Рабочая программа воспитания общая по требованиям ФОП 23/24уч.год

Приложение
к ООП НОО, ООО, СОО
ПРИНЯТА
На заседании
педагогического совета
протокол № 1 от 31.08.2023г.

УТВЕРЖАЮ
директор школы
Батуевская О.В.
приказ № 200 от 31.08.2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВОСПИТАНИЯ
(на основе Федеральной рабочей программы воспитания)

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Каменская средняя общеобразовательная школа»
(МБОУ «Каменская СОШ»)
на уровень начального общего образования

2023 год

Содержание
Пояснительная записка............................................................................................................ 3
1. Целевой раздел ..................................................................................................................... 3
1.1. Цель воспитания обучающихся в МБОУ «Каменская СОШ»: ................................. 4
1.2. Задачи воспитания обучающихся в МБОУ «Каменская СОШ»: ............................. 4
1.3. Целевые ориентиры результатов воспитания. ........................................................... 5
2. Содержательный раздел ...................................................................................................... 8
2.1. Уклад образовательной организации .......................................................................... 8
2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности ................................... 11
Модуль «Урочная деятельность» .................................................................................. 11
Модуль «Внеурочная деятельность» ............................................................................ 12
Модуль «Классное руководство».................................................................................. 13
Модуль «Основные школьные дела» ........................................................................... 15
Модуль «Школьный музей» .......................................................................................... 18
Модуль «Внешкольные мероприятия»......................................................................... 18
Модуль «Организация предметно-пространственной среды» ................................... 19
Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)» ............... 20
Модуль «Самоуправление» ........................................................................................... 21
Модуль «Профилактика и безопасность» .................................................................... 21
Модуль «Социальное партнерство» ............................................................................. 22
Модуль «Профориентация»........................................................................................... 23
3. Организационный раздел .................................................................................................. 23
3.1. Кадровое обеспечение ................................................................................................ 23
3.2. Нормативно-методическое обеспечение................................................................... 24
3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными
потребностями .................................................................................................................... 25
3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной
позиции обучающихся. ...................................................................................................... 26
3.5. Анализ воспитательного процесса в МБОУ «Каменская СОШ» ........................... 27

2

Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания ООП НОО, ООО, СОО МБОУ «Каменская СОШ»
(далее – Программа воспитания) разработана на основе Федеральной рабочей
программы воспитания для общеобразовательных организаций. Данная программа
основывается на единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней
общего образования, соотносится с рабочими программами воспитания для
образовательных организаций дошкольного и среднего профессионального
образования.
Программа воспитания:
 предназначена для планирования и организации системной воспитательной
деятельности в МБОУ «Каменская СОШ»;
 разработана с участием коллегиальных органов управления МБОУ
«Каменская СОШ», в том числе Совета обучающихся, Управляющего совета, и
утверждена педагогическим советом школы;
 реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой
совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений,
социальными институтами воспитания;
 предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и
нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых
конституционных норм и ценностей;
 предусматривает историческое просвещение, формирование российской
культурной и гражданской идентичности обучающихся.

Программа воспитания включает три раздела: целевой, содержательный,
организационный.
В соответствии с особенностями МБОУ «Каменская СОШ» внесены изменения
в содержательный и организационный разделы программы воспитания. Изменения
связаны с особенностями организационно-правовой формы, контингентом
обучающихся и их родителей (законных представителей), направленностью
образовательной программы, в том числе предусматривающей углубленное изучение
отдельных учебных предметов, учитывающей этнокультурные интересы, особые
образовательные потребности обучающихся.
1. Целевой раздел
Содержание воспитания обучающихся в МБОУ «Каменская СОШ» определяется
содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей,
которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы
определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный
компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные
ценности культуры, традиционных религий народов России.
Воспитательная деятельность в МБОУ «Каменская СОШ» планируется и
осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере
воспитания. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей
3

является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские
традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями,
способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к
мирному созиданию и защите Родины.
1.1. Цель воспитания обучающихся в МБОУ «Каменская СОШ»:
развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства;
 формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества,
закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного
уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде.


1.2. Задачи воспитания обучающихся в МБОУ «Каменская СОШ»:
усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций, которые выработало российское общество (социально значимых
знаний);
 формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям,
традициям (их освоение, принятие);
 приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных
отношений, применения полученных знаний;
 достижение
личностных результатов освоения общеобразовательных
программ в соответствии с ФГОС НОО.


Личностные результаты освоения обучающимися образовательных программ включают:

осознание российской гражданской идентичности;
сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;
готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению;
 наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
 сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.




Воспитательная деятельность в образовательной организации планируется и
осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурноисторического, системно-деятельностного, личностно ориентированного подходов и с
учетом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания,
совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру,
безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности
образовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с
4

ФГОС НОО, ООО, СОО и отражает готовность обучающихся руководствоваться
ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том
числе в части:
1) гражданского воспитания, способствующего формированию российской
гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской
Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и
субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и
обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;
2) патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю,
Родине, своему народу, уважении к другим народам России; исторического
просвещения, формирования российского национального исторического сознания,
российской культурной идентичности;
3) духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры
народов России, традиционных религий народов России, формирования традиционных
российских семейных ценностей; воспитания честности, доброты, милосердия,
справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти
предков;
4) эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры
на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщения к лучшим
образцам отечественного и мирового искусства;
5) физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового
образа жизни и эмоционального благополучия – развитие физических способностей с
учетом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в
природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
6) трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность,
получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно
достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в
профессиональной деятельности;
7) экологического воспитания, способствующего формированию экологической
культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на
основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты,
восстановления природы, окружающей среды;
8) ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к
познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний,
качественного образования с учетом личностных интересов и общественных
потребностей.
1.3. Целевые ориентиры результатов воспитания.
Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП НОО, ООО,
СОО установлены ФГОС 2021.
5

На основании этих требований в данном разделе представлены целевые ориентиры
результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на достижение которых
должна быть направлена деятельность педагогического коллектива для выполнения
требований ФГОС НОО, ООО, СОО.
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием
воспитания обучающихся на основе российских базовых (гражданских,
конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного
пространства.
Целевые ориентиры
образования.

результатов

воспитания

на

уровне

начального

общего

1. Гражданско-патриотическое воспитание:








знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление
о Родине – России, ее территории, расположении;
сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России,
проявляющий уважение к своему и другим народам;
понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему
родного края, своей Родины – России, Российского государства;
понимающий значение гражданских символов (государственная символика
России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников
Отечества, проявляющий к ним уважение;
имеющий первоначальные представления о правах и ответственности
человека в обществе, гражданских правах и обязанностях;
принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в
доступной по возрасту социально значимой деятельности.

2. Духовно-нравственное воспитание:









уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа,
семейные ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности;
сознающий
ценность
каждой
человеческой
жизни,
признающий
индивидуальность и достоинство каждого человека;
доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать
помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и
моральный вред другим людям, уважающий старших;
умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным
нормам, осознающий ответственность за свои поступки;
владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного
пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми
разных народов, вероисповеданий;
сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного
языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.

3. Эстетическое воспитание:


способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе,
искусстве, творчестве людей;
6

проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой
художественной культуре;
 проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусстве.


4. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные
правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в
том числе в информационной среде;
 владеющий основными навыками личной и общественной гигиены,
безопасного поведения в быту, природе, обществе;
 ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей здоровья,
занятия физкультурой и спортом;
 сознающий
и
принимающий
свою
половую
принадлежность,
соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учетом
возраста.


5. Трудовое воспитание:
сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества;
проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к
результатам труда, ответственное потребление;
 проявляющий интерес к разным профессиям;
 участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой
деятельности.



6. Экологическое воспитание:
понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы,
влияние людей на природу, окружающую среду;
 проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий,
приносящих вред природе, особенно живым существам;
 выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических
норм.


7. Ценность научного познания:
выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям,
науке;
 обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных
объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой
природы, о науке, научном знании;
 имеющий
первоначальные навыки наблюдений, систематизации и
осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях знания.


7

2. Содержательный раздел
2.1. Уклад образовательной организации
В данном разделе раскрываются основные особенности уклада МБОУ «Каменская
СОШ». Уклад задает порядок жизни школы и аккумулирует ключевые характеристики,
определяющие особенности воспитательного процесса. Уклад МБОУ «Каменская
СОШ» удерживает ценности, принципы, нравственную культуру взаимоотношений,
традиции воспитания, в основе которых лежат российские базовые ценности,
определяет условия и средства воспитания, отражающие самобытный облик МБОУ
«Каменская СОШ» и его репутацию в окружающем образовательном пространстве,
социуме.
Характеристики уклада, особенностей условий воспитания в МБОУ «Каменская
СОШ»
МБОУ «Каменская средняя общеобразовательная школа» расположена на территории
закрытого военного гарнизона, что и обуславливает особенности её развития.
В школе обучаются дети из п. Камышовка, дети из семей военнослужащих, дети, чьи
родители закончили Каменскую школу и хорошо знают традиции, историю и
специфику воспитательного процесса учреждения.
Всё это придаёт школе некую семейственность, где деятельность всех участников
воспитательного процесса направлена на воспитание гражданина-патриота, привитие
основных нравственных устоев.
Героико-патриотическое воспитание обучающихся является основным в МБОУ
«Каменская средняя общеобразовательная школа», и это не случайно, т.к. история
школы неразрывно связана с историей в/ч 02511, основным социальным партнёром
учреждения. Именно событиям, связанным с миротворческой деятельностью бригады,
школа обязана созданию Музея Боевой Славы имени Героя России М.Ю. Малофеева,
что явилось ключевым моментом в определении основной направленности
воспитательного процесса школы.
Музей сегодня
школьников.

является

социокультурным

центром

развития

и

воспитания

Взаимосвязь и сотрудничество с войсковой частью послужили основой для развития
юнармейского движения в школе.
Цель МБОУ «Каменская СОШ» в самосознании педагогического коллектива:
воспитание высоконравственных, творческих, компетентных граждан России,
принимающих судьбу Отечества как свою личную, осознающих ответственность за
настоящее и будущее своей страны, укорененных в духовных и культурных традициях
многонационального народа России.
В нашей школе есть традиции: линейка, посвященная Дню знаний и Последнему
звонку, День Рождения школы (23 сентября), Праздничный концерт для мам,
новогодние елки, Уроки Мужества, Вахта Памяти, «Широкая масленица».
8

Основные традиции воспитания в МБОУ «Каменская СОШ»:












стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются основные
школьные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных
усилий педагогических работников;
важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для
воспитания других совместных дел педагогических работников и
обучающихся является коллективная разработка, коллективное планирование,
коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления
обучающегося увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного
наблюдателя до организатора);
в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между
классами, поощряется конструктивное межвозрастное взаимодействие
обучающихся, а также их социальная активность;
педагогические работники школы ориентируются на формирование
коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных
детских объединений, на установление в них доброжелательных и
товарищеских взаимоотношений;
ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно
развивающую,
организационную,
посредническую
(в
разрешении
конфликтов) функции.

Значимые для воспитания всероссийские проекты и программы, в которых МБОУ
«Каменская СОШ» принимает участие:
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Движение первых.
Юнармейское движение.
Движение «Орлята России»
Школьный театр.
Школьный музей.
Школьный медиацентр.

Традиции и ритуалы: еженедельная организационная линейка с поднятием
Государственного флага РФ; посвящение в первоклассники, посвящение в
пятиклассники.
Символика МБОУ «Каменская СОШ»: герб, гимн и знамя школы.
Школа реализует воспитательные практики:
1. Научно-исследовательская деятельность в сфере воспитания – процесс
совместной работы ученика и педагога в изучении объекта, явления или
процессов с определенной целью, но с неизвестным результатом. Целью
такого взаимодействия является создание условий для развития творческой
личности, ее самоопределения и самореализации.
2. Музейная педагогика – создание условий для развития личности путем
включения ее в многообразную деятельность школьного музея.
9

3. Школьное самоупракление (совет школьников) – помогает педагогическому
коллективу воспитывать в учениках: самостоятельность, ответственность,
трудолюбие и чувство собственного достоинства, а обучающимся предоставляет
возможность для самореализации и самовыражения. Поскольку обучающиеся
младших и подростковых классов иногда становится трудно самостоятельно
организовать свою деятельность, то детское самоуправление иногда может
трансформироваться (посредством введения функции педагога – куратора) в детсковзрослое самоуправление.

Проблемные зоны, дефициты, препятствия к достижению эффективных
результатов в воспитательной деятельности:
1. Сотрудничество с родителями – слабый отклик родительской общественности
на призыв школы к решению проблем организации воспитательного
процесса.
2. Проблемы коммуникации родителей и классных руководителей – личное
общение часто заменяется сообщениями в мессенджерах, что понижает
эффективность решения проблем.
Пути решения вышеуказанных проблем:
1. Привлечение родительской общественности к планированию, организации,
проведению воспитательных событий и воспитательных дел, а также их
анализу.
2. Поощрение деятельности активных родителей.
3. Внедрение нестандартных форм организации родительских собраний и
индивидуальных встреч с родителями.
Нормы этикета обучающихся МБОУ «Каменская СОШ»:
1. Соблюдай график посещений, приходи минут за 10–15, не опаздывай к началу
занятий. Если опоздал – вежливо извинись, спроси разрешения учителя войти
в класс и пройти к своему рабочему месту.
2. Всегда приветствуй учителя, одноклассников, друзей и работников школы.
3. Следи за внешним видом: твоя одежда должна быть чистой и удобной,
прическа – опрятной.
4. Имей при себе сменную обувь. Верхнюю одежду оставляй в раздевалке, повесь
ее на вешалку. Уличную обувь поставь аккуратно рядом с вешалкой.
5. Все необходимое для занятий приготовь заранее – тетради, учебники,
письменные и чертежные принадлежности.
6. Держи рабочее место в порядке, следи за чистотой парты.
7. На уроке веди себя тихо, не разговаривай, не ходи по классу без разрешения.
Во время урока отключи звук на мобильном телефоне и не доставай его.
8. Если в класс вошел педагог – нужно встать в знак приветствия.
9. Не перебивай учителя и одноклассника. Говори, только когда тебя
спрашивают. Если хочешь что-то спросить, подними руку.
10.Отвечай на поставленные вопросы учителя внятно, громко, уверенно. Во время
обучения будь внимательным, слушай, думай, старайся.
10

11.На перемене не нужно бегать, кричать и драться, свистеть, толкать других
учеников.
12.Будь вежливым, не груби ни взрослым, ни детям. Неприличные слова и жесты
недопустимы.
13.Береги школьное имущество, ни в коем случае не порть его.
14.Чисто там, где не мусорят. Уважай труд работников школы.
15.Помогай младшим, не стесняйся просить помощи у старших.
2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в этом разделе
запланированы и представлены по модулям. В модуле описаны виды, формы и
содержание воспитательной работы в рамках определенного направления деятельности
в школе. Каждый из модулей обладает воспитательным потенциалом с особыми
условиями, средствами, возможностями воспитания.
Воспитательная работа МБОУ «Каменская СОШ» представлена в рамках основных
(инвариантных) модулей: «Основные школьные дела», «Классное руководство»,
«Урочная деятельность», «Внеурочная деятельность», «Внешкольные мероприятия»,
«Предметно-пространственная среда», «Работа с родителями», «Самоуправление»,
«Профилактика и безопасность», «Социальное партнерство», «Профориентация». А
также в рамках дополнительного (вариативного) модуля «Школьный музей». Модули
описаны последовательно по мере уменьшения их значимости в воспитательной
системе МБОУ «Каменская СОШ».
Модуль «Урочная деятельность»
Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности, аудиторных
занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки) предусматривает:










максимальное использование воспитательных возможностей содержания
учебных предметов для формирования у обучающихся российских
традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей,
российского исторического сознания на основе исторического просвещения;
подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных
материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам,
модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учет в определении
воспитательных задач уроков, занятий;
включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов,
модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной
работы;
выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное
воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и
задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания;
реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений,
высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к
изучаемым событиям, явлениям, лицам;
11

применение интерактивных форм учебной работы – интеллектуальных,
стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий,
дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде,
способствует развитию критического мышления;
 побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со
сверстниками и педагогическими работниками, соответствующие укладу
общеобразовательной
организации,
установление
и
поддержку
доброжелательной атмосферы;
 организацию наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся
над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми
образовательными потребностями, дающего обучающимся социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
 инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся,
планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов
воспитательной направленности.


Модуль «Внеурочная деятельность»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется
преимущественно через:
— вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться, приобрести социально значимые
знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые
отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
— формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых
общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
— создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные
социально значимые формы поведения;
— поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской
позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально
значимых традиций;
— поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях
обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в рамках
выбранных ими курсов, занятий:
курсы, занятия патриотической, гражданско-патриотической, военнопатриотической, краеведческой, историко-культурной направленности:
«Разговоры о важном», «Орлята России», «Начальная военная подготовка»;
 курсы, занятия духовно-нравственной направленности по религиозным
культурам народов России, основам духовно-нравственной культуры народов
России, духовно-историческому краеведению: «Основы религиозных культур
и светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры России»,
«Юный волонтер»;


12










курсы,
занятия
познавательной,
научной,
исследовательской,
просветительской направленности: «Обо всем на свете», «Мои проекты»,
«Учись учиться»;
курсы, занятия экологической, природоохранной направленности «Планета
знаний», «Чудеса науки»;
курсы, занятия в области искусств, художественного творчества разных видов
и жанров: «Творим своими руками», «Волшебный карандаш»;
курсы, занятия туристско-краеведческой направленности «В мире знаний»,
«Юный экскурсовод»;
курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности: «Спортивные
игры», «Шахматы», «Общая физическая подготовка», «Основы медицинской
помощи»;
курсы,
занятия
социально-гуманитарной
и
профориентационной
направленности: «Юный журналист», «Ораторское мастерство», «Россия –
мои горизонты», «Путь в профессию».
Модуль «Классное руководство»

Осуществляя работу с классом, классный руководитель, организует:

1. Работу с коллективом класса, которая представляет собой:
• инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых
делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении
и анализе мероприятия;
•

организация интересных и полезных для личностного развития ребенка,
совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной,
трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой,
профориентационной направленности), позволяющих, с одной стороны,
вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им
возможность самореализоваться в них, а с другой— установить и упрочить
доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым

•

взрослым, задающим образец поведения в обществе;
проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного
общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного
отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого
ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения
и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной
среды для общения;

•

сплочение коллектива класса через: игры и тренинговые игры на сплочение
и командообразование; однодневные

походы и экскурсии, организуемые

классными руководителями и родителями; празднования в классе дней
13

рождения детей, включающие в

себя подготовленные ученическими

микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши;
регулярные

внутриклассные

«огоньки»

и вечера,

дающие

каждому

школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса;
•

выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям
освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.

2. Индивидуальную работу с учащимися:
• изучение особенностей личностного развития учащихся класса через
наблюдение

за

поведением

школьников

в их

повседневной

жизни,

в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих
ребенка


в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем
или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются
с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с
преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) — со

•

школьным психологом;
поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание

взаимоотношений

с одноклассниками

или

учителями,

успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным
руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются
решить;
•

индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение
ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные,
творческие,
спортивные,
личностные
достижения,
но
и в ходе
индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале
каждого года планируют их, а в конце года — вместе анализируют свои
успехи и неудачи;

•

коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями
или законными представителями, с другими учащимися класса; через
включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через
предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение
в классе.

3. Работу с учителями, преподающими в классе:
•

регулярные

консультации

классного
14

руководителя

с

учителями-

предметниками, направленные на формирование единства мнений и
требований

педагогов

по

ключевым

вопросам

воспитания,

на

предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
•

проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем
класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;

•

привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих
педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев

•

их в иной, отличной от учебной, обстановке;
привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для
объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.

4. Работу с родителями учащихся или их законными представителями:
• регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их
•

детей, о жизни класса в целом;
помощь родителям школьников
в регулировании

отношений

или

между

их

законным

ними,

представителям

администрацией

школы

и учителями-предметниками;
•

организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания;

•

•

создание и
участвующих

организация работы родительских комитетов классов,
в управлении образовательной организацией и решении

вопросов воспитания и обучения их детей;
привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел
класса;

•

организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований,
направленных на сплочение семьи и школы.
Модуль «Основные школьные дела»

Основные школьные дела — это главные традиционные общешкольные дела,
в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно
планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и детьми.
К таким делам относятся:
 День рождения школы (23 сентября)
Данный проект нацелен на изучение истории родной школы, сохранение и
приумножение её традиций, воспитание патриотических чувств к малой родине. В
подготовке проекта принимают участие все классные руководители, обучающиеся,
Совет школьников, Совет школьного Музея, родители.
 Праздник Осени
15

Проводится для 1 – 4
классов, целью которого является приобщение ребят к
традициям школы, воспитание уважительного отношения к окружающим, повышение
уровня воспитанности, культуры поведения на массовых мероприятиях
 Праздничный концерт для мам
Проводится в канун Дня Матери, участниками и организаторами являются классные
руководители, дети 1 – 4 классов, их родители. Цель – привитие семейных ценностей,
воспитание культуры поведения в общественных местах.
 Осенний кросс
Общешкольное мероприятие для 5 – 11 классов направлено на воспитание чувства
коллективизма, соревновательности, пропаганду
здорового образа жизни.
В
подготовке к соревнованиям принимают участие классные руководители (помогают
формировать состав команды класса), Совет клуба «Юниор», учителя физической
культуры школы. Ребятам предоставляется возможность проявить и заявить о себе как
в личном первенстве, так и защитить честь класса. Значимым воспитательным
моментом является награждение на общешкольной линейке победителей в личном
первенстве. Такое завершение способствует повышению самооценки учащихся,
стремлению к саморазвитию.
 Фестиваль сказок
Проект проводится как фестиваль, целью которого является не соревновательный
момент, а приобщение обучающихся 5 – 11 классов к прекрасному. В реализации
данного проекта участвуют все учащиеся или в роли «актёров», режиссёров,
сценаристов или в роли зрителей. На подготовку данного проекта отводится от 10 до
14 дней, организаторами являются члены Совета школьников. В ходе подготовки и
реализации проекта воспитывается ответственность, умение работать в команде,
культура выступления и культура восприятия.
После проведения Фестиваля
обязательна рефлексия, которая также является немаловажным воспитательным
моментом, т.к. помогает правильно оценить уровень восприятия, скорректировать
вкусовые предпочтения учащихся.
 Фестиваль танцев
Проект для 5 – 11 классов является КТД, в подготовке которого принимают участие
члены Совета школьников, классные руководители, учащиеся 5 – 11 классов, их
родители. Фестиваль стал традиционным мероприятием, которое проводится на
протяжении уже 10 лет, является одним из любимых школьных событий у ребят,
т.к.помогает им реализовывать свои творческие способности, преодолевать
неуверенность в себе, боязнь сцены. Данный проект воспитывает у учащихся чувство
прекрасного через приобщение к миру музыки и танца. После проведения обязательна
рефлексия.
 Конкурс строя и песни
Данный проект стал реализовываться с развитием юнармейского движения в школе. К
подготовке и его проведению привлекаются члены юнармейского отряда, учителя
физической культуры, классные руководители, учащиеся 5 – 11 классов, их родители,
представители в/ч 02511. Подготовка к нему проходит на протяжении 10-14 дней,
результаты подводятся на общешкольной линейке, приуроченной к Дню Защитника
Отечества. Проект направлен на социализацию ребят, воспитание ответственности
16

перед коллективом, чувства сопричастности с историей родной страны и Российской
Армии.
 Сбор макулатуры
Общешкольный проект, целью которого является воспитание бережного отношения к
экологии, развитие чувства коллективизма, бережного отношения к окружающей
среде. В данном проекте участвуют все учащиеся класса, их родители, классные
руководители. Результат участия – благодарственные записи в дневники, грамоты,
подарки.
 Урок Мужества
проводится в канун Дня Защитника Отечества,к которому готовятся все ребята класса.
На Урок приглашаются представители в/ч 02511, которые знакомят ребят с буднями и
героическими страницами Российской Армии.
 «Вахта Памяти»
Является основополагающей системой мероприятий, направленной на воспитание
учащихся
1 – 11 классов. Цель проведения «Вахты Памяти» героикопатриотическое воспитание обучающихся. Вахта проходит в течение месяца. Все
классные руководители, учащиеся, учителя-предметники, члены Совета школьников и
Совета музея, юнармейцы школы принимают активное участие во всех мероприятиях,
имеют возможность реализовать творческие возможности, участвуя в конкурсах
чтецов, рисунков, концерте. В течение проведения «Вахты Памяти» проходят
различные мониторинги, беседы, рефлексии, классные часы, которые помогают понять
необходимость корректировки планов воспитательной работы,
уровень
воспитательного момента различных мероприятий.
Воспитательная работа по данному модулю на индивидуальном уровне представляет
собой:


вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной
из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей,
ведущих,

декораторов,

музыкальных

редакторов,

корреспондентов,

ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение
и встречу гостей и т.п.;


индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков
подготовки, проведения и анализа ключевых дел;



наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения
и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими



и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы
с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые
могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять
в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной
17

фрагмент общей работы.
Модуль «Школьный музей»
Реализация воспитательного потенциала школьного музея предусматривает:
на индивидуальном уровне – проектно-исследовательскую деятельность по
изучению, охране и популяризации историко-культурного и природного
наследия родного края средствами краеведения и музейного дела;
 на классном уровне – организацию и проведение музейных уроков;
подготовку и проведение междисциплинарных, интегрированных уроков,
уроков в трансформированном пространстве; подготовку и проведение
классных часов на базе музея либо по классам с использованием материалов
музея;
 на школьном уровне – организация и проведение уроков Мужества,
воспитательных дел, посвященных памятным датам в истории школы,
поселка, региона, России;
 на внешкольном уровне – организация и проведение воспитательных дел,
посвященных памятным датам в истории; участие в конкурсах различных
уровней; онлайн-экскурсии;


Модуль «Внешкольные мероприятия»
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий предусматривает:










общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с
социальными партнерами образовательной организации согласно планам
работы;
внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности,
организуемые педагогами по изучаемым в образовательной организации
учебным предметам, курсам, модулям;
экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею, технопарк, на
предприятие и др.), организуемые в классах классными руководителями, в
том числе совместно с родителями (законными представителями)
обучающихся с привлечением их к планированию, организации, проведению,
оценке мероприятия;
литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии,
экспедиции, слеты и др., организуемые педагогическими работниками, в том
числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся
для изучения историко-культурных мест, событий, биографий проживавших в
этой местности российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и
историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и др.;
выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих
дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность,
характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным
отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта.

18

Модуль «Организация предметно-пространственной среды»
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды
предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других
участников образовательных отношений по ее созданию, поддержанию,
использованию в воспитательном процессе:




















оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в
образовательную организацию
государственной символикой Российской
Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования
(флаг, герб), изображениями символики Российского государства в разные
периоды тысячелетней истории, исторической символики региона;
организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного
флага Российской Федерации;
размещение карт России, регионов, муниципальных образований
(современных и исторических, точных и стилизованных, географических,
природных, культурологических, художественно оформленных, в том числе
материалами, подготовленными обучающимися) с изображениями значимых
культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических,
гражданских, народных, религиозных мест почитания, портретов
выдающихся государственных деятелей России, деятелей культуры, науки,
производства, искусства, военных, героев и защитников Отечества;
изготовление, размещение, обновление художественных изображений
(символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и
видео) природы России, региона, местности, предметов традиционной
культуры и быта, духовной культуры народов России;
разработку, оформление, поддержание, использование в воспитательном
процессе школьного музея Воинской славы для общественно-гражданского
почитания лиц, мест, событий в истории России; мемориалов воинской славы,
памятников, памятных досок;
оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл
первого этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме
новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовнонравственного содержания, фотоотчеты об интересных событиях,
поздравления педагогов и обучающихся и др.;
разработку и популяризацию символики образовательной организации
(эмблема, флаг, логотип, элементы костюма обучающихся и др.),
используемой как повседневно, так и в торжественные моменты;
подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ
обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их
способности, знакомящих с работами друг друга;
поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в
образовательной организации, доступных и безопасных рекреационных зон,
озеленение территории при образовательной организации;
разработку, оформление, поддержание и использование игровых пространств,
спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха;
создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей свободного
книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут выставлять
для общего использования свои книги, брать для чтения другие;
19

деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с
обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению школьных
аудиторий, пришкольной территории;
 разработку и оформление пространств проведения значимых событий,
праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров
(событийный дизайн);
 разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и др.),
акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания
ценностях, правилах, традициях, укладе образовательной организации,
актуальных вопросах профилактики и безопасности.


Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)»
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными
представителями) обучающихся предусматривает:














создание и деятельность в образовательной организации, в классах
представительных органов родительского сообщества (родительского
комитета образовательной организации, классов), участвующих в обсуждении
и решении вопросов воспитания и обучения, деятельность представителей
родительского сообщества в Управляющем совете образовательной
организации;
тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские
собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и
педагогов, условий обучения и воспитания;
родительские дни, в которые родители (законные представители) могут
посещать уроки и внеурочные занятия;
проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на
которых родители могут получать советы по вопросам воспитания,
консультации психологов, врачей, социальных работников, служителей
традиционных российских религий, обмениваться опытом;
родительские форумы на официальном сайте образовательной организации в
информационно-коммуникационной сети Интернет, интернет-сообщества,
группы с участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие
родителей вопросы, согласуется совместная деятельность;
участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях,
предусмотренных нормативными документами о психолого-педагогическом
консилиуме в образовательной организации в соответствии с порядком
привлечения родителей (законных представителей);
привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и
проведению классных и общешкольных мероприятий;
целевое взаимодействие с законными представителями детей-сирот,
оставшихся без попечения родителей, приемных детей.

20

Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях
инициативность, самостоятельность, ответствен-ность, трудолюбие, чувство
собственного достоинства, а школьникам предоставляет широкие возможности для
самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Детское
самоуправление в школе осуществляется следующим образом.
На уровне классов:
•

через создание первичных навыков самоуправления;

•

через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за
различные направления работы класса;

На индивидуальном уровне:
•

через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение
и анализ общешкольных и внутриклассных дел;

•

через самореализацию школьников, взявших на себя соответствующую роль,
функции по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной
комнатой, комнатными растениями и т.п.
Модуль «Профилактика и безопасность»

Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях
формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в образовательной
организации предусматривает:










организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в
образовательной организации эффективной профилактической среды
обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной
воспитательной деятельности;
проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов
повышения
безопасности,
выделение
и
психолого-педагогическое
сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям
(агрессивное поведение, зависимости и др.);
проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп
риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних
специалистов (психологов, конфликтологов, коррекционных педагогов,
работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и др.);
разработку и реализацию профилактических программ, направленных на
работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением;
организацию межведомственного взаимодействия;
вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты,
программы профилактической направленности социальных и природных
рисков в образовательной организации и в социокультурном окружении с
21









педагогами, родителями, социальными партнерами (антинаркотические,
антиалкогольные, против курения, вовлечения в деструктивные детские и
молодежные объединения, культы, субкультуры, группы в социальных сетях;
по безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности
дорожного движения, противопожарной безопасности, антитеррористической
и антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и др.);
организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально
одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля,
устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению;
профилактику правонарушений, девиаций посредством организации
деятельности, альтернативной девиантному поведению, – познания
(путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения,
творчества, деятельности (в том числе профессиональной, религиознодуховной, благотворительной, художественной и др.);
предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях
появления, расширения, влияния в образовательной организации
маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение, криминальной
направленности, с агрессивным поведением и др.);
профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих
специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения
(слабоуспевающие, социально запущенные, социально не адаптированные
дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и др.).
Модуль «Социальное партнерство»

Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает:









участие представителей организаций-партнеров, в том числе в соответствии с
договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках
рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы
(дни открытых дверей, государственные, региональные, школьные
праздники, торжественные мероприятия и др.);
участие представителей организаций-партнеров в проведении отдельных
уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей
тематической направленности;
проведение на базе организаций-партнеров отдельных уроков, занятий,
внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических,
родительских) с представителями организаций-партнеров для обсуждения
актуальных проблем, касающихся жизни образовательной организации,
муниципального образования, региона, страны;
реализация
социальных
проектов,
совместно
разрабатываемых
обучающимися, педагогами с организациями-партнерами благотворительной,
экологической, патриотической, трудовой и другой направленности,
ориентированных
на
воспитание
обучающихся,
преобразование
окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение.

22

Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация»
включает в себя профессиональное просвещение школьников, включающее в себя
начальные представления о различных профессиях. Задача совместной деятельности
учителя и ребенка — подготовить школьника к первоначальному выбору своей
будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые
проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог
актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд
в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но
и внепрофессиональную составляющие такой деятельности.
Эта работа осуществляется через:
•

профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов
(ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную
позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах
выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной
школьникам профессиональной деятельности;

•

освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору,
включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках
курсов дополнительного образования.

•

•

экскурсии на предприятия, технопарки, знакомство с бытом в/ч 02511, дающие
школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях
работы людей, представляющих эти профессии;
проведение классных часов с привлечением

представителей

различных

профессий.
3. Организационный раздел
3.1. Кадровое обеспечение
В данном подразделе представлены решения МБОУ «Каменская СОШ» в соответствии
с ФГОС начально общего образования по разделению функционала, связанного с
планированием,
организацией,
обеспечением,
реализацией
воспитательной
деятельности; по вопросам повышения квалификации педагогических работников в
сфере воспитания; психолого-педагогического сопровождения обучающихся, в том
числе с ОВЗ и других категорий; по привлечению специалистов других организаций
(образовательных, социальных, правоохранительных и др.).
Воспитательный процесс в школе обеспечивают специалисты:



заместители директора по учебно-воспитательной работе;
советник директора по воспитательной работе и взаимодействию с детскими
общественными организациями;
23








педагог-организатор;
классные руководители;
педагог-психолог;
социальный педагог;
педагоги дополнительного образования;
воспитатели группы продленного дня.

Общая численность педагогических работников МБОУ «Каменская СОШ» – 35
человек основных педагогических работников, из них 78 процентов имеют высшее
педагогическое образование, 17 процентов – высшую квалификационную категорию,
33 процента – первую квалификационную категорию. Психолого-педагогическое
сопровождение обучающихся, в том числе и обучающихся с ОВЗ, обеспечивают
педагог-психолог, социальный педагог. Классное руководство в 1–11-х классах
осуществляют 20 классных руководителей.
Ежегодно педработники проходят повышение квалификации по актуальным вопросам
воспитания в соответствии с планом-графиком.
К реализации воспитательных задач привлекаются также специалисты других
организаций: работники КДН и ОДН, участковый, сотрудники Дома офицеров
Бобочинского гарнизона, военнослужащие в/ч 02511, инспектор ДПС и пожарной
службы.
3.2. Нормативно-методическое обеспечение
Управление качеством воспитательной деятельности в МБОУ «Каменская СОШ»
обеспечивают следующие локальные нормативно-правовые акты:



















Положение о классном руководстве;
Положение о дежурстве;
Положение о школьном методическом объединении;
Положение о внутришкольном контроле;
Положение о службе медиации;
Положение о Совете профилактики;
Положение об Управляющем совете;
Положение о школьной форме;
Положение о ПМПК;
Положение о социально-психологической службе;
Положение об организации дополнительного образования;
Положение о внеурочной деятельности обучающихся;
Положение об ученическом самоуправлении;
Правила внутреннего распорядка для обучающихся;
Положение о первичном отделении Движение первых;
Положение о школьном спортивном клубе «Юниор»;
Положение о школьном музее;
Положение о школьном театре.

Вышеперечисленные нормативные акты расположены на официальном сайте школы
по адресу: https://kamenka.lenschool.ru/sveden/document
24

3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными
потребностями
В МБОУ «Каменская СОШ» обучается 22 обучающихся с ОВЗ. Это дети с задержкой
психического развития, легкой умственной отсталостью и инвалидностью. Для данной
категории обучающихся в МБОУ «Каменская СОШ» созданы особые условия:
На уровне общностей: формируются условия освоения социальных ролей,
ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов,
приобретается опыт развития отношений между обучающимися, родителями
(законными представителями), педагогами. Детская и детско-взрослая общности в
инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и
сотрудничества в совместной деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности
в классе, в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских
группах обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в
команде, развивает активность и ответственность каждого обучающегося в социальной
ситуации его развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов учебной работы, отдыха,
праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации
развития каждого ребенка с ОВЗ обеспечивает возможность его участия в жизни
класса, школы, событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку
и уверенность в своих силах.
Особыми задачами воспитания
потребностями являются:

обучающихся

с

особыми

образовательными

налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими
для их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной
организации;
 формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со
стороны всех участников образовательных отношений;
 построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных
особенностей и возможностей каждого обучающегося;
 обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся,
содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медикосоциальной компетентности.


При организации воспитания обучающихся
потребностями школа ориентируется:

с

особыми

образовательными

на формирование личности ребенка с особыми образовательными
потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или)
психическому состоянию методов воспитания;
 создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения
обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников,
с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических


25

приемов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагоговпсихологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов;
 личностно ориентированный подход в организации всех видов деятельности
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной
позиции обучающихся.
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной
успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся
ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально
вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях.
Принципы поощрения, которыми руководствуется МБОУ «Каменская СОШ»
1. Публичность поощрения – информирование всех учеников школы о награждении,
проведение процедуры награждения в присутствии значительного числа школьников.
2. Прозрачность правил поощрения – они регламентированы Положением о
награждениях. Ознакомление школьников и их родителей с локальным актом
обязательно.
3. Регулирование частоты награждений – награждения по результатам конкурсов
проводятся один раз в год по уровням образования.
4. Сочетание индивидуального и коллективного поощрения – использование
индивидуальных и коллективных наград дает возможность стимулировать
индивидуальную и коллективную активность обучающихся, преодолевать
межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не
получившими награды.
5. Привлечение к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных
представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих
обучающихся, их представителей (с учетом наличия ученического самоуправления),
сторонних организаций, их статусных представителей.
6. Дифференцированность поощрений – наличие уровней и типов наград позволяет
продлить стимулирующее действие системы поощрения.
Формы фиксации достижений обучающихся, применяемые в МБОУ «Каменская
СОШ»
1. Портфолио. Ведение портфолио отражает деятельность обучающихся при ее
организации и регулярном поощрении классными руководителями,
поддержке родителями (законными представителями) по собиранию
(накоплению) артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения
обучающегося. Ведение портфолио участника конкурса регламентирует
соответствующий локальный акт. Портфолио конкурсанта должно включать:
 артефакты признания – грамоты, поощрительные письма, фотографии призов
и т. д.;
26



артефакты деятельности – рефераты, доклады, статьи, чертежи или фото
изделий и т. д.

2. Рейтинг. Рейтинги формируются через размещение имен (фамилий)
обучающихся,
номеров
классов
в
последовательности,
которую
устанавливают в зависимости от их успешности и достижений, которые
определяются образовательными результатами отдельных обучающихся или
классов.
Формы поощрений социальной успешности и проявлений активной жизненной
позиции обучающихся МБОУ «Каменская СОШ»





объявление благодарности;
награждение грамотой;
вручение сертификатов и дипломов;
награждение ценным подарком.

Информирование родителей (законных представителей) о поощрении ребенка МБОУ
«Каменская СОШ» осуществляет посредством записи в дневнике о благодарности.
Информация о предстоящих торжественных процедурах награждения, о результатах
награждения размещается на стенде в холлах главного здания школы и ее филиалах, на
сайте школы и ее странице в социальных сетях.
3.5. Анализ воспитательного процесса в МБОУ «Каменская СОШ»
Осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания,
личностными результатами обучающихся на уровне основного общего образования,
установленными ФГОС НОО, ООО, СОО.
Основным методом анализа воспитательного процесса в образовательной организации
является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных
проблем и последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних
экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включено в календарный план
воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение
прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как
сохранение уклада образовательной организации, содержание и разнообразие
деятельности, стиль общения, отношений между педагогическими
работниками, обучающимися и родителями;
 развивающий
характер осуществляемого анализа ориентирует на
использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели
и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы,



27

адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с
обучающимися, коллегами, социальными партнерами);
 распределенная ответственность за результаты личностного развития
обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие – это
результат как организованного социального воспитания, в котором
образовательная организация участвует наряду с другими социальными
институтами, так и стихийной социализации и саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по
воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом,
социальным педагогом (при наличии)) с последующим обсуждением результатов на
методическом объединении классных руководителей или педагогическом совете.
Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации
и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогических работников сосредоточивается на вопросах:
какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось
решить за прошедший учебный год;
 какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему;
 какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать
педагогическому коллективу.


2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие
интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной
деятельности обучающихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе (советником
директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом), классными
руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей)
обучающихся, совета обучающихся.
Способами получения информации о состоянии организуемой совместной
деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и
беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями),
педагогическими работниками, представителями совета обучающихся.
Результаты обсуждаются на заседании
руководителей или педагогическом совете.
28

методических

объединений

классных

Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством реализации
воспитательного потенциала:













урочной деятельности;
внеурочной деятельности обучающихся;
деятельности классных руководителей и их классов;
проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
внешкольных мероприятий;
создания и поддержки предметно-пространственной среды;
взаимодействия с родительским сообществом;
деятельности ученического самоуправления;
деятельности по профилактике и безопасности;
реализации потенциала социального партнерства;
деятельности по профориентации обучающихся;
школьного музея.

Итогом самоанализа воспитательной работы МБОУ «Каменская СОШ» будет перечень
выявленных проблем, которые не удалось решить педагогическому коллективу школы
в 2023/24 учебном году. Эти проблемы следует учесть при планировании
воспитательной работы на 2024/25 учебный год.

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».