Муниципальное образование «Выборгский район» Ленинградской области Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каменская средняя общеобразовательная школа» (МБОУ «Каменская СОШ») Принято На заседании Педагогического Совета Протокол №1 от 31.08.2023г. Утверждаю Директор школы О.В.Батуевская Приказ №200 от 31.08.2023г. Индивидуальный учебный план для учеников 1–9-х классов с УО по варианту 1 Выборгский муниципальный район, Ленинградская область 2023 Индивидуальный учебный план (далее – ИУП) разработан в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ФГОС УО) и является основным механизмом реализации адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – АООП) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по варианту 1. ИУП фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Индивидуальный учебный план разработан для обучающегося или группы обучающихся в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) варианта 1 на срок обучения четыре года на уровне начального образования и пяти лет на уровне основного образования. В соответствии с требованиями ФГОС УО в учебном плане представлены шесть предметных областей на уровне НОО и 7 предметных областей на уровне ООО, а также коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, обеспечивающую учет особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Коррекционноразвивающая область включена в структуру учебного плана с целью коррекции недостатков психофизического развития обучающихся. Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение, по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Время, отводимое на часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся использовано на увеличение учебных часов, выделяемых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части. Внеурочная деятельность является обязательным компонентом индивидуального учебного плана. Организация занятий осуществляется по направлениям внеурочной деятельности: нравственное, социальное, общекультурное, спортивнооздоровительное. Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов осуществляется общеобразовательной организацией самостоятельно в рамках общего количества часов, предусмотренных индивидуальным учебным планом (4 часа) с учетом особенностей и интересов обучающихся с умственной отсталостью. Чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП определяется образовательной организацией. Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС УО, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена коррекционными занятиями: логопедическими, психокоррекционными и ритмикой. Коррекционные занятия направлены на коррекцию и ослабление нарушений в познавательном, личностном, эмоциональном, регулятивном, речевом развитии обучающихся. Всего на коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в неделю. Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение и содержание осуществляется психологопедагогическим консилиумом образовательной организации исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основании рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки. Формы промежуточной аттестации отражаются в учебном плане в соответствии с методическими системами и образовательными технологиями, используемыми образовательной организацией. Промежуточная аттестация для обучающихся с ЗПР может проводиться как в общепринятых формах, так и в иных формах, учитывающих особенности обучающихся. В первом классе балльное оценивание не проводится, поэтому используются формы промежуточной аттестации, которые не предполагают выставления отметок. В первом классе промежуточная аттестация по учебным предметам «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Мир природы и человека» проходит в форме заполнения педагогом листов индивидуальных достижений обучающихся, по учебным предметам «Речевая практика», «Основы социальной жизни», «Музыка», «Рисование», «Физическая культура», «Ручной труд» предполагается встроенное педагогическое наблюдение. Недельный учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): I-IV классы Предметная область 1. Язык и речевая практика 2. Математика 3. Естествознание 4. Искусство Учебный предмет Количество часов в неделю 1 2 3 4 Всего Обязательная часть 1.1.Русский язык 3 3 3 3 12 1.2.Чтение 3 4 4 4 15 (Литературное чтение) 1.3. Речевая практика 2 2 2 2 8 2.1.Математика 3 4 4 4 15 3.1. Мир природы и человека 4.1. Музыка 4.2. Рисование (изобразительное искусство) 2 1 1 1 5 2 1 1 1 1 1 1 1 5 4 5. Физическая 5.1.Адаптивная 3 3 3 3 культура физическая культура 6. Технология 6.1. Ручной труд 3 2 2 2 Итого 21 21 21 21 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Наименование учебного курса Коррекционные занятия с психологом 1 1 1 Основы социальной жизни 1 1 1 Итого 0 2 2 2 Максимально допустимая недельная 21 23 23 23 нагрузка 12 Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия) Внеурочная деятельность 9 85 3 3 6 90 6 6 6 6 6 4 4 4 4 4 Общий объем учебной нагрузки составляет 3039 часов за 4 учебных года при 5-дневной учебной неделе (33 учебных недели в I классе, 34 учебных недели во II - IV классах). Недельный учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): V-IX классы Предметная область Учебный предмет Количество часов в неделю 9 5 6 7 8 Обязательная часть 1. Язык и речевая 1.1.Русский язык 4 4 4 4 4 практика 1.2.Чтение 4 4 4 4 4 (Литературное чтение) 2. Математика 2.1.Математика 4 4 3 3 3 2.2.Информатика 1 1 1 3. Естествознание 3.1. Природоведение 2 2 3.2. Биология 2 2 2 3.3. География 2 2 2 2 4. Человек и 4.1. Мир истории 2 общество 4.2. Основы 2 2 2 2 2 социальной жизни 4.3. История Отечества 2 2 2 5. Искусство 5.1.Изобразительное 2 искусство 5.2.Музыка 1 6. Физическая 6.1.Адаптивная 2 2 2 2 2 культура физкультура 7. Технология 7.1. Профильный труд 6 6 7 8 8 Итого 27 28 29 30 30 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Наименование учебного курса Коррекционные занятия с психологом 2 2 2 2 2 Мир искусств 1 Мир истории 1 Оператор ЭВМ 1 Итого 2 2 3 3 3 Максимально допустимая недельная 29 30 32 33 33 нагрузка Коррекционно-развивающая область 6 6 6 6 6 (коррекционные занятия) Внеурочная деятельность 4 4 4 4 4 Всего 20 20 17 3 4 6 8 2 10 6 2 1 10 35 144 10 1 1 1 13 157 30 20