РП_ФГ_5-9 классы

Муниципальное образование «Выборгский район» Ленинградской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каменская средняя общеобразовательная школа»
(МБОУ «Каменская СОШ»)

Принято

Утверждаю

На заседании

Директор школы

Педагогического Совета

О.В.Батуевская

Протокол №1 от31.08.23г.

Приказ № 200 от 31.08.23 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID)

учебного предмета
«Функциональная грамотность»

для 5-9 классов основного общего образования
на 2023-2024учебный год

Составитель: Бушунц В.З
учитель

Пос. Каменка 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по Функциональной грамотности в 5-9 классах разработана на основе
требований к структуре и результатам освоения ООП в соответствии с планируемыми
результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Функциональная грамотность»
Тематически программа построена таким образом, чтобы дать представление о самых
необходимых аспектах, связанных с процессами исследования и проектирования, в
соответствии с существующими культурными нормами. С помощью данного курса
предполагается адаптирование этих норм для понимания и активного использования
школьниками в своих проектах и исследованиях.
Предлагаемый курс рассчитан на 34 ч освоения. Он состоит из нескольких модулей,
каждый из которых является необходимым элементом в общей структуре курса. Логика
чередования модулей выстроена таким образом, чтобы у обучающегося была возможность
изучить часть теоретического материала самостоятельно или под руководством взрослого
Модульная структура даёт возможность её вариативного использования при
прохождении курса: в зависимости от предыдущего опыта в подобных работах могут
предлагаться индивидуальные «дорожные карты» старшеклассника или рабочих команд.
Для самостоятельной работы важны умения, полученные в том числе на предыдущих
этапах обучения, а именно умения искать, анализировать и оценивать необходимую для работы
информацию. Помимо Интернета, следует не только рекомендовать, но и требовать
пользоваться научными и научно-популярными изданиями в библиотечных фондах.
Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:
1. Читательская грамотность;
2. Естественно-научная грамотность;
3. Математическая грамотность;
4. Финансовая грамотность;
5. Креативное мышление;
6. Глобальные компетенции.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
грамотность»

ИЗУЧЕНИЯ

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

«Функциональная

Основная цель реализации программы «Функциональная грамотность» заключается в
развитие функциональной грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и
эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Задачи программы:


развитие способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и
совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (новых,
новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных
(действенных, результативных, экономичных, оптимальных) решений, и/или нового
знания, и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного,
удивительного и т.п.) выражения воображения (креативное мышление);



развитие способности принимать эффективные решения в разнообразных финансовых
ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и
общества, а также возможности участия в экономической жизни (финансовая
грамотность);



развитие способности формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах; включать математические рассуждения, использовать
математические понятия, процедуры, факты и инструменты для описания, объяснения и
предсказания явления; понимания роли математики в мире; высказывать хорошо
обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,
активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);



развитие способности критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и
ситуации глобального характера и межкультурного взаимодействия и эффективно
действовать в этих ситуациях; осознавать, каким образом культурные, религиозные,
политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие,
суждения и взгляды; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие
с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству
(глобальные компетенции).

Поддержка учащихся в проведении презентаций проектов перед классом или школьным
сообществом.
Исследовательская
деятельность
представляет
собой
активность
учеников,
направленную на решение творческих и исследовательских задач, где решение заранее
неизвестно и включает в себя ключевые этапы, характерные для научных исследований. Эти
этапы включают в себя постановку проблемы, изучение соответствующей теории, применение
методов исследования, практическое применение этих методов, сбор собственных данных, их
анализ и обобщение, а также формулирование научных выводов и научный анализ полученных
результатов. Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного
материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам
компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания.
Содержание предмета «Функциональная грамотность» структурно представлено девятью
модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной
программой среднего общего образования и непрерывность изучения предмета на протяжении
всего курса школьного обучения:
модуль № 1 Читательская грамотность
модуль № 2 Естественно-научная грамотность
модуль № 3 Креативное мышление
модуль № 4 Подведение промежуточных итогов
модуль № 5 Математическая грамотность
модуль № 6 Финансовая грамотность
модуль № 7 Финансовая грамотность + Математика
модуль № 8 Глобальные компетенции
модуль № 9 Подведение итогов программы
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Функциональная грамотность» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
На основе федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования, рабочая программа «Функциональная грамотность» предназначена для
учащихся 5-х классов образовательного учреждения и составлена на основе Вигдорчик Е.,
Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—9 классы: методические рекомендации
для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014..
На изучение предмета «Функциональная грамотность» в 5-9-х классах средней школы
отводится по 1 часу в неделю. Программа рассчитана на 34 часа. Рабочая программа сохраняет

авторскую концепцию. В ней присутствуют все разделы и темы, порядок их следования не
изменен.
Изучение предмета «Функциональная грамотность» предполагает активную
социокультурную деятельность обучающихся, участие в исследовательских и творческих
проектах, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами
образовательной программы, как «Русский язык», «Литература», «Математика», «Биология»,
«География». Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Функциональная
грамотность» в 5-9-х классах составляет 34 часа (не менее 1 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс
Тема 1. Читательская грамотность.
Путешествуем и познаем мир (Путешествие по России). По страницам биографий (Великие
люди нашей страны). Работаем над проектом (Школьная жизнь). Хотим участвовать в конкурсе
(Школьная жизнь). Мир моего города (Человек и технический прогресс)
Тема 2. Естественно-научная грамотность.
Мои увлечения. Растения и животные в нашей жизни. Загадочные явления.
Тема 3. Креативное мышление.
Креативное мышление: Модели и ситуации. Выдвижение разнообразных идей. Выдвижение
креативных идей и их доработка. От выдвижения до доработки идей. Диагностика и рефлексия.
Самооценка.
Тема 4. Подведение промежуточных итогов
Самооценка результатов деятельности на занятиях
Тема 5. Математическая грамотность.
Путешествие и отдых. Развлечения и хобби. Здоровье. Домашнее хозяйство.
Тема 6. Финансовая грамотность
Собираемся за покупками: что важно знать. Делаем покупки: как правильно выбирать товары.
Приобретаем услуги: знаем, умеем, практикуем. Самое главное о правилах поведении
грамотного покупателя.
Тема 7. Финансовая грамотность + Математика
«Деньги – не щепки, счетом крепки» «Велопрокат»
Тема 8. Глобальные компетенции
Мы умеем дружить. Общаемся с одноклассниками и живем интересно. Какие проблемы
называют глобальными? Что значит быть глобально компетентным? Можем ли мы решать
глобальные проблемы? Начинаем действовать.
Тема 9. Подведение итогов программы
Самооценка результатов деятельности на занятиях. Итоговое занятие.
7 класс
Тема 1. Структура и свойства вещества.
Тема 2. Механическое движение. Гидроусилитель.
Тема 3. Земля, мировой океан.

Тема 4. Марианская впадина.
Тема 5. Земные процессы.
Тема 6. Человек и его здоровье.
Тема 7. Проведение рубежной аттестации
8 класс
Тема 1. Читательская грамотность.
Человек и книга. Познание. Смысл жизни (я и моя жизнь)
Тема 2. Естественно-научная грамотность.
Наука и технологии. Мир живого. Вещества, которые нас окружают. Наше здоровье.
Тема 3. Креативное мышление.
Креативность в учебных ситуациях и ситуациях социального взаимодействия. Выдвижение
разнообразных идей. Выдвижение креативных идей и их доработка. От выдвижения до
доработки идей. Диагностика и рефлексия. Самооценка
Тема 4. Подведение промежуточных итогов
Самооценка результатов деятельности на занятиях
Тема 5. Математическая грамотность.
В профессиях. В общественной жизни.
Тема 6. Финансовая грамотность
Финансовые риски и взвешенные решения. Делаем финансовые вложения: как приумножить и
не потерять. Уменьшаем финансовые риски: что и как можем страховать. Самое главное о
сбережениях и накоплениях.
Тема 7. Финансовая грамотность + Математика
«Сосчитать, после не хлопотать» «Сберегательные вклады»
Тема 8. Глобальные компетенции
Социальные нормы – основа общения. Общаемся со старшими и с младшими. Общаемся «по
правилам» и достигаем общих целей. Прошлое и будущее: причины и способы решения
глобальных проблем. Действуем для будущего: сохраняем природные ресурсы.
Тема 9. Подведение итогов программы
Самооценка результатов деятельности на занятиях. Итоговое занятие.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Специфика эстетического содержания предмета «Функциональная грамотность» обусловливает
тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных,
метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;



ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи;



способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;



чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.



формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к
школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;



выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивации учения;



устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач;



адекватное понимание причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;



осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как
значимую сферу человеческой жизни.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


овладение универсальными учебными познавательными действиями;



овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;



овладение универсальными регулятивными действиями.



освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких
предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов,
учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную
научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные,
коммуникативные, регулятивные);



способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;



готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и



организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к
участию в построении индивидуальной образовательной траектории;



способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность;



способность к совместной деятельности;



овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных
текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации
и ее целевой аудитории.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Занятия по читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в
достижение следующих предметных результатов по предметной области «Русский язык и
литература».
По учебному предмету «Русский язык»:


понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официально-деловых,
публицистических, художественных текстов различных функционально-смысловых
типов речи: формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли
текста; формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная,
сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста;



овладение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного
текста;



выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в
тексте;



представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного текста в
виде таблицы, схемы; комментирование текста или его фрагмента;



извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею;



анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых высказываний
с точки зрения решения коммуникативной задачи;



определение лексического значения слова разными способами (установление значения
слова по контексту).

По учебному предмету «Литература»:


овладение умениями смыслового анализа художественной литературы, умениями
воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное;



умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять
тематику и проблематику произведения; выявлять позицию героя, повествователя,
рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения
и воплощенные в нем реалии;



выявлять особенности языка художественного произведения;



овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных
художественных произведений (в том числе с использованием методов смыслового
чтения, позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов
разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач и
удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно
воспринимать чтение слушателями, и методов эстетического анализа).

Занятия по математической грамотности вносят вклад в достижение следующих
предметных результатов по учебному предмету «Математика»:
Использовать в практических
математические умения и навыки:

(жизненных)

ситуациях

следующие

предметные



Сравнивать и упорядочивать натуральные числа, целые числа, обыкновенные и
десятичные дроби, рациональные и иррациональные числа; выполнять, сочетая устные и
письменные приемы, арифметические действия с рациональными числами; выполнять
проверку, прикидку результата вычислений; округлять числа; вычислять значения
числовых выражений; использовать калькулятор;



Решать практико-ориентированные задачи, содержащие зависимости величин (скорость,
время, расстояние, цена, количество, стоимость), связанные с отношением,
пропорциональностью величин, процентами (налоги, задачи из области управления

личными и семейными финансами), решать основные задачи на дроби и проценты,
используя арифметический и алгебраический способы, перебор всех возможных
вариантов, способ «проб и ошибок»; пользоваться основными единицами измерения:
цены, массы; расстояния, времени, скорости; выражать одни единицы величины через
другие; интерпретировать результаты решения задач с учётом ограничений, связанных со
свойствами рассматриваемых объектов;


Извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице,
линейной, столбчатой и круговой диаграммах, интерпретировать представленные
данные, использовать данные при решении задач; представлять информацию с помощью
таблиц, линейной и столбчатой диаграмм, инфографики; оперировать статистическими
характеристиками: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее
значения, размах числового набора;



Оценивать вероятности реальных событий и явлений, понимать роль практически
достоверных и маловероятных событий в окружающем мире и в жизни;



Пользоваться геометрическими понятиями: отрезок, угол, многоугольник, окружность,
круг; распознавать параллелепипед, куб, пирамиду, конус, цилиндр, использовать
терминологию: вершина, ребро, грань, основание, развертка; приводить примеры
объектов окружающего мира, имеющих форму изученных плоских и пространственных
фигур, примеры параллельных и перпендикулярных прямых в пространстве, на модели
куба, примеры равных и симметричных фигур; пользоваться геометрическими
понятиями: равенство фигур, симметрия, подобие; использовать свойства изученных
фигур для их распознавания, построения; применять признаки равенства треугольников,
теорему о сумме углов треугольника, теорему Пифагора, тригонометрические
соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей;



Находить длины отрезков и расстояния непосредственным измерением с помощью
линейки; находить измерения параллелепипеда, куба; вычислять периметр
многоугольника, периметр и площадь фигур, составленных из прямоугольников;
находить длину окружности, площадь круга; вычислять объем куба, параллелепипеда по
заданным измерениям; решать несложные задачи на измерение геометрических величин
в практических ситуациях; пользоваться основными метрическими единицами измерения
длины, площади, объема; выражать одни единицы величины через другие;



Использовать алгебраическую терминологию и символику; выражать формулами
зависимости между величинами; понимать графический способ представления и анализа
информации, извлекать и интерпретировать информацию из графиков реальных
процессов и зависимостей, использовать графики для определения свойств процессов и
зависимостей;



Переходить от словесной формулировки задачи к её алгебраической модели с помощью
составления уравнения или системы уравнений, интерпретировать в соответствии с
контекстом задачи полученный результат; использовать неравенства при решении
различных задач;



Решать задачи из реальной жизни, связанные с числовыми последовательностями,
использовать свойства последовательностей.

Занятия по естественно-научной грамотности вносят вклад в достижение следующих
предметных результатов по предметной области «Естественно-научные предметы»:


умение объяснять процессы и свойства тел, в том числе в контексте ситуаций практикоориентированного характера;



умение проводить учебное исследование, в том числе понимать задачи исследования,
применять методы исследования, соответствующие поставленной цели, осуществлять в
соответствии с планом собственную деятельность и совместную деятельность в группе;



умение применять простые физические модели для объяснения процессов и явлений;



умение характеризовать и прогнозировать свойства веществ в зависимости от их состава
и строения, влияние веществ и химических процессов на организм человека и
окружающую природную среду;



умение использовать изученные биологические термины, понятия, теории, законы и
закономерности для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и
процессов;



сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о
глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством, и способах их
преодоления;



умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни,
сбалансированного питания и физической активности; умение противодействовать
лженаучным манипуляциям в области здоровья;



умение характеризовать принципы действия технических устройств промышленных
технологических процессов.

Занятия по финансовой грамотности вносят вклад в достижение следующих
предметных результатов по различным предметным областям:


освоение системы знаний, необходимых для решения финансовых вопросов, включая
базовые финансово-экономические понятия, отражающие важнейшие сферы финансовых
отношений;



формирование умения устанавливать и объяснять взаимосвязи явлений, процессов в
финансовой сфере общественной жизни, их элементов и основных функций;



формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие
выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей и социальные
взаимодействия в финансовой сфере общественной жизни, в том числе направленные на
определение качества жизни человека, семьи и финансового благополучия;



формирование умения использовать полученную информацию в процессе принятия
решений о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков,
при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг;



формирование умения распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и
окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе
фишинг)



формирование умения с опорой на знания, факты общественной жизни и личный
социальный опыт оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки
зрения их соответствия экономической рациональности (включая вопросы, связанные с
личными финансами, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств,
применения недобросовестных практик);



приобретение опыта использования полученных знаний в практической деятельности, в
повседневной жизни для принятия рациональных финансовых решений в сфере
управления личными финансами, определения моделей целесообразного финансового
поведения, составления личного финансового плана.

Занятия по глобальным компетенциям вносят вклад в достижение следующих
предметных результатов по различным предметным областям:


освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для
соответствующей предметной области;



формирование предпосылок научного типа мышления;



освоение деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при
создании учебных и социальных проектов.

Занятия по креативному мышлению вносят вклад в достижение следующих
предметных результатов по различным предметным областям:


способность с опорой на иллюстрации и/или описания ситуаций составлять названия,
сюжеты и сценарии, диалоги и инсценировки;



проявлять творческое воображение, изображать предметы и явления;



демонстрировать с помощью рисунков смысл обсуждаемых терминов, суждений,
выражений и т.п.;



предлагать адекватные способы решения различных социальных проблем в области
энерго- и ресурсосбережения, в области экологии, в области заботы о людях с особыми
потребностями, в области межличностных взаимоотношений;



ставить исследовательские вопросы, предлагать гипотезы, схемы экспериментов,
предложения по Изобретательству.

Формами промежуточной аттестации учащихся являются участие в дискуссиях, круглых
столах, тестирование, подготовка мультимедийной презентации по отдельным проблемам.
Итоговая аттестация проводится в виде конференции.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
всего

теория

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

практика

Раздел 1. Читательская грамотность
1.1

Путешествуем
и
познаем
(Путешествие по России)

мир

1

0

1

Практическая
работа

Текущий контроль

1.2

По страницам биографий (Великие
люди нашей страны)

1

0

1

Практическая
работа

Текущий контроль

1.3

Работаем над проектом (Школьная
жизнь)

1

0

1

Практическая
работа

Текущий контроль

1.4

Хотим
участвовать
(Школьная жизнь)

1

0

1

Практическая
работа

Текущий контроль

1.5

Анализируем проекты сверстников

1

0

1

Практическая
работа

Текущий контроль

1.6

Мир моего города
технический прогресс)

1

0

1

Практическая
работа

Текущий контроль

6

0

6

в

конкурсе

(Человек

Всего за раздел

и

Раздел 2. Естественно-научная грамотность
2.1

Мои увлечения

1

0

1

Практическая
работа

Текущий контроль

2.2

Растения и животные в нашей жизни

1

0

1

Практическая

Текущий контроль

работа
2.3

Загадочные явления

Всего за раздел

Практическая
работа

Текущий контроль

0

Лекция,
дискуссия

Текущий контроль

1

0

1

3

0

3

1

1

Раздел 3. Креативное мышление
3.1

Креативное
ситуации

мышление:

Модели

и

3.2

Выдвижение разнообразных идей

1

0

1

Практическая
работа

Текущий контроль

3.3

Выдвижение креативных идей и их
доработка

1

0

1

Практическая
работа

Текущий контроль

3.4

От выдвижения до доработки идей

1

0

1

Практическая
работа

Текущий контроль

3.5

Диагностика и рефлексия. Самооценка

1

0

1

Практическая
работа

Текущий контроль

5

1

4

1

0

1

Практическая
работа

Промежуточный
контроль

1

0

1

1

0

1

Практическая
работа

Текущий контроль

Всего за раздел
Раздел 4. Подведение промежуточных итогов
4.1

Самооценка результатов деятельности
на занятиях

Всего за раздел
Раздел 5. Математическая грамотность
5.1

Путешествие и отдых

5.2

Развлечения и хобби

1

0

1

Практическая
работа

Текущий контроль

5.3

Здоровье

1

0

1

Практическая
работа

Текущий контроль

5.4

Домашнее хозяйство

1

0

1

Практическая
работа

Текущий контроль

4

0

4

Всего за раздел
Раздел 6. Финансовая грамотность
6.1

Собираемся
важно знать

за

покупками:

что

2

1

1

Практическая
работа

Текущий контроль

6.2

Делаем покупки: как правильно
выбирать товары

2

1

1

Практическая
работа

Текущий контроль

6.3

Приобретаем услуги: знаем, умеем,
практикуем

2

1

1

Практическая
работа

Текущий контроль

6.4

Самое
главное
о
правилах
поведении грамотного покупателя

2

1

1

Практическая
работа

Текущий контроль

8

4

4

2

1

1

Практическая
работа

Текущий контроль

2

1

1

1

0

1

Практическая

Текущий контроль

Всего за раздел
Раздел 7. Финансовая грамотность + Математика
7.1

«Деньги – не щепки,
крепки» «Велопрокат»

Всего за раздел

счетом

Раздел 8. Глобальные компетенции
8.1

Мы умеем дружить

работа
8.2

Общаемся с одноклассниками и
живем интересно

1

0

1

Практическая
работа

Текущий контроль

8.3

Какие
проблемы
называют
глобальными? Что значит быть
глобально компетентным?

1

1

0

Лекция,
дискуссия

Текущий контроль

3

1

2

1

0

1

Практическая
работа

Итоговый контроль

Всего за раздел

1

0

1

ВСЕГО ЗА КУРС

34

7

27

Всего за раздел
Раздел 9. Подведение итогов программы
9.1

Самооценка
результатов
деятельности на занятиях

6 класс
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
всего

теория

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

практика

Раздел 1. Читательская грамотность
1.1

Нас ждет путешествие (Путешествие
по родной земле)

1

0

1

Практическая
работа

Текущий контроль

1.2

Открываем тайны планеты (Изучение
планеты)

1

0

1

Практическая
работа

Текущий контроль

1.3

Открываем мир науки (Человек и
природа)

1

0

1

Практическая
работа

Текущий контроль

1.4

По страницам биографий (Великие
люди нашей страны)

1

0

1

Практическая
работа

Текущий контроль

1.5

Наши поступки (межличностные
взаимодействия)

1

0

1

Практическая
работа

Текущий контроль

5

0

5

Всего за раздел
Раздел 2. Естественно-научная грамотность
2.1

Мои увлечения

1

0

1

Практическая
работа

Текущий контроль

2.2

Растения и животные в нашей жизни

1

0

1

Практическая
работа

Текущий контроль

2.3

Загадочные явления

1

0

1

Практическая
работа

Текущий контроль

Всего за раздел

3

0

3

1

1

0

Лекция,
дискуссия

Текущий контроль

Раздел 3. Креативное мышление
3.1

Креативное
ситуации

мышление:

Модели

и

3.2

Выдвижение разнообразных идей

1

0

1

Практическая
работа

Текущий контроль

3.3

Выдвижение креативных идей и их
доработка

1

0

1

Практическая
работа

Текущий контроль

3.4

От выдвижения до доработки идей

1

0

1

Практическая
работа

Текущий контроль

3.5

Диагностика и рефлексия. Самооценка

1

0

1

Практическая
работа

Текущий контроль

5

1

4

1

0

1

Практическая
работа

Промежуточный
контроль

1

0

1

Всего за раздел
Раздел 4. Подведение промежуточных итогов
4.1

Самооценка результатов деятельности
на занятиях

Всего за раздел
Раздел 5. Математическая грамотность
5.1

Новое об известном

1

0

1

Практическая
работа

Текущий контроль

5.2

Геометрические формы вокруг нас

1

0

1

Практическая
работа

Текущий контроль

5.3

Здоровый образ жизни

1

0

1

Практическая

Текущий контроль

работа
5.4

В школе и после школы

Всего за раздел

1

0

1

4

0

4

Практическая
работа

Текущий контроль

Раздел 6. Финансовая грамотность
6.1

Семейный бюджет: доход и расход

2

1

1

Практическая
работа

Текущий контроль

6.2

Непредвиденные
расходы:
как
снизить
риски
финансовых
затруднений

2

1

1

Практическая
работа

Текущий контроль

6.3

На чем можно сэкономить: тот без
нужды живет, кто деньги бережет

2

1

1

Практическая
работа

Текущий контроль

6.4

Самое главное о правилах ведения
семейного бюджета

2

1

1

Практическая
работа

Текущий контроль

8

4

4

1

0

1

Практическая
работа

Текущий контроль

1

0

1

Всего за раздел
Раздел 7. Финансовая грамотность + Математика
7.1

«Копейка
семейка»

к

копейке

проживет

Всего за раздел
Раздел 8. Глобальные компетенции
8.1

Мы разные, но решаем общие
задачи

1

0

1

Практическая
работа

Текущий контроль

8.2

Узнаем

1

0

1

Практическая

Текущий контроль

традиции

и

обычаи

и

учитываем их в общении.

работа

8.3

Заботимся о природе

1

0

1

Практическая
работа

Текущий контроль

8.4

Глобальные проблемы в нашей
жизни

1

0

1

Практическая
работа

Текущий контроль

4

0

4

1

0

1

Практическая
работа

Итоговый контроль

Всего за раздел

1

0

1

ВСЕГО ЗА КУРС

34

5

29

Всего за раздел
Раздел 9. Подведение итогов программы
9.1

Самооценка
результатов
деятельности на занятиях

7 класс
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
всего

1.1

Что
изучает
грамотность?

1.2

Виды деятельности

Виды, формы контроля

практика

2

1

1

Практическая
работа

Текущий контроль

Структура и свойства вещества

11

1

10

Практическая
работа

Текущий контроль

1.3

Механическое движение.
Гидроусилитель

4

1

3

Практическая
работа

Текущий контроль

1.4

Земля, мировой океан.

5

1

4

Практическая
работа

Текущий контроль

1.5

Марианская
процессы

4

2

2

Практическая
работа

Текущий контроль

1.6

Земные процессы

2

1

1

Практическая
работа

Текущий контроль

1.7

Человек и его здоровье

3

1

2

Практическая
работа

Текущий контроль

1.8

Проведение рубежной аттестации

3

0

3

Практическая
работа

Итоговый контроль

34

7

27

ВСЕГО ЗА КУРС

естественно-научная

теория

Дата
изучения

впадина.

Земные

8 класс
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
всего

теория

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

практика

Раздел 1. Читательская грамотность
1.1

Человек и книга

1

0

1

Практическая
работа

Текущий контроль

1.2

Познание

1

0

1

Практическая
работа

Текущий контроль

1.3

Смысл жизни (я и моя жизнь)

1

0

1

Практическая
работа

Текущий контроль

3

0

3

Всего за раздел
Раздел 2. Естественно-научная грамотность
2.1

Наука и технологии

1

0

1

Практическая
работа

Текущий контроль

2.2

Мир живого

1

0

1

Практическая
работа

Текущий контроль

2.3

Вещества, которые нас окружают

1

0

1

Практическая
работа

Текущий контроль

2.4

Наше здоровье

1

0

1

Практическая
работа

Текущий контроль

4

0

4

Всего за раздел
Раздел 3. Креативное мышление

3.1

Креативность в учебных ситуациях
и
ситуациях
социального
взаимодействия

1

1

0

Лекция,
дискуссия

Текущий контроль

3.2

Выдвижение разнообразных идей

1

0

1

Практическая
работа

Текущий контроль

3.3

Выдвижение креативных идей и их
доработка

1

0

1

Практическая
работа

Текущий контроль

3.4

От выдвижения до доработки идей

1

0

1

Практическая
работа

Текущий контроль

3.5

Диагностика
Самооценка

1

1

1

Практическая
работа

Текущий контроль

6

2

4

1

0

1

Практическая
работа

Промежуточный
контроль

1

0

1

и

рефлексия.

Всего за раздел
Раздел 4. Подведение промежуточных итогов
4.1

Самооценка результатов деятельности
на занятиях

Всего за раздел
Раздел 5. Математическая грамотность
5.1

В профессиях

1

1

1

Практическая
работа

Текущий контроль

5.2

В общественной жизни

1

1

1

Практическая
работа

Текущий контроль

4

2

2

Всего за раздел
Раздел 6. Финансовая грамотность

6.1

Финансовые риски и взвешенные
решения

2

1

1

Практическая
работа

Текущий контроль

6.2

Делаем финансовые вложения: как
приумножить и не потерять

2

1

1

Практическая
работа

Текущий контроль

6.3

Уменьшаем финансовые риски: что
и как можем страховать

2

1

1

Практическая
работа

Текущий контроль

6.4

Самое главное о сбережениях и
накоплениях

2

1

1

Практическая
работа

Текущий контроль

8

4

4

2

1

1

Практическая
работа

Текущий контроль

2

1

1

Всего за раздел
Раздел 7. Финансовая грамотность + Математика
7.1

«Сосчитать, после не хлопотать»
«Сберегательные вклады»

Всего за раздел
Раздел 8. Глобальные компетенции
8.1

Социальные
общения

нормы

–

основа

1

0

1

Практическая
работа

Текущий контроль

8.2

Общаемся со старшими и с
младшими.
Общаемся
«по
правилам» и достигаем общих
целей

1

0

1

Практическая
работа

Текущий контроль

8.3

Прошлое и будущее: причины и
способы
решения
глобальных
проблем

1

1

0

Лекция,
дискуссия

Текущий контроль

8.4

Действуем
для
будущего:
сохраняем природные ресурсы

1

0

1

Практическая
работа

Текущий контроль

Всего за раздел

4

1

3

Раздел 9. Подведение итогов программы
9.1

Самооценка
результатов
деятельности на занятиях

1

0

1

Практическая
работа

Итоговый контроль

9.2

Итоговое занятие

1

0

1

Практическая
работа

Итоговый контроль

Всего за раздел

1

0

1

ВСЕГО ЗА КУРС

34

10

24

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№

Тема урока

Количество часов

п/п

всего

теория

практика

Дата
изучения

Виды,
формы
контроля

1.

Путешествуем и познаем
мир (Путешествие по
России)

1

0

1

05.09

Текущий
контроль

2.

По
страницам
биографий
(Великие
люди нашей страны)

1

0

1

12.09

Текущий
контроль

3.

Работаем над проектом
(Школьная жизнь)

1

0

1

19.09

Текущий
контроль

4.

Хотим участвовать в
конкурсе
(Школьная
жизнь)

1

0

1

26.09

Текущий
контроль

5.

Анализируем
проекты сверстников

1

0

1

03.10

Текущий
контроль

6.

Мир
моего
города
(Человек и технический
прогресс)

1

0

1

10.10

Текущий
контроль

7.

Мои увлечения

1

0

1

16.10

Текущий
контроль

8.

Растения и животные в
нашей жизни

1

0

1

23.10

Текущий
контроль

9.

Загадочные явления

1

0

1

07.11

Текущий
контроль

10.

Креативное мышление:
Модели и ситуации

1

1

0

14.11

Текущий
контроль

11.

Выдвижение
разнообразных идей

1

0

1

21.11

Текущий
контроль

12.

Выдвижение креативных
идей и их доработка

1

0

1

28.11

Текущий
контроль

13.

От
выдвижения
доработки идей

1

0

1

05.12

Текущий
контроль

до

14.

Диагностика
и
рефлексия. Самооценка

1

0

1

12.12

Текущий
контроль

15.

Самооценка результатов
деятельности
на
занятиях

1

0

1

29.12

Промежу
точный
контроль

15.

Путешествие и отдых

1

0

1

26.12

Текущий
контроль

16.

Риски проекта

1

0

1

09.01

Текущий
контроль

17.

Развлечения и хобби

1

0

1

16.01

Текущий
контроль

18.

Здоровье

1

0

1

23.01

Текущий
контроль

19.

Домашнее хозяйство

1

0

1

30.01

Текущий
контроль

20.

Собираемся
покупками:
важно знать

за
что

1

1

0

06.02

Текущий
контроль

21.

Собираемся
покупками:
важно знать

за
что

1

0

1

13.02

Текущий
контроль

22.

Делаем покупки: как
правильно выбирать
товары

1

1

0

20.02

Текущий
контроль

23.

Делаем покупки: как
правильно выбирать
товары

1

0

1

27.02

Текущий
контроль

24.

Приобретаем услуги:
знаем,
умеем,
практикуем

1

1

0

05.03

Текущий
контроль

25.

Приобретаем услуги:
знаем,
умеем,
практикуем

1

0

1

12.03

Текущий
контроль

26.

Самое главное о
правилах поведении
грамотного
покупателя

1

1

0

19.03

Текущий
контроль

27.

Самое главное о
правилах поведении
грамотного

1

0

1

02.04

Текущий
контроль

покупателя

28.

«Деньги – не щепки,
счетом
крепки»
«Велопрокат»

1

1

0

09.04

Текущий
контроль

29.

«Деньги – не щепки,
счетом
крепки»
«Велопрокат»

1

0

1

16.04

Текущий
контроль

30.

Мы умеем дружить

1

0

1

23.04

Текущий
контроль

31.

Общаемся
одноклассниками
живем интересно

с
и

1

0

1

30.04

Текущий
контроль

32.

Какие
проблемы
называют
глобальными?
Что
значит
быть
глобально
компетентным?

1

1

0

07.05

Текущий
контроль

33.

Самооценка
результатов
деятельности
занятиях

1

0

1

14.05

Итоговый
контроль

1

0

1

21.05

Итоговый
контроль

34.

Итоги проекта

на

6 класс
№

Тема урока

Количество часов

п/п

всего

теория

практика

Дата
изучения

Виды,
формы
контроля

1.

Нас ждет путешествие
(Путешествие по родной
земле)

1

0

1

05.09

Текущий
контроль

2.

Открываем
планеты
планеты)

тайны
(Изучение

1

0

1

12.09

Текущий
контроль

3.

Открываем мир науки
(Человек и природа)

1

0

1

19.09

Текущий
контроль

4.

Хотим участвовать в
конкурсе
(Школьная
жизнь)

1

0

1

26.09

Текущий
контроль

5.

Анализируем
проекты сверстников

1

0

1

03.10

Текущий
контроль

6.

Мир
моего
города
(Человек и технический
прогресс)

1

0

1

10.10

Текущий
контроль

7.

Мои увлечения

1

0

1

16.10

Текущий
контроль

8.

Растения и животные в
нашей жизни

1

0

1

23.10

Текущий
контроль

9.

Загадочные явления

1

0

1

07.11

Текущий
контроль

10.

Креативное мышление:
Модели и ситуации

1

1

0

14.11

Текущий
контроль

11.

Выдвижение
разнообразных идей

1

0

1

21.11

Текущий
контроль

12.

Выдвижение креативных
идей и их доработка

1

0

1

28.11

Текущий
контроль

13.

От
выдвижения
доработки идей

до

1

0

1

05.12

Текущий
контроль

14.

Диагностика
и
рефлексия. Самооценка

1

0

1

12.12

Текущий
контроль

15.

Самооценка результатов
деятельности
на
занятиях

1

0

1

29.12

Промежу
точный
контроль

15.

Новое об известном

1

0

1

26.12

Текущий
контроль

16.

Геометрические
формы вокруг нас

1

0

1

09.01

Текущий
контроль

17.

Здоровый
жизни

образ

1

0

1

16.01

Текущий
контроль

18.

В школе
школы

после

1

0

1

23.01

Текущий
контроль

19.

Семейный бюджет:
доход и расход

1

1

0

30.01

Текущий
контроль

20.

Семейный бюджет:
доход и расход

1

0

1

06.02

Текущий
контроль

21.

Непредвиденные
расходы: как снизить
риски
финансовых
затруднений

1

1

0

13.02

Текущий
контроль

22.

Непредвиденные
расходы: как снизить
риски
финансовых
затруднений

1

0

1

20.02

Текущий
контроль

23.

На
чем
можно
сэкономить: тот без
нужды живет, кто
деньги бережет

1

1

0

27.02

Текущий
контроль

24.

На
чем
можно
сэкономить: тот без
нужды живет, кто
деньги бережет

1

0

1

05.03

Текущий
контроль

25.

Самое главное о
правилах
ведения
семейного бюджета

1

1

0

12.03

Текущий
контроль

26.

Самое главное о
правилах
ведения
семейного бюджета

1

0

1

19.03

Текущий
контроль

27.

«Копейка к копейке
проживет семейка»

1

0

1

02.04

Текущий
контроль

и

28.

Мы
разные,
но
решаем общие задачи

1

1

0

09.04

Текущий
контроль

29.

Узнаем традиции и
обычаи и учитываем
их в общении.

1

1

0

16.04

Текущий
контроль

30.

Узнаем традиции и
обычаи и учитываем
их в общении.

1

0

1

23.04

Текущий
контроль

31.

Заботимся о природе

1

0

1

30.04

Текущий
контроль

32.

Глобальные
проблемы в нашей
жизни

1

1

0

07.05

Текущий
контроль

33.

Самооценка
результатов
деятельности
занятиях

1

0

1

14.05

Итоговый
контроль

1

0

1

21.05

Итоговый
контроль

34.

Итоги проекта

на

7 класс
№

Тема урока

Количество часов

п/п

всего

Дата
изучения

теория

практика

Виды,
формы
контроля

1.

Что
изучает
естественно-научная
грамотность?

1

1

0

Текущий
контроль

2.

Решение заданий

1

0

1

Текущий
контроль

3.

Структура
вещества

1

1

0

Текущий
контроль

4.

Решение заданий

1

0

1

Текущий
контроль

5.

Решение заданий

1

0

1

Текущий
контроль

6.

Решение заданий

1

0

1

Текущий
контроль

7.

Решение заданий

1

0

1

Текущий
контроль

8.

Решение заданий

1

0

1

Текущий
контроль

9.

Решение заданий

1

0

1

Текущий
контроль

10.

Решение заданий

1

0

1

Текущий
контроль

11.

Решение заданий

1

0

1

Текущий
контроль

12.

Решение заданий

1

0

1

Текущий
контроль

13.

Решение заданий

1

0

1

Текущий
контроль

14.

Механическое движение. 1
Гидроусилитель

1

1

Текущий
контроль

15.

Решение заданий

0

1

Текущий
контроль

и

свойства

1

16.

Решение заданий

1

0

1

Текущий
контроль

17.

Решение заданий

1

0

1

Текущий
контроль

18.

Земля, мировой океан

1

1

0

Текущий
контроль

19.

Решение заданий

1

0

1

Текущий
контроль

20.

Решение заданий

1

0

1

Текущий
контроль

21.

Решение заданий

1

0

1

Текущий
контроль

22.

Решение заданий

1

0

1

Текущий
контроль

23.

Марианская впадина

1

1

0

Текущий
контроль

24.

Решение заданий

1

0

1

Текущий
контроль

25.

Марианская впадина.
Земные процессы

1

1

0

Текущий
контроль

26.

Решение заданий

1

0

1

Текущий
контроль

27.

Земные процессы

1

1

0

Текущий
контроль

28.

Решение заданий

1

0

1

Текущий
контроль

29.

Человек
здоровье

1

0

1

Текущий
контроль

30.

Решение заданий

1

0

1

Текущий
контроль

31.

Решение заданий

1

0

1

Текущий
контроль

32.

Проведение
рубежной аттестации

1

1

0

Итоговый
контроль

и

его

33.

Резерв

1

0

1

Итоговый
контроль

34.

Резерв

1

0

1

Итоговый
контроль

8 класс
№

Тема урока

Количество часов

п/п

всего

теория

практика

Дата
изучения

Виды,
формы
контроля

1.

Человек и книга

1

0

1

04.09

Текущий
контроль

2.

Познание

1

0

1

11.09

Текущий
контроль

3.

Смысл жизни (я и
моя жизнь)

1

0

1

18.09

Текущий
контроль

4.

Наука и технологии

1

0

1

25.09

Текущий
контроль

5.

Мир живого

1

0

1

02.10

Текущий
контроль

6.

Вещества,
которые
нас окружают

1

0

1

11.10

Текущий
контроль

7.

Наше здоровье

1

0

1

16.10

Текущий
контроль

8.

Креативность
в
учебных ситуациях и
ситуациях
социального
взаимодействия

1

1

0

23.10

Текущий
контроль

9.

Выдвижение
разнообразных идей

1

0

1

13.11

Текущий
контроль

10.

Выдвижение
креативных идей и их
доработка

1

0

1

20.11

Текущий
контроль

11.

От выдвижения до
доработки идей

1

0

1

27.11

Текущий
контроль

12.

Диагностика
рефлексия.
Самооценка

1

1

1

04.12

Текущий
контроль

13.

Диагностика
и
рефлексия. Самооценка

1

0

1

11.12

Текущий
контроль

14.

Самооценка результатов
деятельности
на

1

0

1

18.12

Промежу
точный

и

занятиях

контроль

15.

В профессиях

1

1

0

25.12

Текущий
контроль

15.

В профессиях

1

0

1

15.01

Текущий
контроль

16.

В
общественной
жизни

1

1

0

22.01

Текущий
контроль

17.

В
общественной
жизни

1

0

1

29.01

Текущий
контроль

18.

Финансовые риски и
взвешенные решения

1

1

0

05.02

Текущий
контроль

19.

Финансовые риски и
взвешенные решения

1

0

1

12.02

Текущий
контроль

20.

Делаем финансовые
вложения:
как
приумножить и не
потерять

1

1

0

19.02

Текущий
контроль

21.

Делаем финансовые
вложения:
как
приумножить и не
потерять

1

0

1

26.02

Текущий
контроль

22.

Самое главное
сбережениях
накоплениях

о
и

1

1

0

04.03

Текущий
контроль

23.

Самое главное
сбережениях
накоплениях

о
и

1

0

1

11.03

Текущий
контроль

24.

Уменьшаем
финансовые
что и как
страховать

1

1

0

18.03

риски:
можем

Текущий
контроль

Уменьшаем
финансовые
что и как
страховать

1

0

1

25.03

риски:
можем

Текущий
контроль

1

1

0

08.04

Текущий
контроль

25.

26.

Самое главное о
правилах поведении
грамотного
покупателя

27.

«Сосчитать, после не
хлопотать»
«Сберегательные
вклады»

1

1

0

15.04

Текущий
контроль

28.

«Сосчитать, после не
хлопотать»
«Сберегательные
вклады»

1

0

1

22.04

Текущий
контроль

29.

Социальные нормы –
основа общения

1

0

1

29.04

Текущий
контроль

30.

Общаемся
старшими
младшими.
Общаемся
правилам»
достигаем
целей

1

0

1

06.05

Текущий
контроль

и

со
с

«по
и
общих

31.

Прошлое и будущее:
причины и способы
решения глобальных
проблем

1

1

0

13.05

Текущий
контроль

32.

Действуем
для
будущего: сохраняем
природные ресурсы

1

0

1

20.05

Текущий
контроль

33.

Самооценка
результатов
деятельности
занятиях

1

0

1

27.05

Итоговый
контроль

на

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
•
Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—9 классы:
методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014..
•

Рабочие программы.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ


Функциональная грамотность. Банк заданий. Основное общее образование. 7–9 класс, АО
Издательство «Просвещение» http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/



Электронные формы учебных пособий издательства Просвещение https://media.prosv.ru/



Банк заданий ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/



Открытый банк заданий PISA https://fioco.ru/примеры-задач-pisa

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Электронные тесты, интерактивные модели, красочные иллюстрации, готовые разработки,
тренажеры и другие учебно-методические материалы, содержащиеся в ресурсах раздела, помогут
учителям подготовить и провести интересные, познавательные, яркие занятия, а ученикам —
выполнить домашние задания.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
Ноутбук,

проектор,

экран.

Интерактивная

доска.

Имеется

доступ

в

интернет


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».