Муниципальное образование «Выборгский район» Ленинградской области Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каменская средняя общеобразовательная школа» (МБОУ «Каменская СОШ») Принято На заседании Педагогического Совета Протокол №1 от 31.08.2023г. Утверждаю Директор школы ____________О.В.Батуевская Приказ №200 от 31.08.2023г. Положение о портфолио обучающихся МБОУ «Каменская СОШ» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о портфолио обучающихся МБОУ «Каменская СОШ» (далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Минобрнауки Республики Энск от 26.01.2008 № 134 «Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся общеобразовательных учреждений». 1.2. Положение определяет структуру, порядок формирования и использования портфолио обучающегося в МБОУ «Каменская СОШ» (далее – Школа). 2. Цели и задачи оформления портфолио 2.1. Цель оформления портфолио обучающегося – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты учебной, творческой, социальной, спортивной, коммуникативной деятельности обучающегося, проследить его индивидуальный прогресс, достигнутый в процессе получения образования, оценить его образовательные достижения. 2.2. Основные задачи оформления портфолио обучающегося: поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию обучающегося; поощрять активность и самостоятельность обучающегося, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающегося; формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий обучающегося по ступеням обучения; закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации обучающегося; укреплять взаимодействие с семьей обучающегося, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с Центром образования; активно вовлекать обучающихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования. 3. Правила работы с портфолио 3.1. Портфолио предназначено для накопления достижений и поощрений обучающегося. 3.2. Портфолио формирует обучающийся самостоятельно при сопровождении родителей (законных представителей) и педагогических работников Школы. Если обучающийся младше семи лет, то оформлением и ведением портфолио занимается родитель (законный представитель) обучающегося. 3.3. Портфолио хранится дома у обучающегося и приносится в Школу в случае проведения конкурсов портфолио или по запросу классного руководителя, других педагогических работников, администрации Школы. 4. Порядок формирования портфолио 4.1. Портфолио оформляется в соответствии со структурой, указанной в приложении к Положению. 4.2. Портфолио может формироваться в виде одного или нескольких электронных документов или набора документов в бумажном виде. 4.3. При оформлении портфолио рекомендуется придерживаться следующих принципов: систематичность и регулярность ведения портфолио в течение всей образовательной деятельности; достоверность сведений, представленных в портфолио; аккуратность и эстетичность оформления; разборчивость при ведении записей. 4.4. В конце учебного года обучающийся самостоятельно проводит анализ личных достижений в различных видах деятельности и намечает планы действий с учетом имеющихся результатов. 5. Учет и использование портфолио 5.1. Материалы портфолио обучающихся могут учитываться при: зачислении обучающихся в классы с углубленным изучением отдельных предметов, профильные классы; проведении промежуточной аттестации обучающихся; распределении стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических работников; прохождении аттестации педагогических работников на квалификационную категорию; проведении внутришкольного контроля; проведении процедур внешней оценки деятельности Центра образования (аккредитация, контроль качества образования и др.). 5.2. Материалы портфолио могут использоваться для подготовки характеристики обучающегося по запросу. Приложение к Положению о портфолио обучающегося МБОУ «Каменская СОШ» Структура и содержание портфолио обучающегося Портфолио обучающегося состоит из трех частей: титульный лист, основные разделы и приложения. Наименование раздела Что должен содержать раздел 1. Титульный лист Основная информация: Ф. И. О. обучающегося, наименование образовательной организации, класс, Ф. И. О. классного руководителя, контактная информация и фото обучающегося, а по желанию – и родителей, период, за который представлены документы и материалы 2. Основная часть Мой портрет личные данные обучающегося; данные о семье, друзьях, увлечениях, интересах ребенка, занесенные им в портфолио самостоятельно на добровольной основе; информация, помогающая обучающемуся проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания: результаты анкет, тестов, рекомендации по результатам анкетирования и тестирования; описание целей, поставленных обучающимся на определенный период, анализ их достижений; результаты проведенной работы по профессиональному и личностному самоопределению; другие сведения, раскрывающие способности обучающегося Учебная деятельность Сведения об итогах успеваемости, удачно написанных контрольных работах, результатах тестирования, графики скорости чтения Дополнительное образование Сведения о занятости в учреждениях дополнительного образования: название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты Достижения: Отражение результатов участия: – в олимпиадах; в предметных олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах, в том числе дистанционных, проектах различного уровня – школьных, – спортивные; – творческие Работы и проекты муниципальных, областных, всероссийских и др.; в мероприятиях и конкурсах, проводимых учреждениями дополнительного образования, культурнообразовательными фондами и др.; в конкурсах и мероприятиях, организованных муниципальными и региональными органами управления; в спортивных соревнованиях Общешкольная жизнь Отзывы и пожелания выборки детских работ по всем учебным предметам, отражающие динамику формирования универсальных учебных действий и динамику развития компетенций обучающегося; исследовательские работы и рефераты (указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т. п.); проектные работы (указывается тема проекта, дается описание работы; возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте); техническое творчество: модели, макеты, приборы (указывается конкретная работа, дается ее краткое описание, фотографии); работы по искусству (дается перечень работ, фиксируется участие в выставках) Формы творческой активности: участие в школьном театре, в торжественной линейке, оформлении стенгазет, оркестре, хоре (указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах) систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя-предметники, классные руководители и другие непосредственные участники образовательного процесса; характеристики отношения обучающегося к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, педагогами дополнительного образования, одноклассниками, представителями общественности (тексты заключений, рецензии, отзывы, письма и пр.); анализ самим обучающимся своей деятельности 3. Приложения Тематика приложений документы, подтверждающие участие обучающегося в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах, проектах; грамоты, похвальные листы за высокие учебные достижения; сертификаты, похвальные листы по результатам профессиональной деятельности в рамках различных видов практики, участия в социальных проектах; свидетельства о прохождении курсовой подготовки, подтверждающие готовность обучающегося к реализации разнообразных видов профессиональной деятельности; акты участия в организации общешкольного самоуправления, культурно-досуговых мероприятий, проектов, факультативов; грамоты, похвальные листы за участие в спортивных соревнованиях, организацию подготовки и проведение спортивных мероприятий на уровне школы, города и т. п.