Муниципальное образование «Выборгский район» Ленинградской области Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каменская средняя общеобразовательная школа» (МБОУ «Каменская СОШ») Принято Утверждаю На заседании Директор школы Педагогического Совета О.В.Батуевская Протокол №1 от 31.08.23г. Приказ №200 от 31.08.23г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «ОДНКР» для обучающихся 8 классов Составитель: Киселева Виолетта Яковлевна учитель ОДНКР П. Каменка, 2023г. 2 Пояснительная записка «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предназначен для обучающихся 8 х классов в условиях реализации ФГОС ООО. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования предполагается изучение предметной области «Духовно-нравственная культура народов России». В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций. Российское государство – союз многих народов, каждый из которых имеет свою многовековую историю, культуру, традиции и обычаи. Конституция РФ признает национальное и конфессиональное многообразие российского общества, гарантирует уважение к людям любого вероисповедания и национальной принадлежности. Существование государства, общества, системы образования невозможно без учета всех перечисленных особенностей современного общества. Поэтому школьники должны приобретать устойчивые нравственные ориентиры, усваивать правила общественной жизни, нормы морали. Цели и задачи: - развитие представлений школьников о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей; - формирование у школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; - развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия; – развитие диалога культур, воспитание толерантных чувств, уважительного отношения к людям, исповедующим разные религии или не исповедующим никакой; – воспитание интереса к религиозной культуре, осознание места и роли религий в развитии культуры общества и конкретного человека; - воспитание способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; - осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному; - формирование представлений о том, что общечеловеческие ценности зародились, сохраняются и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, религиозные верования, а также в процессе общенациональных и межнациональных отношений; - осознание того, что современная духовно-нравственная культура является наследием деятельности многих поколений наших предков и имеет свои истоки в эпосе, фольклоре, общенародных праздниках и религиозных обрядах; - формирование убеждения в том, что отношение к члену общества 3 определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозными убеждениями, а нравственным характером его поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважением к народам, населяющим ее, их культуре и традициям. Данный курс имеет культурологическую направленность, раскрывает общечеловеческие общероссийские ценности, в отборе которых в процессе общественного развития участвовали различные религии. Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, обществознанием, литературой, историей, изобразительного искусством. Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается на ступени основного общего образования в 8 классе в объеме по 34 часов, исходя из 1 часа в неделю. Общая характеристика учебного предмета Особое значение изучения данного предмета определяется возрастными и познавательными возможностями учащихся, когда наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям; они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Учащиеся могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.). Принципы организации обучения по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 1. Культуроведческий принцип определяет возможность широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов России: фольклором, декоративно-прикладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями. Особое место в курсе занимает знакомство с культурой, рожденной религией. Все это позволяет обеспечить благополучную адаптацию подрастающего поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина многонационального государства – толерантность, доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др. 2. Принцип природосообразности. В подростковом возрасте у формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу, взаимоотношениям людей и т. п., что позволяет приобщить её к философской стороне жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт младших подростков: особенности восприятия ими философских идей, тягу к эмоциональным впечатлениям, стремление к самоанализу и самостоятельности. 4 3. Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре. Более того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка начинает становиться коммуникативная деятельность, необходимо создать условия для ее развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций, обучением в парах, группах. 4. Принцип краеведения. При обучении в 5-х классах этот принцип остается актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном крае, городе, деревне может стать основой формирования системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде. 5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьезные проблемные задачи. Планируемые результаты изучения курса В результате изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», а также актуализации полученных знаний и умений по другим предметам в школе, у учеников будут сформированы предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные). Личностные результаты изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России». У ученика будут сформированы: • осознание своей идентичности как гражданина России, члена этнической и религиозной группы, семьи, гордость за своё Отечество, свой народ, уважительное отношение к другим народам России, их культурным и религиозным традициям; • понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого, внимательного отношения между её членами; • знания основных нравственных норм, ориентация на их выполнение; • способность эмоционально (неравнодушно) реагировать на негативные поступки одноклассников, других людей, соотносить поступки с общероссийскими духовно-нравственными ценностями; • стремление участвовать в коллективной работе (парах, группах); 5 • готовность оценивать своё поведение (в школе, дома и вне их), учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей. У школьника могут быть сформированы: • стремление к саморазвитию, соизмерение своих поступков с общепринятыми нравственными нормами, умение сотрудничать, прислушиваться к оценке своих поступков другими (одноклассниками, родственниками, учителем); • осознание культурного и религиозного многообразия окружающего мира, стремление больше узнать о жизни и культуре народов России в прошлом и настоящем, первоначальный опыт толерантности; • зарождение элементов гражданской, патриотической позиции, терпимости к чужому мнению, стремление к соблюдению морально-этических норм в общении с людьми с ограниченными возможностями, представителями другой национальности. Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия Ученик научится: • организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными учебнопознавательными задачами и условиями их реализации, искать средства для их осуществления; • контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы на основе учёта сделанных ошибок; • сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их; • оценивать правильность выполнения действий, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления. Учащийся получит возможность научиться: • оценивать свои достижения по овладению знаниями и умениями, осознавать причины трудностей и преодолевать их; • проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения; • самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную. 6 Познавательные универсальные учебные действия Ученик научится: • осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь на учителя и одноклассников; • осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал), наблюдений исторических и культурных памятников, общений с людьми; • понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; уметь переводить её в словесную форму; • применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений и выводов; Школьник получит возможность научиться: • сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения учебных задач, включая справочную и дополнительную литературу, Интернет; обобщать и систематизировать её; •осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей; • осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочной деятельности. Коммуникативные универсальные учебные действия Ученик научится: • аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.); • сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий, осуществлять помощь одноклассникам; • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам. Школьник получит возможность научиться: 7 • принимать во внимания советы, предложения других людей (учителей, одноклассников, родителей) и учитывать их в своей деятельности; • правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия содержания курса (исторические, культурологические, обществоведческие и др.); вести диалог со знакомыми и незнакомыми людьми; • проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации для выполнения коллективной (групповой) работы; • участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (небольшие сообщения, сочинения, презентации). Предметные результаты по итогам 8 класса. Учащийся научится: - систематизировать материал из разных источников по духовно-нравственной культуре народов России; - характеризовать суть понятий: духовность, нравственность, вера, менталитет, мировоззрение, коллективный разум, религия, культура, быт, этнос, нация, народ, ареал, национальный характер, душа, образ жизни, коллективное поведение, индивидуальность, национальный этикет, традиции, ритуалы, обряды, обычаи, привычки, этика, межнациональное общение, мировосприятие, духовные ценности симбиоз культур, культурная миграция и др. и применять их в практической деятельности; - характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры; - описывать явления духовной культуры; - описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним; - раскрывать роль религии в современном обществе; - характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры. - объяснять закономерности развития российской духовно-нравственной культуры и её особенностей, сформировавшихся в процессе исторического развития страны; сопоставлять особенности духовно-нравственных ценностей России с духовно-нравственными ценностями народов и обществ Востока и Запада; 8 - давать оценку событиям и личностям, оставившим заметный след в духовно-нравственной культуре нашей страны; - объяснять, как природно-географические и климатические особенности России повлияли на характер её народов, выработали уникальный механизм их взаимодействия, позволяющий сохранять свою самобытность и одновременно ощущать себя частью единого многонационального народа Российской федерации Выпускник получит возможность научиться: - сравнивать развитие представлений о морали, нравственности, духовных ценностях России с аналогичными процессами в зарубежных странах; объяснять, в чем заключаются общие черты, а в чем - особенности; - применять знания по духовно-нравственной культуре России в научной деятельности и в повседневной жизни; - описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений духовной культуры; - характеризовать основные направления развития отечественной духовной культуры в современных условиях. Система оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися изучаемого курса Диагностика образовательных результатов учащихся отличается вариативностью многоаспектностью. Уровень образованности учащихся 8-9 классов определяется: • и достижениями в овладении знаниями и умениями по учебному предмету; • развитием личностных качеств в процессе познания (эмоциональной, эстетической, интеллектуальной, нравственно-волевой сферы); • готовностью к решению социально-значимых задач на основе развития процессов самопознания и соблюдения нравственных норм; • результативностью участия в олимпиадах и конкурсах; • уровнем сформированности исследовательской культуры (результаты работы над проектами, реферативным исследованием). Система оценки достижения планируемых результатов освоения курса осуществляется на основе локальных актов школы, устанавливающих правила организации и осуществления текущей и 9 промежуточной аттестации, перевода обучающихся, соответствующие права, обязанности и ответственность участников образовательного процесса. В соответствии с требованиями ФГОС, предметом оценивания могут являться только предметные и метапредметные результаты, личностные не являются предметом персонифицированной оценки, но могут быть исследованы в ходе неперсонифицированного мониторинга для дальнейшей корректировки образовательного процесса. Методологическими основами оценки результатов образования и разработки измерителей являются: • Критериально-ориентированный подход, позволяющий сделать вывод о достижении или отсутствии у ученика определенных знаний и умений, заданных в требованиям к результатам образования (в отличие от нормативно-ориентированного подхода, который нацелен на ранжирование учащихся по уровню подготовки в соответствии со статистическими нормами, определенными для представительной совокупности учащихся, путем сравнения со средними результатами («нормами»); • обязательность достижения требований стандарта к результатам образования у каждого ученика; • посильность для большинства обучающихся предлагаемой системы проверочных заданий; • измеряемость требований к результатам образования, обеспечиваемая операционализацией требований, (создание измерителей, шкалы и критериев оценивания, способа предъявления результатов и т.д.); • уровневый подход к оценке результатов образования (определить какие знания и умения могут продемонстрировать обучающиеся, достигшие того или иного уровня). Обычно выделяют уровни, связанные со сформированностью общеучебных умений и степенью познавательной самостоятельности; • обеспечение объективности оценки путем стандартизации ее процедуры: соответствие измерителей планируемым целям; • комплексный подход к оценке результатов образования, проявляющийся в аспектах: функциональном (оптимальное сочетание информационной, диагностической, мотивационной, воспитательной функций), организационном (оптимального функционирования внешней и внутренне оценки и совместного их использования при принятии решений), инструментальном (оценка различных сторон образовательных достижений с возможностью их интеграции в единые показатели); 10 Если согласно Положению о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся применяется традиционная (отметочная) балльная система в виде отметок «5», «4», «3», «2», то общие критерии и нормы достижений обучающихся таковы: Отметка «5» ставится в случае: • знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объема программного материала; • умения выделять главные положения в изученном материале, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в монологе, диалоге, полилоге; • отсутствия фактических ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала (при устных ответах, при защите проекта, презентации темы и т.п.) устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных творческих работ, исследовательских проектов. Отметка «4» ставится в случае: • знания всего изученного программного материала; • умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике; • за незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления творческих письменных работ. Отметка «3» ставится в случае: • знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднений при самостоятельном воспроизведении, необходимости значительной помощи преподавателя; • умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизмененные вопросы. Наличие грубых ошибок при воспроизведении изученного материала, несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ, отсутствия навыков исследовательской деятельности, необходимых для работы над проектом. Отметка «2» ставится в случае: • знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельных представлений об изученном материале; 11 • отсутствия умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы; • наличия большого количества грубых ошибок при воспроизведении изученного материала, полного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ, отсутствие навыков написания любых творческих работ. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Образовательные достижения обучающихся подлежат текущему контролю успеваемости и промежуточной аттестации по предметам, включенным в учебный план. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в соответствии с локальными актами школы. Цели текущего контроля и промежуточной аттестации: • обеспечение социальной защиты обучающихся, соблюдения прав и свобод в части регламентации учебной загруженности в соответствии с санитарными правилами и нормами, уважение их личности и человеческого достоинства; • установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся по предметам учебного плана, их практических умений и навыков; • соотнесение этого уровня с требованиями государственного образовательного стандарта; • контроль выполнения учебных программ и календарно-тематического планирования, проведения текущего и итогового контроля. Формы и виды текущего контроля: - устные (устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме, устное сообщение по теме, участие в дискуссии с обоснованием позиции, интерпретация, преобразование, презентация прочитанного текста, декламация стихов и прозы, защита проектов и др.); - письменные (письменное выполнение домашних заданий, написание зрительного диктанта, изложения, эссе, сочинения, выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, тестов, реферата, проектной работы, учебно-исследовательской работы и др.); - выполнение заданий с использованием ИКТ (компьютерное тестирование, on-line тестирование с использованием Интернет-ресурсов или электронных учебников, выполнение интерактивных заданий). Формами промежуточной аттестации являются: 12 - письменная проверка: письменная проверка – это письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: проверочные, контрольные, творческие работы, комплексные контрольные работы, письменные ответы на вопросы теста, в том числе с использованием ИКТ; сочинения, рефераты и др.; - устная проверка: устная проверка – это устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме собеседования, зачета, защиты проекта и др.; - комбинированная проверка: комбинированная проверка – сочетание письменных и устных форм проверок. Основной процедурой итоговой оценки достижения предметных и метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. Итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках содержания курса с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания образовательной области. результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ: а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.); б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие с текстовым сопровождением; г) отчётные материалы по теме, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты. Требования к организации проектной деятельности, к содержанию и направленности проекта, а также критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования и в соответствии с особенностями образовательной организации. СОДЕРЖАНИЕ 13 курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» В программе курса 8 класса представлены следующие содержательные линии: «В мире культуры», «Край, в котором ты живёшь», «Религия и культура», «Нравственные ценности российского народа», «Твой духовный мир». Ценностные ориентиры содержания учебного предмета: патриотизм и гражданственность: любовь к России, родному краю, своему народу; уважение обычаев и традиций, культуры своего и других народов России, дружба и согласие между народами, верность Родине, служение Отечеству, уважение государственных законов и символов, защитников Отечества, охрана природы, исторических и культурных памятников; духовно-нравственные ценности: ценность человеческой жизни, бережное отношение ко всему живому, справедливость, милосердие, верность, отзывчивость, сострадание, честность, ответственность, гостеприимство, доброта, дружелюбие, умение прощать, уважение мнения других; семейные ценности: забота о чести семьи, уважение родителей, забота о старших и младших членах семьи, взаимопонимание и доверие, трудолюбие; религии народов России: свобода вероисповедания, веротерпимость, представления о традиционных религиях народов России, их духовно-нравственном значении в жизни людей. темы, раскрывающие основное содержание программы Культура – неотъемлемая сторона жизни цивилизованного человека. (1 час) Искусство в жизни современного человека. (2 часа) Основное содержание по темам Раздел «В мире культуры» 6 часов Теоретические сведения. Введение в предмет ОДНКНР. Общее понятие о культуре. Структура культуры. Виды человеческой деятельности, относящиеся к культуре. Рукотворный и нерукотворный мир. Формы духовной культуры. Практическая деятельность. Подготовить эссе на тему: «Культура сегодня. Нужна ли она современному человеку» Теоретические сведения. Искусство – зеркало жизни. Искусство вокруг нас. Виды искусства. Роль искусства в жизни людей. Художественный образ – стиль – язык. Практическая деятельность. 1. Дискуссия на тему: «Может ли искусство быть использовано против человека?». 2.Подготовить презентацию или сообщение об одном из видов искусства. Величие многонациональной российской культуры. (2 часа) Теоретические сведения. Роль искусства в сближении народов. Знаки и символы искусства. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Человек творец и носитель культуры. Известные деятели российской науки и культуры. 14 Практическая деятельность. 1.Создание рекламной листовки на социально значимую тему: «Экология души», «Мир моих увлечений», «Красота спасёт мир», «Миром правит любовь» и др. 2.Подготовить эссе на тему: «Жил на свете человек», раскрыв вклад данного человека в науку или культуру России. 3.подобрать произведение искусства, которое языком знаков и символов рассказало бы о каком-либо событии в вашей жизни, о том, что оставило след в вашей памяти, в душе. 4.Опережающее задание: прослушать 1-ую часть Симфонии №40 В.-А. Моцарта (или «Неоконченной симфонии» Ф. Шуберта. Преобразующая сила искусства. (1 час) Теоретические сведения. Законы красоты. Гармония, композиция, симметрия, пропорция, ритм. Предназначение искусства, его действенная сила. Массовая культура. Практическая деятельность. 1.Обсуждение изменения эмоционального состояния, логики развития музыкальной мысли, выраженной композитором, после прослушивания произведения. 2. Составление «кардиограммы чувств» Раздел «Край, в котором ты живёшь» 2 часа Символика Ростовской Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Административное деление Ростовской области. Мой район: история, области, Азовского достопримечательности. Город Ростов-на-Дону - столица Южного района. федерального округа. Крупные города Ростовской области: Азов, Таганрог, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Волгодонск. Города (1 час) воинской славы. Современная инфраструктура Ростовской области. Практическая деятельность. Подготовить сообщение об одном из городов Ростовской области Развитие культуры на Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . Народы, проживающие на территории Донского края. Особенности Дону. политики Ростовской области. Памятники культуры и архитектуры. Народная музыка. Донской фольклор. Литература Дона. Устное (1 час) народное творчество. Произведения донских писателей. Практическая деятельность. Подготовить презентацию или сообщение об одном из наиболее значимых культурных объектов своего края. Раздел «Религия и культура» 8 часов Возникновение религий. (1 час) Теоретические сведения. Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Понятия «вера», «религиозная вера». Особенности религиозной веры. Причины возникновения религии. Формы религии и их наличие в современных 15 культах. Практическая деятельность. Подготовить сообщение об одной из форм религии Религии мира и их основатели. (1 час) Теоретические сведения. Предпосылки возникновения и нравственные основы мировых религий. История возникновения. Религиозные традиции мира. Национальные религии. Многобожие. Практическая деятельность. Заполнение таблицы Культурные традиции буддизма. (1 час) Культура ислама. (1 час) Иудаизм и культура. (1 час) Теоретические сведения. Появление и распространение буддизма. Сущность и вероучение буддизма. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Буддийский календарь. П р а к т и ч е с к а я д е я т е л ь н о с т ь . Заполнение таблицы Теоретические сведения. История возникновения ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Коран, Столпы ислама. Культовые здания ислама. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь. П р а к т и ч е с к а я д е я т е л ь н о с т ь . Заполнение таблицы Теоретические сведения. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Еврейский календарь. Практическая деятельность. Заполнение таблицы Культурное наследие христианства. (1 час) Теоретические сведения. Христианство, Библия, Ветхий завет. Новый завет, Евангелие. Культурное наследие христианской Руси. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Христианские праздники. Практическая деятельность. Подготовить сообщение об одном из христианских праздников. История религий в России. (1 час) Теоретические сведения. Особенности истории различных религий в России. Основные этапы возникновения и развития православия и других религий в России. Роль православия в истории России. Христианские конфессии. Практическая деятельность. Узнать географическое место распространения различных религий в Российской Федерации. 16 Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. (1 час) Теоретические сведения. Ритуалы в религиозных традициях мира. Обряды в христианстве, исламе, буддизме и иудаизме. Особенности религиозных обрядов и традиций. Молитва. Практическая деятельность. Подготовить рассказ о какой-либо религиозной традиции или ритуале. Раздел «Нравственные ценности российского народа» 10 часов Теоретические сведения. Религия и мораль. Главный принцип всех религий. Нравственные заповеди в религиях (1 час) мира. Заповеди иудаизма и христианства. Нравственное учение ислама. Учение о поведении человека в буддизме. Понятие «мораль». Моральные нормы. Соблюдение моральных норм. Человеческие ценности. Практическая деятельность. 1.Выразить своё мнение по поводу выражений: «Мораль сей басни такова», «Аморальное поведение». 2.Продумать ответ на вопрос: «Что является ценным в жизни для вас». Мораль и нравственность. (2 часа) Теоретические сведения. Нравственные заповеди в религиях мира. Роль правил в жизни общества. Источники нравственности: традиции, обычаи, религии. Золотое правило нравственности. Практическая деятельность. Вспомнить историю, подтверждающую золотое правило нравственности. Совесть как всеобщий Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . естественный закон. Общественно-исторический характер морали и совести. Понятия «совесть», «стыд». Совесть – мерило нравственности. Психологическая (1 час) сторона совести. Совесть как внутренний источник нравственного поведения человека. Практическая деятельность. 1.Решение проблемных ситуаций 2.Составление словесного собирательного образа совестливого человека. 3.Подготовить пословицы и поговорки о совести. Правда и ложь (1 час) Теоретические сведения. Понятие «правда» и «ложь». Нравственные качества личности: честность, порядочность, справедливость, их значимость в жизни человека. Практическая деятельность. 17 1.Игра «Правда и ложь» 2. Сочинение-миниатюра или сообщение на тему «Случай, когда тебе помогла правда и подвела ложь» Добро и зло. (1 час) Суть добра и зла, представление об этих двух понятиях, их взаимосвязь в жизни. Противоречие понятий добро и зло. Ценностное отношение к понятиям добра и зла, греха, раскаяния и воздаяния. Практическая деятельность. 1.Коллективный проект: Придумать сценарий рекламного ролика «Делай добро». 2.Корзинка добрых дел Милосердие, сочувствие. (1 час) Теоретические сведения. Сострадание, забота о слабых, любовное отношение к другому человеку. Доброжелательность, взаимопомощь. Практическая деятельность. Подготовить рассказ о милосердном поступке, свидетелями которого вы были. Совершенствование человека в труде. (1 час) Теоретические сведения. Человек и труд. Труд - основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Пословицы о труде. Практическая деятельность. Высказать своё мнение к выражению «Труд облагораживает человека» О дружбе и друзьях. (1 час) Теоретические сведения. Понятия «дружба», «дружеские отношения», «товарищество». Практическая деятельность. 1.Психологическая игра «Волшебный стул» 2.«Рисунок дружбы» (коллективная работа) 3.Открытка «Пожелания моему другу» Обобщающий урок по разделу 4. Обобщающее повторение раздела 4. Диагностический урок. (1 час) Любовь и уважение к Отечеству. (1 час) Долг, свобода, Раздел «Твой духовный мир» 6 часов Теоретические сведения. Духовные традиции многонационального народа России. Любовь к Родине. Понятия «служение», «патриотизм». Практическая деятельность. выучить песню или стихотворение о Родине, патриотизме. Теоретические сведения. Понятия «свобода», «долг», «ответственность» в разных религиях. 18 ответственность. (1 час) Культура поведения человека. (2 часа) Ответственное поведение, обязанности, свободный выбор личности. Практическая деятельность. Подобрать примеры из художественных произведений, в которых описывается ответственное поведение человека. Теоретические сведения. Понятие «этика». Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека. Воспитание. Практическая деятельность. 1.Игра «Сокровищница народной мудрости». 2. Изучить приёмы самовоспитания: самонаблюдение и самооценка. Семья, дом. Семейные традиции. (2 часа) Теоретические сведения. Семья, семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Семья – хранитель духовных ценностей. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка–главные семейные ценности. Родовой герб. Практическая деятельность. 1.Нарисовать герб своей семьи. 2.Рассказать о традициях в своей семье. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по курсу основ духовно-нравственной культуры народов России для 8 класса № п/п тема урока Домашнее задание Культура – неотъемлемая сторона жизни цивилизованного человека. Работа с понятиями 2-3 Искусство в жизни современного человека. Работа с конспектом 4-5 Величие многонациональной российской культуры. Подготовить сообщение об одном из героев былин, сказаний, легенд, эпоса народов России 6 Преобразующая сила искусства Готовить ответы на вопросы 7 Символика Ленинградской области. 8 Развитие культуры Ленинградской области 1 презентация 19 проект 9 Возникновение религий. Религии мира и их основатели. Выучить конспект 10 Культурные традиции буддизма. Сообщениепрезентация об буддизме 11 Культура ислама. Сообщениепрезентация об исламе 12 Иудаизм и культура. Сообщениепрезентация об иудаизме 13 Культурное наследие христианства. Сообщениепрезентация об христианстве 14 История религий в России. 15 Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. 16 Религия и мораль. Подобрать пословицы и поговорки на темы: «Честность», «Доброта», «Справедливость» 17-18 Мораль и нравственность. Подобрать пословицы и поговорки на темы: «Честность», «Доброта», «Справедливость» Подготовить ответы нам вопросы проект 19 Совесть как всеобщий естественный закон. 20 Правда и ложь Ответы на вопросы 21 Добро и зло. Ответы на вопросы 22 Милосердие, сочувствие. Ответы на вопросы 23 Совершенствование человека в труде. Ответы на вопросы 20 Мини сочинение 24 О дружбе и друзьях. Подготовить рассказ о дружбе 25 Обобщающий урок по разделу Устный зачет 26 Любовь и уважение к Отечеству. Подготовить сообщение о героях России 27 Долг, свобода, ответственность. Ответить на вопросы 28-29 Культура поведения человека. презентация 30-31 Семья, дом. Семейные традиции. Сообщение об обычаях и традициях своей семьи Защита проектов Защита проектов 33-34 Обобщающее повторение Защита проектов 32 21