными событиями,
общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг
к другу;
организация основных совместных дел обучающихся и педагогических
работников как предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся;
системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его
эффективности.

Основные традиции воспитания в МБОУ «Каменская СОШ»:
стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые
общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогических работников;
 важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для
воспитания других совместных дел педагогических работников
и обучающихся является коллективная разработка, коллективное
планирование, коллективное проведение и коллективный анализ
их результатов;
 в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления
обучающегося увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного
наблюдателя до организатора);


в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между
классами, поощряется конструктивное межвозрастное взаимодействие
обучающихся, а также их социальная активность;
 педагогические работники школы ориентируются на формирование
коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных
детских объединений, на установление в них доброжелательных
и товарищеских взаимоотношений;
 ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно
развивающую, организационную, посредническую (в разрешении
конфликтов) функции.


Самоанализ воспитательной деятельности показал, что школе в 2021/22 учебном году
удалось:
сохранить преемственность познавательной активности школьников
на уровне НОО и на уровнях ООО и СОО;
 повысить уровень социальной компетентности обучающихся 5–9-х классов;
 повысить уровень ответственности и самостоятельности обучающихся 9–11-х
классов;
 сохранить долю обучающихся 9–11-х классов, которые показали
сформированность нравственных ценностей.


В личностном развитии школьников за 2021/22 учебный год отмечается устойчивая
позитивная динамика.
У обучающихся 1 – 6 классов остались нерешенными такие проблемы, как неумение
включаться в работу группы, неумения сотрудничать, неконструктивного поведения
в конфликте, а также низкий уровень владения элементарными нормами поведения.
Поэтому в 2022/23 учебном году школа планирует особое внимание уделить
формированию социальной компетентности обучающихся уровня 1 – 6 классов,
повышению уровня учебной мотивации, познавательной активности, ответственности
и самостоятельности, сформированности нравственных ценностей обучающихся 5–11х классов.
Раздел 2. Цель и задачи воспитания обучающихся
Цель: личностное развитие школьников, проявляющееся в осознании российской
гражданской идентичности; готовности обучающихся к саморазвитию,
самостоятельности и личностному самоопределению; в наличии мотивации к
целенаправленной социально значимой деятельности; сформированности
внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе,
окружающим людям и жизни в целом

Целевые приоритеты
Готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных
ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания:


готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей;



активное участие в жизни семьи, школы, местного сообщества, родного края, страны;



неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;



понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;



представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе;



представление о способах противодействия коррупции;



готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;



готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрстве);

патриотического воспитания:


осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;



ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;



уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в
родной стране;

духовно-нравственного воспитания:


ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;



готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей
с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;



активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства;

эстетического воспитания:


восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;



понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических

культурных традиций и народного творчества;


стремление к самовыражению в разных видах искусства;

физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:


осознание ценности жизни;



ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность);



осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;



соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде;



способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;



умение принимать себя и других, не осуждая;



умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять
собственным эмоциональным состоянием;



сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека;

трудового воспитания:


установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
Организации, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность;



интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания;



осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;



готовность адаптироваться в профессиональной среде;



уважение к труду и результатам трудовой деятельности;



осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

экологического воспитания:


ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды;



повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;



активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;



осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред;



готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

ценности научного познания:


ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой;



овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;



овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия

Задачи:

















реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся,
поддерживать активное участие классных сообществ в жизни
образовательной организации;
вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения,
работающие по школьным программам внеурочной деятельности,
реализовывать их воспитательные возможности;
использовать в воспитании обучающихся возможности школьного урока,
поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий
с обучающимися;
организовывать работу с семьями обучающихся, их родителями (законными
представителями), направленную на совместное решение проблем
личностного развития обучающихся;
реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,
поддерживать традиции их коллективного планирования, организации,
проведения и анализа в школьном сообществе;
поддерживать деятельность функционирующих на базе образовательной
организации детских общественных объединений и организаций;
организовывать для обучающихся экскурсии, экспедиции, походы
и реализовывать их воспитательный потенциал;
организовывать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный
потенциал;
развивать предметно-эстетическую среду образовательной организации
и реализовывать ее воспитательные возможности;
создавать условия для успешного развития самоуправления в школе;
организовывать работу по успешному самоопределению обучающихся в сфере
профориентационной направленности.
Раздел 3. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности

Виды, формы и содержание воспитательной деятельности учитывают специфику
МБОУ «Каменская СОШ», интересы субъектов воспитания, тематику модулей.

Модуль «Классное руководство»
Классный руководитель организует работу по четырём направлениям:
1. Работа с классным коллективом:






участие класса в общешкольных ключевых делах;
организация интересных и полезных дел в классе;
проведение классных часов;
сплочение коллектива;
выработка законов класса.

2. Индивидуальная работа с учащимися:





изучение личностных особенностей школьников;
поддержка ребенка в решении проблем;
индивидуальная работа по заполнению портфолио;
коррекция поведения ребенка.

3. Работа с учителями, преподающими в классе:





консультации классного руководителя с учителями-предметниками;
проведение мини-педсоветов;
привлечение учителей к участию во внутриклассных делах;
привлечение учителей к участию в родительских собраниях.

4. Работа с родителями учащихся или их законными представителями:







регулярное информирование родителей об успехах и проблемах детей;
помощь родителям в регулировании их отношений с администрацией
и учителями;
организация родительских собраний;
организация работы родительских комитетов классов;
привлечение родителей к участию в делах класса;
организация классных семейных праздников.
Модуль «Школьный урок»

Воспитательный потенциал урока будет реализован в полной мере при условии
обеспечения педагогами трёх аспектов в учебном процессе:
1. Создание атмосферы доверия к учителю, интереса к предмету:
неформальное общение учителя и ученика вне урока;
использование на уроках знакомых детям актуальных примеров из книг,
мультфильмов, игр;
 использование потенциала юмора;
 обращение к личному опыту учеников;









внимание к интересам, увлечениям, успехам учеников;
проявление участия, заботы к ученику;
создание привлекательных традиций класса/кабинета/урока;
признание ошибок учителем;
тщательная подготовка к уроку.

2. Отбор воспитывающего содержания урока:
включение в урок воспитывающей информации, организация работы с ней,
побуждение к обсуждению, высказыванию мнений, формулировке
собственного отношения к ней;
 привлечение внимания учеников к нравственным проблемам, связанным
с материалом урока;
 привлечение внимания учеников к проблемам общества.


3. Использование активных форм организации учебной деятельности
на уроке:
интерактивные формы организации деятельности: учебные дискуссии,
викторины, ролевые, деловые и настольные игры и т. п.;
 организация исследовательской деятельности учеников.


Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется
преимущественно через:






вовлечение школьников в интересную и полезную деятельность;
формирование детско-взрослых общностей в кружках и секциях;
создание традиций в детско-взрослых общностях;
поддержка школьников с лидерской позицией;
поощрение детских инициатив и самоуправления;

Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной осуществляется
через следующие направления:
Направление
Описание содержания курсов
внеурочной
деятельности (по виду
основной деятельности)

Форма
организации
курсов внеурочной
деятельности

Познавательная
деятельность

Кружок «Шахматы»

Обеспечивают передачу социально
значимых знаний.
Развивают детскую

любознательность.
Привлекают внимание школьников
к экономическим, политическим,
экологическим, гуманитарным
проблемам общества.
Формируют гуманистическое
мировоззрение и научную картину
мира
Художественное
творчество

Создают благоприятные условия для
самореализации детей, раскрытия
их творческих способностей.

Вокальная студия
«Домисолька»
Кружок «Палитра»

Способствуют общему духовнонравственному развитию.
Формируют чувство вкуса и умение
ценить прекрасное.
Формируют ценностное отношение
к культуре
Проблемно-ценностное
общение

Развивают коммуникативные
компетенции школьников.

Кружок «Синяя
птица»

Формируют культуру общения.
Развивают умение слушать и слышать
других, уважать чужое мнение
и отстаивать свое собственное,
терпимо относиться к разнообразию
взглядов людей
Туристско-краеведческая Формируют любовь к своему краю,
деятельность
его истории, культуре, природе.

Кружок «Юный
экскурсовод»

Развивают самостоятельность
и ответственность учеников.
Формируют навыки
самообслуживания
Спортивно-

Способствуют физическому развитию

Секция

оздоровительная
деятельность

детей.

«Спортивные игры»

Формируют ценностное отношение
к своему здоровью.
Побуждают к здоровому образу
жизни.
Способствуют формированию силы
воли, ответственности, установок
на защиту слабых

Трудовая деятельность

Развивают творческие способности
школьников.
Формируют трудолюбие
и уважительное отношение
к физическому труду

Кружок «В
творческой
мастерской»

Модуль «Работа с родителями (законными представителями)»
Работа с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется для
более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается
согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Задачи работы с родителями:
1. Организация конструктивного общения педагогов с родителями.
2. Привлечение родителей к участию в организации деятельности школьников.
3. Повышение педагогической грамотности родителей.
Работа с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется
в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
общешкольный родительский комитет школы, участвующий в управлении
школой и решении вопросов воспитания и социализации обучающихся;
 родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных
особенностей обучающихся, формы и способы доверительного
взаимодействия родителей (законных представителей) с обучающимися,
проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением
специалистов;
 родительские дни, во время которых родители (законные представители) могут
посещать школьные уроки и внеурочные занятия для получения
представления о ходе учебно-воспитательного процесса в образовательной
организации;


общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
 семейный ликбез, на котором родители (законные представители) получают
ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей,
социальных работников и обмениваются собственным творческим опытом
и находками в деле воспитания обучающихся;
 родительские форумы при школьном интернет-сайте, на которых обсуждаются
интересующие родителей (законных представителей) вопросы, а также
осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогических
работников.


На индивидуальном уровне:
работа специалистов по запросу родителей (законных представителей) для
решения острых конфликтных ситуаций;
 участие родителей (законных представителей) в педагогических консилиумах,
собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением
и воспитанием конкретного обучающегося;
 помощь со стороны родителей (законных представителей) по подготовке
и в проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий
воспитательной направленности;
 индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных
усилий педагогических работников и родителей (законных представителей).


Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает
участие большая часть обучающихся. Ключевые дела обязательно планируются,
готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогическими работниками
и обучающимися. Это комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых
для обучающихся, объединяющих их вместе с педагогическими работниками в единый
коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа
обучающихся и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят
их в ответственную позицию к происходящему в образовательной организации. Для
реализации воспитательных задач модуля в школе используются различные виды
и формы работы на четырех уровнях:



вне школы:

социальные проекты, открытые дискуссионные площадки, спортивные
состязания, праздники, фестивали, представления, которые проводятся для
жителей посёлка, всероссийские акции, посвященные значимым
отечественным и международным событиям, и т. п.;



на уровне школы:

разновозрастные сборы, общешкольные праздники, торжественные ритуалы
посвящения, церемонии награждения и т. п.;


на уровне классов:

выбор и делегирование представителей классов в Совет обучающихся,
ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел; участие классов
в реализации общешкольных ключевых дел; проведение в рамках класса
итогового анализа общешкольных ключевых дел учениками, участие
представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне
общешкольных советов и т. п.;


на уровне обучающихся:

вовлечение по возможности каждого ученика в ключевые дела в различных
ролях; индивидуальная помощь ученику в освоении навыков подготовки,
проведения и анализа ключевых дел; наблюдение за поведением ученика
в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его
отношениями со сверстниками, старшими и младшими ребятами,
с педагогическими работниками и другими взрослыми; при необходимости
коррекция поведения.
Модуль «Детские общественные объединения»
Действующее на базе школы детское общественное объединение — это
добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по
инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов
для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017)
«Об общественных объединениях» (ст. 5). Таковым в школе является ОТРЯД
ЮНАРМЕЙЦЕВ. Воспитание в этом детском общественном объединении
осуществляется через :

• утверждение и последовательную реализацию демократических процедур
(выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов
общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.), дающих
ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского
поведения;
• организацию общественно- полезных дел, дающих детям возможность
получить важный для их личностного развития опыт деятельности,
направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить
в себе такие качества, как забота, уважение, умение сопереживать, умение
общаться, слушать и слышать других. Такими делами являются: посильная
помощь, оказываемая школьниками пожилым людям; совместная работа
с учреждениями местного самоуправления ( благоустройство воинских
захоронений в п.Солдатское, уход за могилой А.Похилько); участие школьников
в работе на прилегающей к школе территории, работа на школьной Аллее
Памяти, уход за деревьями и кустарниками и другое.
• организацию общественно- полезных дел, дающих детям возможность
получить важный для их личностного развития опыт осуществления
мероприятий, направленных на помощь другим людям, своей школе, обществу
в целом; развить в себе такие качества, как внимание, забота, уважение, умение
сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других;
• договор, заключаемый между ребенком и детским общественным
объединением, традиционной формой которого является торжественное
обещание (клятва) при вступлении в объединение. Договор представляет собой
механизм, регулирующий отношения, возникающие между ребенком
и коллективом детского общественного объединения, его руководителем,
школьниками, не являющимися членами данного объединения;
• формальные и неформальные встречи членов детского общественного
объединения для обсуждения вопросов управления объединением,
планирования дел в школе, празднования знаменательных для членов
объединения событий;
• лагерные сборы детского объединения, проводимые в каникулярное время на
базе загородного лагеря. Здесь в процессе круглосуточного совместного
проживания смены формируется костяк объединения, вырабатывается
взаимопонимание, система отношений, выявляются лидеры, формируется
атмосфера сообщества, формируется и апробируется набор значимых дел;

• поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов,
формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство
причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством
введения особой символики детского объединения, проведения ежегодной
церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и поддержки
интернет странички детского объединения на школьном сайте);
• участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях,
деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Это
может быть как участием школьников в проведении разовых акций, которые
часто носят масштабный характер, так и постоянной деятельностью школьников
Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»
Экскурсии, экспедиции, походы помогают обучающимся расширить свой кругозор,
получить новые знания об окружающей социальной, культурной, природной среде,
научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт
социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях.
На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для
воспитания у обучающихся самостоятельности и ответственности, формирования у них
навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических
наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил,
имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов
и форм деятельности:


экскурсии или походы выходного дня, организуемые классными
руководителями и родителями (законными представителями) обучающихся:
в музей, в картинную галерею, в технопарк, на предприятие, на природу
(проводятся как интерактивные занятия с распределением среди обучающихся
ролей и соответствующих им заданий, например: фотографов, разведчиков,
гидов, корреспондентов, оформителей);



турслеты с участием команд, сформированных из педагогических работников
и обучающихся, включающий в себя, например: соревнование по технике
пешеходного туризма, соревнование по спортивному ориентированию,
конкурс на лучшую топографическую съемку местности, конкурс знатоков
лекарственных растений, конкурс туристской кухни, конкурс туристской
песни, конкурс благоустройства командных биваков, комбинированную
эстафету.

Модуль «Школьные медиа»
В школе создана и давно функционирует газета «На трёх этажах», целью которой
является развитие коммуникативной культуры школьников, формирование
навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации
учащихся. Воспитательный потенциал школьной газеты реализуется в рамках
следующих видов и форм деятельности:
• разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников
и консультирующих их взрослых развивает умение общаться, прислушиваться к
чужому и высказывать своё мнение;
• освещение (через школьную газету) наиболее интересных моментов жизни
школы, популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций,
деятельности органов ученического самоуправления;
•
школьная
газета
является
информационной
платформой
для
старшеклассников, на страницах которой ими размещаются материалы о вузах,
колледжах и востребованных рабочих вакансиях, которые могут быть интересны
школьникам;
• организуются творческие мастерские, через которые ученики могут печатать
свои рассказы, поэтические произведения, сказки, репортажи и научнопопулярные статьи;
• школьный медиацентр — созданная из заинтересованных добровольцев группа
информационно-технической
поддержки
школьных
мероприятий,
осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных
праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей;
• участие школьников в конкурсах школьных медиа;
• сотрудничество с районной газетой «Выборг», расширяющее медиа
пространство школы.
Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая обучающихся предметно-эстетическая среда школы при условии
ее грамотной организации обогащает внутренний мир обучающегося, способствует
формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического
комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует
позитивному восприятию обучающимся образовательной организации.
Воспитывающее влияние на обучающегося осуществляется через такие формы работы
с предметно-эстетической средой школы, как:


















оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров,
рекреаций, залов, лестничных пролетов и т. п.), их периодическая
переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения
негативных установок обучающихся на учебные и внеучебные занятия;
размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих
работ обучающихся, позволяющих им реализовать свой творческий
потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин
определенного художественного стиля, знакомящего обучающихся
с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных
событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных
экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т. п.);
озеленение пришкольной территории, разбивка клумб;
создание и поддержание в рабочем состоянии в вестибюле школы стеллажей
свободного книгообмена, на которые желающие обучающиеся, родители
(законные представители) и педагогические работники могут выставлять для
общего пользования свои книги, а также брать с них для чтения любые
другие;
благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными
руководителями вместе с обучающимися своих классов, позволяющее
обучающимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее
повод для длительного общения классного руководителя с обучающимися;
событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных
школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек,
творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т. п.);
совместная с обучающимися разработка, создание и популяризация особой
символики (флаг, гимн, логотип школы), используемой как в школьной
повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной
организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых
общешкольных дел и иных происходящих в жизни образовательной
организации знаковых событий;
регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов
по благоустройству различных участков пришкольной территории (например,
высадке культурных растений, закладке газонов, сооружению альпийских
горок, созданию инсталляций и иного декоративного оформления отведенных
для детских проектов мест);
акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметноэстетической среды (стенды, плакаты) на важных для воспитания ценностях
школы, ее традициях, правилах.

Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать
в детях инициативность, самостоятельность, ответствен-ность, трудолюбие,
чувство собственного достоинства, а школьникам предоставляет широкие
возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их
к взрослой жизни. Поскольку учащимся не всегда удается самостоятельно
организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время
может трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора)
в детско-взрослое самоуправление. Детское самоуправление в школе
осуществляется следующим образом.
На уровне школы:
• через деятельность Совета обучающихся, создаваемого для учета мнения
школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия
административных решений, затрагивающих их права и законные интересы, для
облегчения распространения значимой для школьников информации
и получения обратной связи от классных коллективов;
• через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего
и организующего проведение личностно значимых для школьников событий
(соревнований, конкурсов, фестивалей, мониторингов, флешмобов и т.п.);
• через деятельность творческих групп, отвечающих за проведение тех или иных
конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;
• через деятельность созданной из наиболее авторитетных старшеклассников
и курируемой школьным психологом группы по урегулированию конфликтных
ситуаций в школе.
На уровне классов:
• через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса
лидеров, представляющих интересы класса в общешкольных делах
и призванных координировать работу общешкольных органов самоуправления
и классных руководителей;

• через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за
различные направления работы класса;
На индивидуальном уровне:
• через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение
и анализ общешкольных и внутриклассных дел;
• через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль,
функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной
комнатой, комнатными растениями и т.п.
Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению
«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение
школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации,
организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной
деятельности учителя и ребенка —подготовить школьника к осознанному
выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая
профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность
школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное
самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире,
охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную
составляющие такой деятельности.
Эта работа осуществляется через :
• циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку
школьника к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего;
• профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов
(ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную
позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах
выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной
школьникам профессиональной деятельности;
• экскурсии на предприятия, знакомство с бытом в/ч 02511, дающие
школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях
работы людей, представляющих эти профессии;

• посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических
профориентационных парков, дней открытых дверей в средних специальных
учебных заведениях и вузах;
,• организация на базе пришкольного детского лагеря отдыха
профориентационных смен, в работе которых принимают участие эксперты
в области профориентации, и где школьники могут глубже познакомиться
с теми или иными профессиями, получить представление об их специфике,
попробовать свои силы в той или иной профессии, развивать в себе
соответствующие навыки;
• совместное с педагогами изучение интернет-ресурсов, посвященных выбору
профессий, прохождение профориентационного онлайн тестирования,
прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям
образования;
• участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных
в сети Интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач,
участие в мастер-классах, посещение открытых уроков на платформе
«Проектория»;
• освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по
выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или
в рамках курсов дополнительного образования.
Раздел 4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся
Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной
позиции школьников МБОУ «Каменская СОШ» решает следующие воспитательные
задачи:



формирование у школьников активной жизненной позиции;
вовлечение школьников в совместную деятельность и активное участие в ней.

В МБОУ «Каменская СОШ» система поощрения социальной успешности и проявления
активной жизненной позиции учеников организована как система конкурсов,
объявляемых в начале учебного года:









«Ученик года»;
«Лидер года»;
«Лучший спортсмен года»;
«Самый классный класс»;
«Волонтер года»;
«Лучший читатель года»;
«Лучший художник школы»;
«Лучший чтец школы»;



«Лучший юнармеец школы»

Принять участие в конкурсах могут все желающие. Условия участия в конкурсах
зафиксированы в соответствующих локальных актах. Фиксация достижений
участников осуществляется в виде портфолио в течение учебного года. Итоги
подводятся в конце учебного года. Обсуждение кандидатур осуществляет
педагогический совет и заседание Совета обучающихся, которые принимают решение
о победителях, призерах и лауреатах конкурсов по итогам голосования.
Ведение портфолио участника конкурса регламентирует соответствующий локальный
акт. Портфолио конкурсанта должно включать:
артефакты признания – грамоты, поощрительные письма, фотографии призов
и т. д.;
 артефакты деятельности – рефераты, доклады, статьи, чертежи или фото
изделий и т. д.


Принципы поощрения, которыми руководствуется МБОУ «Каменская СОШ»:
1. Публичность поощрения – информирование всех учеников школы
о награждении, проведение процедуры награждения в присутствии
значительного числа школьников.
2. Прозрачность правил поощрения – они регламентированы положением
о награждениях. Ознакомление школьников и их родителей с локальным
актом обязательно.
3. Регулирование частоты награждений – награждения по результатам конкурсов
проводятся один раз в год по уровням образования.
4. МБОУ «Каменская СОШ» использует сочетание индивидуального
и коллективного поощрения для стимулирования групп школьников
к преодолению межличностных противоречий между получившими награду
и не получившими ее.
5. Дифференцированность поощрений – поощрения и награды разделены
на уровни и типы наград, что поддерживает стимулирующее действие
системы поощрения.
Формы поощрений социальной успешности и проявлений активной жизненной
позиции обучающихся МБОУ «Каменская СОШ»:





объявление благодарности;
награждение грамотой;
вручение сертификатов и дипломов;
награждение ценным подарком.

Информирование родителей (законных представителей) о поощрении ребенка МБОУ
«Каменская СОШ» осуществляется посредством направления благодарственного
письма.

Информация о предстоящих торжественных процедурах награждения, о результатах
награждения размещается на стенде в холлах главного здания школы и ее филиалах, на
сайте школы и ее странице в социальных сетях.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».