Муниципальное образование «Выборгский район» Ленинградской области Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каменская средняя общеобразовательная школа» (МБОУ «Каменская СОШ») Принято На заседании Педагогического Совета Протокол №1 от 31.08.23г. Утверждаю Директор школы О.В.Батуевская Приказ №200 от 31.08.23г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1002618) учебного предмета «ОДНКНР» для 5-6 класса основного общего образования на 2023—2024 учебный год Составитель: Киселева В.Я. учитель Пос. Каменка 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России» разработана в соответствии с учебным планом МБОУ «Каменская СОШ» на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов среднего общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» , Примерной программы воспитания. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Основы духовно-нравственной культуры народов России» • совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовнонравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию; • углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования; • осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.; • становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям. В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности». Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе. Таким образом, характеризуя новый для пятого класса учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на следующие основные разделы: 1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»). 2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»). 3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»). Конечно, предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и в основной школе продолжает оставаться частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства». Основным средством обучения является учебник, который построен в полном соответствии с программой обучения. Вместе с тем, используются разнообразные средства ИКТ, что обогащает содержание и методы проведения уроков. Принципы организации обучения по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 1. Культуроведческий принцип определяет возможность широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов России: фольклором, декоративно-прикладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями. Особое место в курсе занимает знакомство с культурой, рожденной религией. Все это позволяет обеспечить благополучную адаптацию подрастающего поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина многонационального государства – толерантность, доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др. 2. Принцип природосообразности. В младшем подростковом возрасте у формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу, взаимоотношениям людей и т. п., что позволяет приобщить её к философской стороне жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт младших подростков: особенности восприятия ими философских идей, тягу к эмоциональным впечатлениям, стремление к самоанализу и самостоятельности. Особую опасность представляет стремление учителя расширить объем предлагаемых знаний, углубиться в изучение специфических идей разных религий, что может привести к формальному заполнению памяти школьника без осознания сущности изучаемого явления. Материал, который предоставляется для восприятия пятиклассникам, должен, прежде всего, вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать образы и фактологическую сторону явления. 3. Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре. Более того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка начинает становиться коммуникативная деятельность, необходимо создать условия для ее развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций, обучением в парах, группах. 4. Принцип краеведения. При обучении пятиклассников этот принцип остается актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном крае, городе, деревне может стать основой формирования системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде. Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая родина – часть большого Отечества, а окружающая его культурная среда – один из элементов общероссийской культуры. 5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьезные проблемные задачи. Учитель основной школы должен прослеживать преемственные линии как в содержании, так и методике обучения между 4 и 5 классами: хорошо знать содержание обучения в четвертом классе, использовать основные методы обучения, которые применяются в начальной школе, постепенно и достаточно осторожно вводить методику обучения, типичную для основной школы. Все это даст возможность успешного изучения данного предмета в 5 классе. Данный курс имеет культурологическую направленность, раскрывает общечеловеческие общероссийские ценности, в отборе которых в процессе общественного развития участвовали различные религии. Рабочая программа позволит учителю: — реализовать в процессе преподавания предмета современные подходы к формированию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования; — определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета «Музыка» по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.); Примерной основной образовательной программой основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 Федерального учебно-методического объединения по общему образованию); Примерной программой воспитания (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г. №2/20); — разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного региона, образовательного учреждения, класса, используя рекомендованное в рабочей программе примерное распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Основная цель реализации программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России» – приобщение школьников к культурному наследию народов нашей страны, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, воплощенным в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях (нравственном опыте поколений), в искусстве; воспитание духовно-нравственного гражданина России, любящего свое Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию. Задачи курса: • расширение и систематизация знаний и представлений учащихся о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы; • формирование первоначальных представлений о традиционных религиях народов России, их роли в культуре, истории российского общества; • формирование основ морали, семейных ценностей, ориентированное на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед семьёй, страной; • воспитание патриотических чувств; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего и других народов России, толерантное отношение к людям другой культуры; • развитие информационной культуры учащихся (об источниках информации, её отборе и применении), возможностей для их активной самостоятельной познавательной деятельности. Основной особенностью учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является его интегративный характер. Его содержание взаимосвязано с другими предметами начальной школы (в первую очередь, «Литературное чтение» и «Окружающий мир», «Изобразительное искусство»), с внеклассной работой, проводимой в школе, с воспитанием детей в семье. Отбор содержания курса осуществляется в соответствии с ФГОС, Концепцией духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России. При этом учитываются возрастные возможности школьников и их собственный социальный опыт. Направленность материала на выработку у учеников эмоционально-ценностного отношения к изучаемому (людям, их поступкам, религиозным, нравственным заповедям и т. д.). Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности и воспитание патриотических чувств к своей Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), исторической памяти. Материал курса представлен на «микроуровне» и «макроуровне». В первом случае, это – малая Родина, этническая группа, семья, культурные и религиозные традиции, помогающие учащимся актуализировать, имеющие у них знания, расширить и углубить их, получив представления об исторических корнях и традициях народа, к которому принадлежит семья учащегося. Во втором – актуализация представлений о России в целом, как многонациональном, поликонфессиональном государстве, с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями. Культурологическая направленность курса предполагает приобщение учащихся к культурному наследию народов нашей страны путём обращения к: – географии России (сведения о природе и населении); – истории России и народов её населяющих; – нравственным заповедям традиционных российских религий; – произведениям литературы, искусства, историческим источникам, фольклору народов России, СМИ. Знания, которые получает ученик в школе от класса к классу, как бы накладываются друг на друга, включаются в прочные ассоциативные связи. Известно, что материал оптимально усваивается не когда он абсолютно нов, а когда он включается в уже известное, имеющее корни в сознании учащегося, его воображении. Этому способствует и то, что младший школьный возраст – период интенсивной социализации, обогащения познавательной и эмоционально-ценностной сфер личности ребёнка. Младшие школьники не относятся бесстрастно к сообщаемым сведениям, своим наблюдениям, им свойственно эмоциональное отношение к фактам, поступкам людей, деление их на добрых и злых, плохих и хороших. Положительный нравственный пример из прошлого или настоящего пробуждает у школьников стремление к подражанию, способствует нравственному воспитанию. Учащиеся ориентированы на персонифицированные идеалы – яркие, привлекательные образы людей, содержащиеся в истории нашей страны, религиозных и культурных традициях народов России. Они побуждают учеников к эмоциональному отношению к событиям прошлого и настоящего, их участникам, обогащают нравственный опыт личности. Детям особенно интересны люди, жившие в другую эпоху, действующие в иных, чем нынешние условиях. Понять этих людей, увидеть нравственный пример в их поступках – один из приёмов нравственного воспитания школьников. В формировании духовно-нравственных основ народов России большое значение имеет диалог друг с другом, учителем, родителями и другими родственниками. Диалог в данном случае: – является источником новых знаний, актуализации, обобщения и систематизации изученного материала; – способствует формированию эмоционально-личностного отношения к обсуждаемому материалу, выработке собственной системы ценностей, активизации процессов мышления учащихся; – развивает культуру общения, повышает интерес к учебе. Диалоговой форме общения на уроках и дома способствуют интерактивная познавательная деятельность, в первую очередь задания под условными знаками «Работай в паре». «Работай в группе», а также беседы на темы, которые дают возможность включить в работу детей их родителей и других родственников. При изучении курса у учеников развиваются познавательные способности: извлекать и анализировать (с учётом возраста) различного вида информацию, представленную в учебнике, справочной и дополнительной литературе, интернете и др. для ответа на вопросы, подготовки небольших сообщений; анализировать и описывать памятники культуры (жилища, культовые объекты, произведения искусства и т.д.); Сравнивать бытовые объекты (жилища, одежду и т.д.), авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям; приводить мотивированные оценочные суждения о поступках людей, их поведении, положительных качествах личности и т.д. Предметом внеклассной работы может быть региональный и местный материал, который формирует чувство причастности, к тому, что рассматривается на уроках, способствует эмоционально окрашенному восприятию природных, исторических и культурных объектов. Возможны экскурсии в краеведческий или художественный музей, к местам этнографических, культурных и других памятников, на предприятия художественных промыслов и т. д.; беседы с очевидцами событий (исторических, культурных), с родными и близкими национальных героев. Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания. Содержание предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» структурно представлено пятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального образования и непрерывность изучения предмета на протяжении всего курса школьного обучения: модуль № 1 «В мире культуры»; модуль № 2 «»Нравственные ценности российского народа; модуль № 3 «Религия и культура»; модуль № 4 «Как сохранить духовные ценности»; модуль № 5 «Твой духовный мир»; МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Основы духовно-нравственной культуры народов России» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ На основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, рабочая программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предназначена для учащихся 5-х классов образовательного учреждения и составлена на основе программы Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: методические рекомендации / Н.Ф. Виноградова. — М.: Вентана-Граф, 2018. На изучение предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в5 классе средней школы отводится по 1 часу в неделю. Программа рассчитана на 34 часа. Рабочая программа сохраняет авторскую концепцию. В ней присутствуют все разделы и темы, порядок их следования не изменен. Изучение предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литература», «География», «История», «Обществознание», «Иностранный язык» и др. Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе составляет 34 часа (не менее 1 часа в неделю). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Модуль. В мире культуры (5 часов) Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки. Модуль. Нравственные ценности российского народа (10 часов) «Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.).Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив. Модуль. Религия и культура (8 часов) Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенностиправославного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь. Модуль Как сохранить духовные ценности (3 часа) Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России. Модуль Твой духовный мир (8 часа) Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Специфика эстетического содержания предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» обусловливает тесное взаимодействие,смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету Основы духовнонравственной культуры народов России» для начального общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части: Гражданско-патриотического воспитания: осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости за своё Отечество, российский народ иисторию России (элементы гражданской идентичности); воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье; Духовно-нравственного воспитания: - проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповеданияучастников диалога или деятельности; стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей. понимание особой роли многонациональной России в современном мире; формирование ценностей многонационального российского общества; принятие норм нравственного поведения; Эстетического воспитания: - восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Ценности научного познания: - первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельностьв познании. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: - соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей разной терапии. Трудового воспитания: - установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности. Экологического воспитания: - бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» : 1. Овладение универсальными познавательными действиями. Базовые логические действия: - осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь на учителя и одноклассников; - осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал), наблюдений исторических и культурных памятников, общений с людьми; - понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; уметь переводить её в словесную форму; - применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений и выводов; Базовые исследовательские действия: - сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения учебных задач, включая справочную и дополнительную литературу, Интернет; обобщать и систематизировать её; - осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей; - осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочной деятельности. - проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между объектами и явлениями (часть — целое, причина — следствие); -формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения - прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений вразличных условиях. Работа с информацией: - выбирать источник получения информации; - согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленнуюв явном виде; - распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки; - соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; - анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей; - анализировать тексты по предложенному учителем алгоритму; - самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. 2. Овладение универсальными коммуникативными действиями Невербальная коммуникация: - аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.); - сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий, - осуществлять помощь одноклассникам; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам. Вербальная коммуникация: - принимать во внимания советы, предложения других людей (учителей, одноклассников, родителей) и учитывать их в своей деятельности; - правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия содержания курса (исторические, культурологические, обществоведческие и др.); вести диалог со знакомыми и незнакомыми людьми; - проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации для выполнения коллективной (групповой) работы; - участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (небольшие сообщения, сочинения, презентации). - воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиямиобщения в знакомой среде; - проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления; - подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. Совместная деятельность (сотрудничество): - стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместной работы; - переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи; - формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; - принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; - ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы. 3. Овладение универсальными регулятивными действиями Самоорганизация: - планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;выстраивать последовательность выбранных действий. Самоконтроль: - устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесияи т. д.). ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» ученик научится: - находить на карте национально-территориальные образования Российской Федерации; - определять влияние природных условий на жизнь и быт людей; описывать памятники истории и культуры народов России на основе иллюстраций учебника; -рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) о традиционных религиях, обычаях и традициях народов России; - готовить небольшие сообщения о национальных праздниках, народных промыслах народов России, защитниках Отечества, национальных героях; - характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках; - различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций; - рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать характер семейных взаимоотношений; -оценивать, приводя примеры, своё поведение в семье, школе и вне их; - использовать полученные в курсе «Окружающий мир» знания о правах и обязанностях граждан России, государственной символике, государственных институтах и др. для формирования представлений о России, как общем доме для народов её населяющих; - объяснять значение понятий «малая родина», «Родина», «россиянин»; -приводить примеры беззаветного служения Родине – России. Школьник получит возможность научиться: -использовать первоначальные представления о традиционных религиях народов России, их нравственных заповедях в общении с одноклассниками и другими людьми; - сравнивать обычаи и традиции народов России, авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям; -находить на карте столицы национально-территориальных образований России; -соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших; - различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим поступкам и стараться избавиться от недостатков; - использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения сведений об образе жизни, обычаях и традициях, религиях народов России для создания собственных устных и письменных сообщений, презентаций. Выявление итоговых результатов изучения темы завершаются диагностическими уроками, в форме анкетирование, тестирование. Проводится на последнем уроке темы. Задания для урока повторения и обобщения составляются с учетом обязательных результатов обучения. Промежуточная аттестация проводится в форме защиты проектов по основным темам курса. Модуль «В мире культуры» : Учащиеся должны научиться: анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. Осознавать значение культуры для социального развития. Характеризовать вклад в мировую культуру деятелей российской культуры Модуль «Нравственные ценности российского народа»: Учащиеся должны научиться: сравнивать представления о патриотизме в фольклореразных народов. Выстраивать этические понятия в свою систему знаний. Осознавать вклад народов России в победу над нацизмом. Сравнивать представления о труде в разных религиях. Анализировать представления о любви и милосердии в разных религиях. Сравнивать семейные ценности, провозглашенные в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Модуль «Религия и культура.»: Учащиеся должны научиться: определять взаимосвязь религии и культуры. Сравнивать культурные особенности христианства, ислама, буддизма, иудаизма. Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами. Модуль «Как сохранить духовные ценности.»: Учащиеся должны научиться: анализировать адаптированный текст Конституции РФ. Оценивать роль человека в обществе. Характеризовать нормы нравственного поведения. Модуль. «Твой духовный мир.» Учащиеся должны научиться: Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей. 5 класс № Наименование п/п разделов и тем программы Количество часов Дата всего конт практи изучения роль ческие ные работы рабо ты Раздел 1. В мире культуры Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1.1- Вводный урок. 1.2 Что изучает курс «Основы духовнонравственной культуры народов России» Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать ОДНК. Работа со структурой учебника и условными обозначениями. Раскрыть содержание предмета Работа со структурой учебника, исследуя содержание рубрик параграфа. Устный опрос; Практическая работа; http://fcior.edu.ru / 2 0 0 - http://school- collection.edu.ru / - Интернет-портал «ProШколу.ru» - http://experimentopk.pravolimp.ru/ - http://www.vestnik.edu.ru - http://svetoch-opk.ru - http://www.pravoslavie.ru 1. Величие 2 многонациональной российской культуры 1 0 0 Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни. Устный опрос; Практическая работа; http://ihtik.lib.ru– электронная библиотека http://www.lib.ru– электронная библиотека http:// scool- collection.edu.ru Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов 1. Человек творец и 3 носитель культуры 1 0 0 Работа с текстом «Зачем человек рождается». Устный опрос; Практическая работа; http:// artclassic.edu.ru Коллекция: мировая художественная культура 1. Законы нравственности 1 4 – часть культуры общества 0 0 Написание рассказа «Человек родившийся среди себе подобных, должен научиться быть человеком». Подготовка проекта «Кто на кого похож» Устный опрос; Проект http://ihtik.lib.ru– электронная библиотека http://www.lib.ru– электронная библиотека http:// scool- collection.edu.ru Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов Итого по разделу 4 Раздел 2. «Нравственные ценности российского народа» 2. «Береги землю 1 0 0 1 любимую, как мать родимую» Составление рассказа «Для Устный опрос; чего человеку нужно Практическая самообразование?». работа; Творческая работа «Книга- друг человека». Написание эссе «Самообразование – путь к успеху» http:// www.hrono.ru - Всемирная история в интернете http: // www. istorya. ruИстория стран и цивилизаций 2. Жизнь ратными 2 подвигами полна 1 0 0 Составление рассказа «Гражданин – Отечества достойный сын» Устный опрос; Практическая работа; Написание эссе «Кого можно считать гражданином России?» http://ihtik.lib.ru– электронная библиотека http://www.lib.ru– электронная библиотека http:// scool- collection.edu.ru Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов 2. Образцы 3 нравственности в поступках наших предков и современников. 1 0 0 Составление рассказа «Для Проектноисследовательская http://ihtik.lib.ru– электронная чего человеку нужно библиотека работа самообразование?». http://www.lib.ru– электронная библиотека Творческая работа «Книгаhttp:// scool- collection.edu.ru друг человека». Написание Единая коллекция Цифровых эссе «Самообразование – путь образовательных ресурсов к успеху» 2. В труде – красота 4 человека 1 0 0 Осознание учащимися того, Устный опрос; что добрые дела, труд Практическая работа; человека приносят славу не только ему, но и Отечеству Работа с понятием «труд» Стихотворение (обсуждение) Работа с пословицами http://ihtik.lib.ru– электронная библиотека http://www.lib.ru– электронная библиотека http:// scool- collection.edu.ru Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов 2. «Плод добрых трудов 5 славен» 1 0 0 Описание иллюстрации к Устный опрос; картине Т.Н.Яблонской Практическая работа; «Хлеб». Составление рассказа «Творчество и ремесло». Творческая работа (составление и художественное оформление) «Пословицы и поговорки о труде» http:// artclassic.edu.ru Коллекция: мировая художественная культура 2. Люди труда 6 1 0 Давать определения Устный опрос; основным понятиям: Практическая работа; самоотверженный труд, колхозник, Нобелевская премия Формирование у обучающихся новых знаний о 0 2. Бережное отношение к 7 природе 1 0 0 2. Семья – хранитель 8 духовных ценностей 1 0 0 людях труда в различных профессиях и исторических эпохах, внёсших значимый вклад в развитие России, в том числе о тружениках родного города. Давать определение понятиям «народы севера», «амулет», «культ», «заказник», «заповедник»; называть не менее 4-х нравственных качеств, характеризующих нравственное поведение человека; делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций, обосновывать свой выбор Описание иллюстрации к картине З.Серебряковой « Автопортретс дочерьми». Составление рассказа «Нужна ли семья человеку». http://ihtik.lib.ru– электронная библиотека http://www.lib.ru– электронная библиотека http:// scool- collection.edu.ru Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов Устный опрос; Практическая работа; http:// artclassic.edu.ru Коллекция: мировая художественная культура Устный опрос; Практическая работа; http://ihtik.lib.ru– электронная библиотека http://www.lib.ru– электронная библиотека http:// scool- collection.edu.ru Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов 2. Семья – первый 9 трудовой коллектив 1 0 0 Выполнение проекта «Дом счастья» Устный опрос; 2. Обобщающее 10 повторение по разделу «Нравственные ценности российского народа» 1 0 0 Творческая работа( подбор и Устный опрос; художественное оформление) Практическая «Пословицы и поговорки о работа; семье». http:// artclassic.edu.ru Коллекция: мировая художественная культура http://ihtik.lib.ru– электронная библиотека http://www.lib.ru– электронная библиотека http:// scool- collection.edu.ru - Итого по разделу 10 Раздел 3. «Религия и культура» 3.1. Роль религии в развитии культуры Устный опрос; 1 0 0 Создание условий для усвоения знаний по теме. http://www.gumer.info/bogoslov – электронная библиотека 3.2 Христианская вера и 1 образование в древней Руси 0 0 Создание условий для усвоения Устный опрос; http://www.gumer.info/bogoslov – знаний по теме. Практическая работа; электронная библиотека 3.3 Культура ислама 1 0 0 Создание условий для усвоения знаний по теме. Устный опрос; http://www.gumer.info/bogoslov – электронная библиотека 3. Образование и наука в 1 4 исламе 0 0 Выполнение проекта: Ислам в России и в мире Устный опрос; http://www.gumer.info/bogoslov – электронная библиотека 3. .Иудаизм и культура 5 1 0 0 Создание условий для усвоения Устный опрос; знаний по теме. Знакомство Практическая тво с об работа; мировой религией Иудаизм http://www.gumer.info/bogoslov – электронная библиотека 3. Иудейская история в 6 произведениях живописи 1 0 0 Творческая работа по народным сказкам Устный опрос; Практическая работа; http://www.gumer.info/bogoslov – электронная библиотека 3. Культурные традиции 1 7.- буддизма 0 0 Создание условий для усвоения знаний по теме. Знакомство с мировой религией - буддизм, жизнью её основателя Творческая работа: изобразить Будду каким вы его представляете. Устный опрос; Практическая работа; http://www.gumer.info/bogoslov – электронная библиотека 3. Обобщающее 1 8 повторение по разделу «Религия и культура» 0 Устный опрос; Практическая работа; 0 Итого по разделу Устный опрос; Практическая работа;к 8 часо в Раздел 4. «Как сохранить духовные ценности» 4. Забота государства о 1 1 сохранении духовных ценностей 0 0 Описание репродукции картины Б.М. Костодиева «Земская школа в Московской Руси». Творческая работа «Школа в древности, создать генеалогию своей семьи. Написание эссе «Мир освещается солнцем, а человек – знанием». Написание рассказа «Чему учит школа сегодня». ; Устный опрос; Практическая работа;; http:// scool- collection.edu.ru Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов 4. Культурное наследие 2 христианской Руси. 1 0 0 4. Хранить память 3. предков 1 0 0 Итого по разделу 3 часа Рассказывать (привлекая знания из других курсов начальной школы, дополнительные источники, свои наблюдения) о праздниках, обычаях и традициях коренных народов России. Приводить примеры (на основе фольклора) отношения отдельных народов России к своему языку, обычаям и традициям. Обобщать знания о народах России; объяснять, что каждый народ России - её неотъемлемая часть. Обсуждать ситуации, касающиеся отношений между людьми разных национальностей Показывать, как государство защищает духовные ценности. Объяснять, что такое веротерпимость. Обсуждать, как сохранить нравственные традиции. Участвовать в обсуждении сообщений одноклассников Практическая работа; http:// scool- collection.edu.ru Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов Устный опрос; Практическая работа; http:// сyrill.newma.ru Библиотека античной литературы Раздел 5. «Твой духовный мир» 5. Что составляет твой 1. духовный мир 1 0 0 5. Твоя культура 2 поведения 1 0 0 5. Твои нравственные 3 качества 1 0 0 5. Нравственные 4 ценности человеческого общества 5. Любовь к Родине, 5 верность Родине 1 0 0 1 0 0 5. Обобщающее 6 повторение 1 1 0 5. Что составляет твой 7 духовный мир 1 5. Твоя культура 8 поведения 1 Итого по разделу 8 часо в 0 0 0 Характеризовать духовнонравственные черты народов России, основываясь на материале учебника, фольклоре и других источниках. Раскрывать нравст венные нормы, которые заложены в книгах. Объяснять ценность человеческой жизни; приводить примеры спасения людей в военное время и в мирной жизни. Рассказывать о прочитанных произведениях; оценивать хара ктер нравственных ценностях человеческого общества Составлять перечень своих обязанностей. Обсуждать привед енный в учебнике материал об отношении детей к родителям и родителей к детям; объяснять, что любовь и верность родине – святое чувство Устный опрос; http:// scool- collection.edu.ru Практическая работа; Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов Устный опрос; http:// scool- collection.edu.ru Практическая работа; Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов Устный опрос; http:// scool- collection.edu.ru Практическая работа; Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов Устный опрос; http:// scool- collection.edu.ru Практическая работа; Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов Устный опрос; http://fcior.edu.ru / Практическая работа; http://school- collection.edu.ru / Устный опрос; Практическая работа; Устный опрос; Практическая работа; Устный опрос; Практическая работа; Интернет-портал «ProШколу.ru» http://experimentopk.pravolimp.ru/ ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО 34 1 ЧАСОВ ПО часа ПРОГРАММЕ 0 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс № Наименование разделов и тем Количество часов Дата Виды деятельности п/ программы всег контроль практиче изучен п ия о ные ские Тематический блок 1. «Культура как социальность» работы работы 1.1. Мир культуры: его структура 1 ; понимать специфику социальных явлений, их отличия от мира природы; уметь объяснять взаимосвязь материальной культуры с духовно-нравственным состоянием общества; слушать объяснения учителя, работать с учебником, анализировать проблемные ситуации; Виды, форм ы контр оля Устн ый опро с; Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Государственный музей истории религии в Санкт-Петербурге http://www.gmir.ru) Музей истории религии и национальностей Прикамья в Сарапуле (http://mirinp.pravorg.ru) Музей истории мировых культур и религий в Дербенте (http://derbentmkr.ru). сайт дисциплины ОРКСЭ образовательной области основ духовнонравственной культуры народов России http://orkce.apkpro.ru/ коллекция образовательных ресурсов по поиску произведений искусства по времени, стране, стилю. http://www.artclassic.edu.r u/ гид по музеям мира и галереям http://www.smirnova.net/ подробная энциклопедия по мифологии с текстами 1.2. Культура России: многообразие 2 регионов понимать и объяснять важность сохранения исторической памяти разных народов, культурных традиций разных регионов России; характеризовать духовную культуру народов России как общее достояние нашей Родины; работать с картой регионов, разграничивать понятия по теме, слушать объяснения учителя; Устн ый опро с; Государственный музей истории религии в Санкт-Петербурге http://www.gmir.ru) Музей истории религии и национальностей Прикамья в Сарапуле (http://mirinp.pravorg.ru) Музей истории мировых культур и религий в Дербенте (http://derbentmkr.ru). сайт дисциплины ОРКСЭ образовательной области основ духовнонравственной культуры народов России http://orkce.apkpro.ru/ коллекция образовательных ресурсов по поиску произведений искусства по времени, стране, стилю. http://www.artclassic.e du.ru/ гид по музеям мира и галереям http://www.smirnova.n et/ подробная энциклопедия по мифологии с текстами http://mifolog.ru/ электронная энциклопедия 1.3. История быта как история культуры 1 понимать и объяснять взаимосвязь хозяйственной деятельности, быта людей с историей народа, климатом, географическими условиями его жизни; работать с учебником, а также научнопопулярной литературой; просматривать и анализировать учебные фильмы; Устн ый опро с; 1.4. Прогресс: технический и социальный 1 понимать и объяснять, что такое труд, разделение труда, какова роль труда в истории и современном обществе; работать с учебником, научно-популярной литературой; решать проблемные задачи, анализировать и разграничивать понятий; Устн ый опро с; Государственный музей истории религии в Санкт-Петербурге http://www.gmir.ru) Музей истории религии и национальностей Прикамья в Сарапуле (http://mirinp.pravorg.ru) Музей истории мировых культур и религий в Дербенте (http://derbentmkr.ru). сайт дисциплины ОРКСЭ образовательной области основ духовнонравственной культуры народов России музей Государственный http://orkce.apkpro.ru/ истории религии в коллекция Санкт-Петербурге образовательных http://www.gmir.ru) ресурсов по поиску Музей истории религии произведений искусства и по времени, стране, национальностей стилю. Прикамья в http://www.artclassic.e Сарапуле du.ru/ (http://mirinp.pravorg.ru) гид поистории музеям мира и Музей мировых галереями религий в культур http://www.smirnova.n Дербенте (http://derbentmkr.ru). et/ сайт дисциплины подробная ОРКСЭ энциклопедия по образовательной области мифологии с основ духовнотекстами нравственной культуры http://mifolog.ru/ народов России электронная http://orkce.apkpro.ru/ энциклопедия 1.5. Образование в культуре народов России 1 понимать и объяснять важность образования в современном мире и ценность знаний; понимать, что образование — важная часть процесса формирования духовно-нравственных ориентиров человека; слушать объяснения учителя, рефлексировать собственный опыт, разграничивать понятия; Устн ый опро с; 1.6. Права и обязанности человека 1 понимать и объяснять, в чём заключается смысл понятий «права человека», правовая культура» и др.; понимать необходимость соблюдения прав и обязанностей человека; слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с текстом учебника и с источниками; Устн ый опро с; Государственный музей истории религии в Санкт-Петербурге http://www.gmir.ru) Музей истории религии и национальностей Прикамья в Сарапуле (http://mirinp.pravorg.ru) Музей истории мировых культур и религий в Дербенте (http://derbentmkr.ru). сайт дисциплины ОРКСЭ образовательной области основ духовнонравственной культуры народов России музей Государственный http://orkce.apkpro.ru/ истории религии в коллекция Санкт-Петербурге образовательных http://www.gmir.ru) ресурсов по поиску Музей истории религии произведений искусства и по времени, стране, национальностей стилю. Прикамья в http://www.artclassic.e Сарапуле du.ru/ (http://mirinp.pravorg.ru) гид поистории музеям мира и Музей мировых галереями религий в культур http://www.smirnova.n Дербенте et/ (http://derbentmkr.ru). сайт дисциплины подробная ОРКСЭ энциклопедия по образовательной области мифологии с основ духовнотекстами нравственной культуры http://mifolog.ru/ народов России электронная http://orkce.apkpro.ru/ энциклопедия 1.7. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие 1 1.8. Современный мир: самое важное (практическое занятие) 1 Государственный музей истории религии в Санкт-Петербурге http://www.gmir.ru) Музей истории религии и национальностей Прикамья в Сарапуле (http://mirinp.pravorg.ru) Музей истории мировых культур и религий в Дербенте (http://derbentmkr.ru). сайт дисциплины ОРКСЭ образовательной области основ духовнонравственной культуры народов России музей понимать, в чём заключаются основные Письмен Государственный http://orkce.apkpro.ru/ истории религии в ный духовно-нравственные ориентиры коллекция контроль; Санкт-Петербурге современного общества; образовательных http://www.gmir.ru) подготовить проект (или доклад, ресурсов по поиску Музей истории религии сообщение); работать с научно-популярной произведений искусства и литературой, разграничивать и по времени, стране, национальностей систематизировать понятия; стилю. Прикамья в http://www.artclassic.e Сарапуле du.ru/ (http://mirinp.pravorg.ru) гид поистории музеям мира и Музей мировых галереями религий в культур http://www.smirnova.n Дербенте (http://derbentmkr.ru). et/ сайт дисциплины подробная ОРКСЭ энциклопедия по образовательной области мифологии с основ духовнотекстами нравственной культуры http://mifolog.ru/ народов России электронная http://orkce.apkpro.ru/ энциклопедия понимать и объяснять смысл понятий «религия», «атеизм» и др.; знать названия традиционных религий России, уметь объяснять их роль в истории и на современном этапе развития общества; слушать объяснения учителя, решать текстовые задачи; 1 Устн ый опро с; Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре» 2.1. Каким должен быть 1 человек? Духовнонравственный облик и идеал человека понимать и объяснять взаимосвязь таких понятий, как «свобода», ответственность, право и долг; слушать объяснения учителя, работать с учебником, анализировать проблемные ситуации; Устн ый опро с; Государственный музей истории религии в Санкт-Петербурге http://www.gmir.ru) Музей истории религии и национальностей Прикамья в Сарапуле (http://mirinp.pravorg.ru) Музей истории мировых культур и религий в Дербенте (http://derbentmkr.ru). сайт дисциплины ОРКСЭ образовательной области основ духовнонравственной культуры народов России http://orkce.apkpro.ru/ коллекция образовательных ресурсов по поиску произведений искусства по времени, стране, стилю. http://www.artclassic.e du.ru/ гид по музеям мира и галереям http://www.smirnova.n et/ подробная энциклопедия по мифологии с текстами http://mifolog.ru/ электронная 2.2. Взросление человека в культуре народов России 1 объяснять важность взаимодействия человека и общества, негативные эффекты социальной изоляции; слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать информацию из нескольких источников, анализировать собственный опыт; Устн ый опро с; 2.3. Религия как источник нравственности 1 понимать, какой нравственный потенциал несут традиционные религии России; слушать объяснения учителя, работать с учебником, просматривать учебные фильмы по теме; Устн ый опро с; Государственный музей истории религии в Санкт-Петербурге http://www.gmir.ru) Музей истории религии и национальностей Прикамья в Сарапуле (http://mirinp.pravorg.ru) Музей истории мировых культур и религий в Дербенте (http://derbentmkr.ru). сайт дисциплины ОРКСЭ образовательной области основ духовнонравственной культуры народов России музей Государственный http://orkce.apkpro.ru/ истории религии в коллекция Санкт-Петербурге образовательных http://www.gmir.ru) ресурсов по поиску Музей истории религии произведений искусства и по времени, стране, национальностей стилю. Прикамья в http://www.artclassic.e Сарапуле du.ru/ (http://mirinp.pravorg.ru) гид поистории музеям мира и Музей мировых галереями религий в культур http://www.smirnova.n Дербенте (http://derbentmkr.ru). et/ сайт дисциплины подробная ОРКСЭ энциклопедия по образовательной области мифологии с основ духовнотекстами нравственной культуры http://mifolog.ru/ народов России электронная http://orkce.apkpro.ru/ энциклопедия 2.4. Наука как источник знания о человеке и человеческом 1 понимать и объяснять смысл понятия «гуманитарное знание»; осознавать, что культура помогает человеку понимать самого себя; слушать объяснения учителя, работать с учебником, с дополнительной научно-популярной литературой; Устн ый опро с; 2.5. Этика и нравственность как категории духовной культуры 1 объяснять понятия «добро» и «зло» с помощью примеров из истории и культуры народов России, соотносить эти понятия с личным опытом; решать проблемные задачи, работать с учебником, рефлексировать собственный опыт; Устн ый опро с; Государственный музей истории религии в Санкт-Петербурге http://www.gmir.ru) Музей истории религии и национальностей Прикамья в Сарапуле (http://mirinp.pravorg.ru) Музей истории мировых культур и религий в Дербенте (http://derbentmkr.ru). сайт дисциплины ОРКСЭ образовательной области основ духовнонравственной культуры народов России музей Государственный http://orkce.apkpro.ru/ истории религии в коллекция Санкт-Петербурге образовательных http://www.gmir.ru) ресурсов по поиску Музей истории религии произведений искусства и по времени, стране, национальностей стилю. Прикамья в http://www.artclassic.e Сарапуле du.ru/ (http://mirinp.pravorg.ru) гид поистории музеям мира и Музей мировых галереями религий в культур http://www.smirnova.n Дербенте (http://derbentmkr.ru). et/ сайт дисциплины подробная ОРКСЭ энциклопедия по образовательной области мифологии с основ духовнотекстами нравственной культуры http://mifolog.ru/ народов России электронная http://orkce.apkpro.ru/ энциклопедия 2.6. Самопознание (практическое занятие) 1 1 Тематический блок 3. «Человек как член общества» уметь соотносить понятия «мораль», «нравственность» с самопознанием на доступном для возраста детей уровне; формировать представления о самом себе; воспитывать навыки само- презентации, рефлексии; слушать и анализировать доклады одноклассников; Практиче Государственный музей истории религии в ская работа; Санкт-Петербурге http://www.gmir.ru) Музей истории религии и национальностей Прикамья в Сарапуле (http://mirinp.pravorg.ru) Музей истории мировых культур и религий в Дербенте (http://derbentmkr.ru). сайт дисциплины ОРКСЭ образовательной области основ духовнонравственной культуры народов России http://orkce.apkpro.ru/ коллекция образовательных ресурсов по поиску произведений искусства по времени, стране, стилю. http://www.artclassic.e du.ru/ гид по музеям мира и галереям http://www.smirnova.n et/ подробная энциклопедия по мифологии с текстами http://mifolog.ru/ электронная энциклопедия 3.1. Труд делает человека человеком 1 осознавать важность труда объяснять его роль в современном обществе; понимать и осознавать трудолюбие как ответственность перед людьми и самим собой; слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать тексты учебника; Устн ый опро с; Государственный музей истории религии в Санкт-Петербурге http://www.gmir.ru) Музей истории религии и национальностей Прикамья в Сарапуле (http://mirinp.pravorg.ru) Музей истории мировых культур и религий в Дербенте (http://derbentmkr.ru). сайт дисциплины ОРКСЭ образовательной области основ духовнонравственной культуры народов России http://orkce.apkpro.ru/ коллекция образовательных ресурсов по поиску произведений искусства по времени, стране, стилю. http://www.artclassic.e du.ru/ гид по музеям мира и галереям http://www.smirnova.n et/ подробная энциклопедия по мифологии с текстами http://mifolog.ru/ электронная энциклопедия 3.2. Подвиг: как узнать героя? 1 понимать и объяснять отличие подвига на войне и в мирное время; знать и называть имена героев; слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать тексты учебника; Устн ый опро с; Государственный музей истории религии в Санкт-Петербурге http://www.gmir.ru) Музей истории религии и национальностей Прикамья в Сарапуле (http://mirinp.pravorg.ru) Музей истории мировых культур и религий в Дербенте (http://derbentmkr.ru). сайт дисциплины ОРКСЭ образовательной области основ духовнонравственной культуры народов России http://orkce.apkpro.ru/ коллекция образовательных ресурсов по поиску произведений искусства по времени, стране, стилю. http://www.artclassic.e du.ru/ гид по музеям мира и галереям http://www.smirnova.n et/ подробная энциклопедия по мифологии с текстами http://mifolog.ru/ электронная энциклопедия 3.3. Люди в обществе: духовнонравственное взаимовлияние 1 понимать и объяснять понятия «дружба», «предательство»,«честь», «коллективизм», «благотворительность»; слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать тексты учебника; Устн ый опро с; Государственный музей истории религии в Санкт-Петербурге http://www.gmir.ru) Музей истории религии и национальностей Прикамья в Сарапуле (http://mirinp.pravorg.ru) Музей истории мировых культур и религий в Дербенте (http://derbentmkr.ru). сайт дисциплины ОРКСЭ образовательной области основ духовнонравственной культуры народов России http://orkce.apkpro.ru/ коллекция образовательных ресурсов по поиску произведений искусства по времени, стране, стилю. http://www.artclassic.e du.ru/ гид по музеям мира и галереям http://www.smirnova.n et/ подробная энциклопедия по мифологии с текстами http://mifolog.ru/ электронная энциклопедия 3.4. Проблемы современного общества как отражение его духовнонравственного самосознания 1 понимать и объяснять понятия «бедность», «инвалидность»,«сиротство»; предлагать пути преодоления проблем современного общества на доступном для понимания детей уровне; слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать тексты учебника; Устн ый опро с; 3.5. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений 1 понимать и объяснять понятия «милосердие», «взаимопомощь»,«благотворительность», «волонтёрство»; выявлять общие черты традиций милосердия, взаимной помощи, благотворительности у представителей разных народов; слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать тексты учебника; Устн ый опро с; Государственный музей истории религии в Санкт-Петербурге http://www.gmir.ru) Музей истории религии и национальностей Прикамья в Сарапуле (http://mirinp.pravorg.ru) Музей истории мировых культур и религий в Дербенте (http://derbentmkr.ru). сайт дисциплины ОРКСЭ образовательной области основ духовнонравственной культуры народов России музей Государственный http://orkce.apkpro.ru/ истории религии в коллекция Санкт-Петербурге образовательных http://www.gmir.ru) ресурсов по поиску Музей истории религии произведений искусства и по времени, стране, национальностей стилю. Прикамья в http://www.artclassic.e Сарапуле du.ru/ (http://mirinp.pravorg.ru) гид поистории музеям мира и Музей мировых галереями религий в культур http://www.smirnova.n Дербенте (http://derbentmkr.ru). et/ сайт дисциплины подробная ОРКСЭ энциклопедия по образовательной области мифологии с основ духовнотекстами нравственной культуры http://mifolog.ru/ народов России электронная http://orkce.apkpro.ru/ энциклопедия 3.6. Гуманизм как сущностная характеристика духовнонравственной культуры народов России 2 понимать и характеризовать понятие «гуманизм» как источник духовнонравственных ценностей народов России; осознавать важность гуманизма для формирования личности, построения взаимоотношений в обществе; слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой; Устн ый опро с; Государственный музей истории религии в Санкт-Петербурге http://www.gmir.ru) Музей истории религии и национальностей Прикамья в Сарапуле (http://mirinp.pravorg.ru) Музей истории мировых культур и религий в Дербенте (http://derbentmkr.ru). сайт дисциплины ОРКСЭ образовательной области основ духовнонравственной культуры народов России http://orkce.apkpro.ru/ коллекция образовательных ресурсов по поиску произведений искусства по времени, стране, стилю. http://www.artclassic.e du.ru/ гид по музеям мира и галереям http://www.smirnova.n et/ подробная энциклопедия по мифологии с текстами http://mifolog.ru/ электронная энциклопедия 3.7. Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества 1 понимать и объяснять, что такое социальные профессии и почему выбирать их нужно особенно ответственно; работать с научно-популярной литературой, готовить рефераты, слушать и анализировать доклады одноклассников; Устн ый опро с; 3.8. Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг 1 приводить примеры выдающихся благотворителей в истории и в современной России; работать с научно-популярной литературой, анализировать несколько источников, разграничивать понятия; Устн ый опро с; Государственный музей истории религии в Санкт-Петербурге http://www.gmir.ru) Музей истории религии и национальностей Прикамья в Сарапуле (http://mirinp.pravorg.ru) Музей истории мировых культур и религий в Дербенте (http://derbentmkr.ru). сайт дисциплины ОРКСЭ образовательной области основ духовнонравственной культуры народов России музей Государственный http://orkce.apkpro.ru/ истории религии в коллекция Санкт-Петербурге образовательных http://www.gmir.ru) ресурсов по поиску Музей истории религии произведений искусства и по времени, стране, национальностей стилю. Прикамья в http://www.artclassic.e Сарапуле du.ru/ (http://mirinp.pravorg.ru) гид поистории музеям мира и Музей мировых галереями религий в культур http://www.smirnova.n Дербенте et/ (http://derbentmkr.ru). сайт дисциплины подробная ОРКСЭ энциклопедия по образовательной области мифологии с основ духовнотекстами нравственной культуры http://mifolog.ru/ народов России электронная http://orkce.apkpro.ru/ энциклопедия 3.9. Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества 1 понимать и объяснять, что такое наука; приводить имена выдающихся учёных России; работать с научно-популярной литературой, анализировать несколько источников, разграничивать понятия; Устн ый опро с; Государственный музей истории религии в Санкт-Петербурге http://www.gmir.ru) Музей истории религии и национальностей Прикамья в Сарапуле (http://mirinp.pravorg.ru) Музей истории мировых культур и религий в Дербенте (http://derbentmkr.ru). сайт дисциплины ОРКСЭ образовательной области основ духовнонравственной культуры народов России http://orkce.apkpro.ru/ коллекция образовательных ресурсов по поиску произведений искусства по времени, стране, стилю. http://www.artclassic.e du.ru/ гид по музеям мира и галереям http://www.smirnova.n et/ подробная энциклопедия по мифологии с текстами http://mifolog.ru/ электронная энциклопедия 3.10 Моя профессия (практическое . занятие) 1 Тематический блок 4. «Родина и патриотизм» 1 обосновывать, какие духовно-нравственные Практиче Государственный музей истории религии в качества нужны для выбранной профессии; ская работать с научно-популярной литературой, работа; Санкт-Петербурге http://www.gmir.ru) анализировать несколько источников, Музей истории религии разграничивать понятия; и национальностей Прикамья в Сарапуле (http://mirinp.pravorg.ru) Музей истории мировых культур и религий в Дербенте (http://derbentmkr.ru). сайт дисциплины ОРКСЭ образовательной области основ духовнонравственной культуры народов России http://orkce.apkpro.ru/ коллекция образовательных ресурсов по поиску произведений искусства по времени, стране, стилю. http://www.artclassic.e du.ru/ гид по музеям мира и галереям http://www.smirnova.n et/ подробная энциклопедия по мифологии с текстами http://mifolog.ru/ электронная энциклопедия 4.1. Гражданин 1 характеризовать понятия «Родина», «гражданство»; понимать духовнонравственный смысл патриотизма; слушать объяснения учителя, работать с текстом учебника; Устн ый опро с; Государственный музей истории религии в Санкт-Петербурге http://www.gmir.ru) Музей истории религии и национальностей Прикамья в Сарапуле (http://mirinp.pravorg.ru) Музей истории мировых культур и религий в Дербенте (http://derbentmkr.ru). сайт дисциплины ОРКСЭ образовательной области основ духовнонравственной культуры народов России http://orkce.apkpro.ru/ коллекция образовательных ресурсов по поиску произведений искусства по времени, стране, стилю. http://www.artclassic.e du.ru/ гид по музеям мира и галереям http://www.smirnova.n et/ подробная энциклопедия по мифологии с текстами http://mifolog.ru/ электронная энциклопедия 4.2. Патриотизм 1 приводить примеры патриотизма в истории и в современном обществе; слушать объяснения учителя, работать с учебником, рефлексировать собственный опыт; Устн ый опро с; Государственный музей истории религии в Санкт-Петербурге http://www.gmir.ru) Музей истории религии и национальностей Прикамья в Сарапуле (http://mirinp.pravorg.ru) Музей истории мировых культур и религий в Дербенте (http://derbentmkr.ru). сайт дисциплины ОРКСЭ образовательной области основ духовнонравственной культуры народов России http://orkce.apkpro.ru/ коллекция образовательных ресурсов по поиску произведений искусства по времени, стране, стилю. http://www.artclassic.e du.ru/ гид по музеям мира и галереям http://www.smirnova.n et/ подробная энциклопедия по мифологии с текстами http://mifolog.ru/ электронная энциклопедия 4.3. Защита Родины: подвиг или долг? 1 характеризовать важность сохранения мира и согласия; приводить примеры военных подвигов; понимать особенности защиты чести Родины в спорте, науке, культуре; слушать объяснения учителя, работать с учебником, смотреть и анализировать учебные фильмы; Устн ый опро с; Государственный музей истории религии в Санкт-Петербурге http://www.gmir.ru) Музей истории религии и национальностей Прикамья в Сарапуле (http://mirinp.pravorg.ru) Музей истории мировых культур и религий в Дербенте (http://derbentmkr.ru). сайт дисциплины ОРКСЭ образовательной области основ духовнонравственной культуры народов России http://orkce.apkpro.ru/ коллекция образовательных ресурсов по поиску произведений искусства по времени, стране, стилю. http://www.artclassic.e du.ru/ гид по музеям мира и галереям http://www.smirnova.n et/ подробная энциклопедия по мифологии с текстами http://mifolog.ru/ электронная энциклопедия 4.4. Государство. Россия — наша родина 1 4.5. Гражданская идентичность (практическое занятие) 1 объяснять понятие «государство»; уметь выделять и характеризовать основные особенности Российского государства с опорой на духовнонравственные ценности; слушать объяснения учителя, работать с текстом учебника, с дополнительной научно-популярной литературой; 1 обосновать важность духовнонравственных качеств гражданина; работать с источниками, определять понятия, подготовить практическую работу; Государственный музей истории религии в Санкт-Петербурге http://www.gmir.ru) Музей истории религии и национальностей Прикамья в Сарапуле (http://mirinp.pravorg.ru) Музей истории мировых культур и религий в Дербенте (http://derbentmkr.ru). сайт дисциплины ОРКСЭ образовательной области основ духовнонравственной культуры народов России музей Письмен Государственный http://orkce.apkpro.ru/ истории религии в ный коллекция контроль; Санкт-Петербурге образовательных http://www.gmir.ru) ресурсов по поиску Музей истории религии произведений искусства и по времени, стране, национальностей стилю. Прикамья в http://www.artclassic.e Сарапуле du.ru/ (http://mirinp.pravorg.ru) гид поистории музеям мира и Музей мировых галереями религий в культур http://www.smirnova.n Дербенте (http://derbentmkr.ru). et/ сайт дисциплины подробная ОРКСЭ энциклопедия по образовательной области мифологии с основ духовнотекстами нравственной культуры http://mifolog.ru/ народов России электронная http://orkce.apkpro.ru/ энциклопедия Устн ый опро с; 4.6. Моя школа и мой класс (практическое занятие) 1 1 характеризовать понятие «доброе дело» в контексте оценки собственных действий, их нравственного начала; работать с источниками, определять понятия, подготовить практическую работу; 4.7. Человек: какой он? (практическое занятие) 1 1 сформулировать свой идеал человека, назвать качества, ему присущие; работать с источниками, определять понятия, подготовить практическую работу; Письмен Государственный музей истории религии в ный контроль; Санкт-Петербурге http://www.gmir.ru) Музей истории религии и национальностей Прикамья в Сарапуле (http://mirinp.pravorg.ru) Музей истории мировых культур и религий в Дербенте (http://derbentmkr.ru). сайт дисциплины ОРКСЭ образовательной области основ духовнонравственной культуры народов России музей Письмен Государственный http://orkce.apkpro.ru/ истории религии в ный коллекция контроль; Санкт-Петербурге образовательных http://www.gmir.ru) ресурсов по поиску Музей истории религии произведений искусства и по времени, стране, национальностей стилю. Прикамья в http://www.artclassic.e Сарапуле du.ru/ (http://mirinp.pravorg.ru) гид поистории музеям мира и Музей мировых галереями религий в культур http://www.smirnova.n Дербенте (http://derbentmkr.ru). et/ сайт дисциплины подробная ОРКСЭ энциклопедия по образовательной области мифологии с основ духовнотекстами нравственной культуры http://mifolog.ru/ народов России электронная http://orkce.apkpro.ru/ энциклопедия 4.8. Человек и культура (проект) 1 1 показать взаимосвязь человека и культуры через их взаимное влияние; характеризовать образ человека высокой духовной культуры, создаваемый в произведениях искусства; работать с источниками, систематизировать понятия, подготовить проект; Практиче Государственный музей истории религии в ская работа; Санкт-Петербурге http://www.gmir.ru) Музей истории религии и национальностей Прикамья в Сарапуле (http://mirinp.pravorg.ru) Музей истории мировых культур и религий в Дербенте (http://derbentmkr.ru). сайт дисциплины ОРКСЭ образовательной области основ духовнонравственной культуры народов России http://orkce.apkpro.ru/ коллекция образовательных ресурсов по поиску произведений искусства по времени, стране, стилю. http://www.artclassic.e du.ru/ гид по музеям мира и галереям http://www.smirnova.n et/ подробная энциклопедия по мифологии с текстами http://mifolog.ru/ электронная энциклопедия ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс № Тема урока п/п Количество часов всего Контрольная работа Дата Виды, изучения формы контроля практические работы 1. Вводный урок. 1 0 Устный опрос 2. Что изучает курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 1 0 Устный опрос 3. Величие многонациональной российской культуры 1 0 Устный опрос 4. Человек творец и носитель культуры 1 0 Устный опрос 5. Законы нравственности – часть культуры общества 1 0 проект 6. «Береги землю любимую, как мать родимую» 1 0 Устный опрос 7. Жизнь ратными подвигами полна 1 0 Устный опрос 8. Образцы нравственности в поступках наших предков и современников 1 0 проект 9. В труде – красота человека 1 0 Устный опрос 1 0 Устный опрос 10. Плод добрых трудов славен» 11. Люди труда 1 0 Устный опрос 12. Бережное отношение к природе 1 0 Устный опрос 13. Семья – хранитель духовных ценностей 1 0 Устный опрос 14. Семья – первый трудовой коллектив 1 0 Устный опрос 15. Обобщающее повторение по разделу «Нравственные ценности российского народа» 1 0 Устный опрос 16. Роль религии в развитие культуры 1 0 Устный опрос 17. Христианская вера и образование в древней Руси 1 0 Устный опрос 18. Культура ислама 1 0 Устный опрос 19. Образование и наука в исламе 1 0 Устный опрос 20. Иудаизм и культура 1 0 Устный опрос 21. Иудейская история в произведениях живописи 1 0 Устный опрос 22. Культурные традиции буддизма 1 0 Устный опрос 23 Обобщающее повторение по разделу «Религия и культура» 1 1 проект 24 1 Забота государства о сохранении духовных ценностей 0 Устный опрос 25 Культурное наследие христианской Руси. 1 0 Устный опрос 26 Хранить память предков 1 0 Устный опрос 27 Что составляет твой духовный мир 1 0 Устный опрос 28 Твоя культура поведения 1 0 Устный опрос 29 Твои нравственные качества 1 0 Устный опрос 30 Нравственные ценности человеческого общества 1 0 Устный опрос 31 Любовь к Родине, верность Родине 1 0 Устный опрос 32 Зачет по курсу 1 1 Устный опрос 33 Что составляет твой духовный мир 1 0 Устный опрос 34 Твоя культура поведения 1 0 Устный опрос ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс № Тема урока п/п Количество часов Дата Виды, изучения формы всего контрольные практические контроля работы работы 1. Мир культуры: его структура 1 Устный опрос 2. Культура России: многообразие регионов 1 Устный опрос 3. Культура России: многообразие регионов 1 Устный опрос 4. История быта как история культуры 1 Устный опрос 5. Прогресс: технический и социальный 1 Устный опрос 6. Образование в культуре народов России 1 Устный опрос 7. Права и обязанности человека 1 8. Общество и религия: духовнонравственное взаимодействие 1 9. Современный мир: самое важное (практическое занятие) 1 10. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека 1 11. Взросление человека в культуре народов России 1 Устный опрос Устный опрос Письменн ый контроль Устный опрос Устный опрос 12. Религия как источник нравственности 1 Устный опрос 13. Наука как источник знания о человеке и человеческом 1 Устный опрос 14. Этика и нравственность как категории духовной культуры 1 Устный опрос 15. Самопознание (практическое занятие) 1 16. Труд делает человека человеком 1 17. Подвиг: как узнать героя? 1 Письменн ый контроль Устный опрос Устный опрос 18. Люди в обществе: духовнонравственное взаимовлияние 1 Устный опрос 19. Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания 1 Устный опрос 20. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений 1 Устный опрос 21. Гуманизм как сущностная характеристика духовнонравственной культуры народов России 1 Устный опрос 22. Гуманизм как сущностная характеристика духовнонравственной культуры народов России 1 Устный опрос 23. Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества 1 Устный опрос 24. Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг 1 Устный опрос 25. Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества 1 Устный опрос 26. Моя профессия (практическое занятие) 1 27. Гражданин 1 28. Патриотизм 1 Письменн ый контроль Устный опрос Устный опрос Устный опрос Устный опрос 29. Защита Родины: подвиг или долг? 1 30. Государство. Россия — наша родина 1 31. Гражданская идентичность (практическое занятие) 1 Зачет по курсу 1 32. 1 Письменн ый контроль Письменн ый контроль Письменн ый контроль Письменн ый контроль 33. Человек: какой он? (практическое 1 занятие) 34. Человек и культура (проект) 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 1 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА 1. Учебник для 5 класса. Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А. В. Основы духовнонравственной культуры народов России. – М.: Вентана-Граф, 2. Учебник для 6 класса. Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А. В. Основы духовнонравственной культуры народов России. – М.: Вентана-Граф МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ • Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: методические рекомендации/Н.Ф. Виноградова. – М.: • Основы духовно-нравственной культуры народов России: 6 класс: методические рекомендации/Н.Ф. Виноградова. – М.: • «Культурология» А.И. Шаповалов .Москва «Культурология» А.И. Шаповалов .Москва Рабочие программы. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ • http://www.it-n.ru/ – Сеть творческих учителей http://www.inter-pedagogika.ru/ – inter-педагогика • http://www.debryansk.ru/~lpsch/ – Информационно-методический сайт • http://lib.homelinux.org/ – огромное количество книг по различным предметам в формате Djvu • http://www.it-n.ru/ – Сеть творческих учителей http://www.inter-pedagogika.ru/ – inter-педагогика • • • http://www.debryansk.ru/~lpsch/ – Информационно-методический сайт http://lib.homelinux.org/ – огромное количество книг по различным предметам в формате Djvu http://iearn.spb.ru - русская страница международной образовательной сети 1*ЕАКМ (десятки стран участвуют в международных проектах) http://www.tvspas.ru – православный медиапортал www.islamica.ru – сайт центра исламских исследований www.muslimheritage.com – сайт об исламской культуре http://www.gumer.info/bogoslov – электронная библиотека http://ihtik.lib.ru– электронная библиотека http://www.lib.ru– электронная библиотека http:// scool- collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов http:// www.hrono.ru - Всемирная история в интернете http: // www. istorya. ru- История стран и цивилизаций http:// сyrill.newma.ru - Библиотека античной литературы • • • • • • • • • • http:// artclassic.edu.ru - Коллекция: мировая художественная культура МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Электронные тесты, интерактивные модели, красочные иллюстрации, готовые разработки, тренажеры и другие учебно-методические материалы, содержащиеся в ресурсах раздела, помогут учителям подготовить и провести интересные, познавательные, яркие занятия, а ученикам — выполнить домашние задания, исследовательские проекты или другие виды самостоятельных работ. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ Ноутбук, проектор, экран. Интерактивная доска. Имеется доступ в интернет