РП_Естественно-научная грамотность

Муниципальное образование «Выборгский район» Ленинградской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каменская средняя общеобразовательная школа»
(МБОУ «Каменская СОШ»)
Принято
На заседании
Педагогического Совета
Протокол №1 от 30.08.24г.

Утверждаю
Директор школы
О.В.Батуевская
Приказ №178 от 30.08.24 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета
«Естественно-научная грамотность»

для 11 класса среднего общего образования

Составитель: Фирсова И.В.

Каменка, 2024

2

Пояснительная записка к рабочей программе элективного курса
«Формирование естественно-научной грамотности»
обучающихся 11 классов в соответствии с ФГОС СОО
на 2024-2025 учебный год
Программа элективного курса разработана на основе следующих нормативных
документов:
Федерального уровня:
− Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (в ред. Федеральных законов от 17.02.2021 № 10-ФЗ, от 24.03.2021 № 51-ФЗ,
от 05.04.2021 № 85-ФЗ, от 20.04.2021 № 95-ФЗ, от 30.04.2021 № 114-ФЗ, от 11.06.2021 №
170-ФЗ, от 02.07.2021 № 310-ФЗ, от 02.07.2021 № 320-ФЗ, от 02.07.2021 № 321-ФЗ, от
02.07.2021 № 322-ФЗ, от 02.07.2021 № 351-ФЗ, от 30.12.2021 № 433-ФЗ, от 30.12.2021 №
433-ФЗ, от 30.12.2021 № 472-ФЗ, от 16.04.2022 № 108-ФЗ, от 11.06.2022 № 154-ФЗ);
− Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федеральных законов от 01.05.2019
№ 93-ФЗ, от 01.07.2021 №264-ФЗ);
− Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
− Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г.
№413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 №
1645, от 31.12.2015 № 1578, от 29.06.2017 № 613, от 11.12.2020 № 712);
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
− Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (в
редакции протокола № 2/16-з от 28.06.2016 г. федерального учебно-методического
объединения по общему образованию);
− Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления молодёжи»;
− Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
Регионального уровня:
− Постановление Правительства ХМАО – Югры «О порядке организации
индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные
образовательные организации для получения основного общего и среднего общего
образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для
профильного обучения» от 9 августа 2013 г. № 303-п (в ред. постановления Правительства
ХМАО – Югры от 09.09.2016 N 346-п; от 22.01.2021 №8-п),
Институционального уровня:
- Устав муниципального общеобразовательного учреждения п. Каменка « МБОУ
Каменская СОШ»

3

Актуальность и практическая значимость
Одной из приоритетных задач школы является необходимость формирования таких
образовательных результатов, которые позволят современному выпускнику школы стать
успешными в жизни, в профессиональной деятельности. Качество образовательных
результатов современного школьника, оценивается через его функциональную
грамотность. По результатам исследований PISA и TIMSS российские учащиеся успешно
выполняли задания на воспроизведение знаний в простых ситуациях и затруднялись
применить их в ситуациях, близких к реальной жизни. Оценка уровня естественнонаучной
грамотности выпускников школы России, т.е. их умений применять полученные знания в
контексте повседневной жизни, показала, что этот уровень значительно ниже средних
международных результатов. Проблема формирования функциональной грамотности
учащихся и всего подрастающего поколения отражена в Послании Президента РФ
В.В.Путина Федеральному собранию 2018 г: «Необходимо также уделять большое
внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего
поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».
Необходимо также развивать способности человека осваивать и использовать
естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых
знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на
научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой;
понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания;
демонстрировать осведомлённость в том, что естественные науки и технология оказывают
влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества
Новизна программы заключается в том, что в основе лежат задачи с обязательным
ситуационным контекстом, с необычными новыми формулировками и неопределенностью
в способах решения. Формирует новые навыки и развивает универсальные способы
деятельности.
Мотивирующий потенциал программы заключается в том, что материалы и задания,
лежащие в основе курса, описывают ситуации, близкие и понятные каждому школьнику, а
контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в жизни.
Развивающий потенциал является значимым, так как программа направлена на
развитие мышления обучающихся; овладение ими эффективными приемами умственной
деятельности; формирование умений логически грамотно рассуждать, делать выводы,
формулировать цели, строить умозаключения; стремление пополнить знания о предмете;
выявление связи изучаемого материала с окружающей жизнью и практической
деятельностью людей; оценивание практической значимости изучаемого материала.
Программа обладает большим воспитательным потенциалом, так как в процессе
решения
предложенных
задач
формируются
личностные
качества
обучающихся: настойчивость, терпение, воля к победе, которые должны появиться у
учащихся в процессе обучения.
Воспитательный потенциал курса реализуется через:


побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

4



привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых
на уроках явлений, использование воспитательных возможностей содержания
раздела через подбор соответствующих упражнений;



включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во
время урока



привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через
подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе



применение на уроках интерактивных форм работы с обучающимися:
дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в
театральных постановках (например, иностранный язык, русский язык);



включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во
время урока

Здоровьесберегающий потенциал программы реализуется из предположения, что после
изучения курса, учащиеся поймут, что биология, наука, глубоко связанная с нашей
жизнью, которая поможет решить многие бытовые проблемы.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Образовательная область - «Естествознание».
Направление – общеинтеллектуальное.
Цель курса – развитие естественно-научной грамотности школьников как индикатора
качества и эффективности биологического образования.
Задачи курса:
 сформировать умение работать с нетрадиционным заданием, в частности, с
заданием,
отличным от привычного текстового, для которого известен способ решения;
 развивать умения работать с информацией, представленной в различных формах:
текст, таблицы, диаграммы, схемы, рисунок, чертеж;
 научить отбирать нужную информацию, если задача содержит избыточную
информацию; привлекать дополнительную информацию, использовать личный опыт;
 формировать умение моделировать ситуацию;
 развивать критическое мышление;
 формировать умение размышлять: использовать перебор возможных вариантов
решения, а также метод проб и ошибок;
 совершенствовать умение представлять в словесной форме обоснование своего
решения.
5

Место курса в структуре основной образовательной программы - включен в
учебный план 11 универсального класса (с углублённым изучением химии и биологии).
Реализуется за счет часов внеурочной деятельности.
Возрастная группа учащихся – учащиеся 17 летнего возраста ( 11 класс).
Количество учебных часов в 11 классе – 0,5 часа ( первое полугодие) – 17 часов
Методы обучения, воспитания, развития
-инновационно-деятельностный – алгоритмизация, творческая инвариантность;
-неформально-личностностый – задачи с использованием биографии личностей значимых
людей;
-метод активного обучения – технология решения конкретных ситуаций;
-метод проблемного обучения - через создание проблемной ситуации, решение которой
потребует от учащегося вложения интеллектуальных сил;
-метод контекстного обучения - деловые игры и задачи, следует рассматривать как
комплексный прием, моделирующий типовые жизненные ситуации.
Совокупность
этих
методов
позволяет
оценивать
следующие
показатели
сформированности качества знаний:
- системность – ученик демонстрирует логичность рассуждений, умения соотносить
различные факты, рассматривать их в системе, соблюдать последовательность и
логичность в действиях, необходимых для решения задачи;
- осмысленность – сформированы умения подтверждать полученные результаты
примерами, в том числе из личного опыта, анализировать представленную в задаче
ситуацию, выявлять ее закономерности; аргументировано доказывать сделанные выводы и
обосновать способы решения задачи;
- действенность (функциональность) – демонстрируются умения и готовность применять
теоретические знания для решения практико-ориентированных задач;
- самостоятельность –
ученик
демонстрирует
самостоятельность
мышления,
способность применять знания в измененных ситуациях.
ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования к результатам освоения курса внеурочной деятельности по биологии в
основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими
индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные
и метапредметные результаты освоения курса.
Личностные универсальные учебные действия
ученик научится
1) в рамках когнитивного компонента будут сформированы:
 экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях;
знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового
образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных
ситуациях;
 основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных
отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными
событиями;
6

2) в рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
 гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
 уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
 уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и
других людей, оптимизм в восприятии мира;
 потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
позитивная моральная самооценка и моральные чувства - чувство гордости при
следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
3) в рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
 готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах
возрастных компетенций (участие в детских и молодёжных общественных организациях,
школьных и внешкольных мероприятиях);
 умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и
принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
 готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и
сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
 потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения,
общественно полезной деятельности;
 устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции
познавательного мотива;
готовность к выбору профильного образования.
ученик получит возможность для формирования
 выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
 готовности к самообразованию и самовоспитанию;
 адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
 компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
 морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных
дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и
чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям;
эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в
поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные планируемые результаты
Программа развития универсальных учебных действий
1) Регулятивные универсальные учебные действия
ученик научится
 целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи
в познавательную;
 самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных
учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
 планировать пути достижения целей;
 устанавливать целевые приоритеты;
 уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
 принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
 осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по
способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
 адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнении как в конце действия, так и по ходу его
реализации;
7

основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
ученик получит возможность научиться
 самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
 построению жизненных планов во временной перспективе;
 при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и
средства их достижения;
 выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный
способ;
 основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного
управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение
поставленных целей;
 осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных
и познавательных задач;
 адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или
предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
 адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в
различных сферах самостоятельной деятельности;
 основам саморегуляции эмоциональных состояний;
прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения
целей.
2) Коммуникативные универсальные учебные действия
ученик научится
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
 формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с
позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
 устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и
делать выбор;
 аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не
враждебным для оппонентов образом;
 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
 осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное
высказывание;
 организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,
определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие
способы работы;
 осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
 работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
 основам коммуникативной рефлексии;
 использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей,
мотивов и потребностей;
8

отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в
форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
ученик получит возможность научиться
 учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
 понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
 продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех
участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
 брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
 оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной
деятельности;
 осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных
действий и действий партнёра;
 в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
 вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем,
участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и
диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими
нормами родного языка;
 следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и
сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности
другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на
нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в
процессе достижения общей цели совместной деятельности;
 устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между
членами группы для принятия эффективных совместных решений;
в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам
проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
3) Познавательные универсальные учебные действия
ученик научится
 основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
 проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
 создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
 осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
 давать определение понятиям;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений,
ограничение понятия;
 обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых
признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим
объёмом;
 строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
 основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
9

структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную
идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
ученик получит возможность научиться
 основам рефлексивного чтения;
 ставить проблему, аргументировать её актуальность;
 самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и
эксперимента;
 выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
 организовывать исследование с целью проверки гипотез;
делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
4) Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
ученик научится
 осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети
Интернет;
 входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через
Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;
 выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;
соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения
при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с
различными экранами.
ученик получит возможность научиться осознавать и использовать в практической
деятельности основные психологические особенности восприятия информации
человеком.
5) Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
ученик научится
 планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя
оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
 выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
 распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём
научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать
вытекающие из исследования выводы;
 использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение,
постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование,
использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ
применимости модели/теории;
 использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и
исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое
описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
 ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства,
адекватные обсуждаемой проблеме;
 отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям,
мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных
суждений при получении, распространении и применении научного знания.
ученик получит возможность научиться
 самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный
и социальный проект;
 использовать догадку, озарение, интуицию;
10

 использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических
возможностей, математическое моделирование;
 использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от
привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;
 использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и
исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество
выполненного проекта.
6. Основы смыслового чтения и работа с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
ученик научится
 ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять
главную тему, общую цель или назначение текста;
 выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему
смыслу текста;
 формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
 предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на
предыдущий опыт;
 сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать
соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом,
объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.;
 находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его
основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом
тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить
необходимую единицу информации в тексте);
 решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и
критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов;
 ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент
информацию;
 различать темы и подтемы специального текста;
 выделять главную и избыточную информацию;
 прогнозировать последовательность изложения идей текста;
 сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
 выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
 формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования
определённой позиции;
понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
ученик получит возможность научиться анализировать изменения своего
эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной
информации и её осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
ученик научится
 структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;
проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
 преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы,
графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в
практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

11

 интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте
информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение
выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок;
 выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
ученик получит возможность научиться выявлять имплицитную информацию текста на
основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа
подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
ученик научится
 откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со
знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из
своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;
 на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность
имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации,
пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
 в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в
них противоречивую, конфликтную информацию;
 использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения
чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном
сообщении (прочитанном тексте).
ученик получит возможность научиться
 критически относиться к рекламной информации;
 находить способы проверки противоречивой информации;
 определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или
конфликтной ситуации
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
№

Наименование разделов

Всего
часов

1

Введение

1

2

Раздел 1. Гены,
генетические вариации и
наследственность (7 часов)

4

Количество часов
уроки
Лаборато
рные и
практиче
ские
работы
1
0

4

12

0

Реализация модуля
программы воспитания
«Школьный урок»

Развития
самостоятельности,
рефлексии и самооценки,
планирования
деятельности, видения
правильного вектора для
дальнейшего развития
способностей
Установление
доверительных
отношений между
учителем и его
учениками
Привлечение внимания
школьников к
ценностному аспекту
изучаемых на уроках
явлений

3

4

5

6

Раздел 2.Основные методы
молекулярной генетики и
генной инженерии и их
практическое применение (14
часов)

Раздел 3. Закономерности
наследственности и
изменчивости. Развитие
естественнонаучной
грамотности (6 часов)

Раздел 4.Основы селекции и
биотехнологии». Развитие
естественнонаучной
грамотности (6 часов)
Итого

8

8

1

Привлечение внимания
школьников к
ценностному аспекту
изучаемых на уроках
явлений

2

2

0

Развитие познавательной
и творческой активности,
инициативности в
различных сферах
предметной
деятельности, раскрытия
творческих
способностей,
обучающихся с разными
образовательными
потребностями и
индивидуальными
возможностями

2

2

0

Привлечение внимания
школьников к
ценностному аспекту
изучаемых на уроках
явлений

17

17

1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ»
(11 класс, 17 часов – 0,5 часа)
Введение. (1 час) Вводная диагностика.
Раздел 1. Гены, генетические вариации и наследственность (4 часа)
Спроси ученого о генетике. Гены, генетические вариации и наследственность.
Актуальность генетики в современном мире. Ген, хромосома и геном. Генетические
признаки и способы их изучения. Популяционная генетика
Оборудование. Сплошные тексты (плакаты, листовки,), смешанные тексты
(инфографика), не сплошные тексты (графики, диаграммы, таблицы). Работа с научными
текстами по теме «Гены, генетические вариации и наследственность»
Раздел 2. Основные методы молекулярной генетики и генной инженерии и их
практическое применение (8 часов)
Получение образцов ДНК (экстрагирование). Метод полимеразной цепной реакции
(ПЦР)Электрофоретическое разделение нуклеиновых кислот и белков. Биотехнология.
Генетическая инженерия. Генетика и структурная биология. Генетика и структурная
биология. Медицинская генетика и стволовые клетки. Работа с научными текстами по
теме «Основные методы молекулярной генетики и генной инженерии и их практическое
применение»
Раздел 3. Закономерности наследственности и изменчивости. Развитие
естественнонаучной грамотности (2 часа). Решение практико-ориентированных задач
по генетике. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Сцепленное
наследование. Генетические карты. Взаимодействие генов. Решение практико13

ориентированных задач. Выполнений заданий нового формата из вариантов ЕГЭ-2024-25
уч.год
Раздел 4.Основы селекции и биотехнологии». Развитие естественнонаучной
грамотности (2 часа). Селекция, основы, достижения. Методология науки.
Исследовательский проект. Решение практико-ориентированных задач. Итоговая
диагностика.

Календарно-тематическое планирование элективного курса
«Формирование естественно-научной грамотности»
Тема занятия

1-

1

2

3
4

Содержание

Дата
Количест
во часов
1

План

Факт

Введение (1 час). Вводная Проходят
диагностику
диагностика
через
решение
демонстраци
онной
версии КИМ
по проверке
функционал
ьной
грамотности
Раздел 1. Гены, генетические вариации и наследственность (4часа)
Актуальность генетики в
1
современном мире. Ген,
хромосома и геном
Генетические признаки и
1
способы их изучения
Популяционная генетика
1
Решение задач
1
ситуационных,
проблемных. Гены,
генетические вариации и
наследственность
Раздел 2.Основные методы молекулярной генетики и генной инженерии
14

Форма занятий
повторение
усвоение
пройденного

и

Лекция

Лекция,
беседа,
практическая
работа
Лекция, беседа
Урок
решения
задач

1
2
3

4
5
6
7
8

1

и их практическое применение ( 8часов)
Получение образцов ДНК
(экстрагирование)
Метод полимеразной
цепной реакции (ПЦР)
Электрофоретическое
разделение нуклеиновых
кислот и белков.
Биотехнология.
Генетическая инженерия.
Генетика и структурная
биология.
Медицинская генетика и
стволовые клетки
Решение задач
(ситуационных,
контекстных,
экологических)
Раздел 3. Закономерности наследственности
естественнонаучной грамотности (2 часа)
Решение практикоориентированных задач по
генетике. Часть 1-2

2

Просмотр
учебного фильма
Лекция, беседа

1
1
1

Комбинированное
занятие, семинар

1
1
1

Лекция
Лекция
Лекция

1

Лекция,
презентации
Урок
решения
задач

1

и изменчивости. Развитие
1

Урок
задач

1

Урок решения
задач

Решение практикоориентированных задач в
формате ЕГЭ

30

33

Раздел
4.Основы
селекции
и
биотехнологии».
естественнонаучной грамотности (2 часа)
Селекция, основы,
1
достижения.
Методология науки
Решение практико1
ориентированных задач в
форме ЕГЭ. Подведение
итогов
Итого
17

решения

Развитие
Лекция,
презентации
Урок
решения задач

Проведение уроков с применением дистанционных технологий с использова6нием
электронных и цифровых образовательных ресурсов:
1. https://sdamgia.ru – Подготовка учащихся к сдаче ВПР, ОГЭ, ЕГЭ
2. https://vprtest.ru - Подготовка учащихся к сдаче ВПР
3. https://resh.edu.ru/ Российская электронная школа
4. https://fipi.ru/ ФИПИ
15

5. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
6. http://www.school.edu.ru/ -Российский общеобразовательный портал
7. https://videouroki.net/ Видеоуроки в интернет"
8. https://studarium.ru
9. https://bio-faq.ru/33ubrominimum.html
10. https://yandex.ru/tutor/.
Основные электронные образовательные ресурсы
1. «Алгоритмика» – международная школа математики и программирования для детей от
5 до 17 лет: https://algoritmika.org/
2. Всероссийский образовательный проект «Урок цифры»: https://урокцифры.рф/
3. Всероссийский открытый урок, проект по ранней профориентации школьников
«ПроеКТОриЯ»: https://proektoria.online/
4. Всероссийский конкурс педагогического мастерства по применению ЭОР в
образовательном процессе. Материалы участников конкурса могут быть полезны учителю
http://www.konkurs-eor.ru/materials

1.

Наименование учебного
оборудования
http://www.floranimal.ru/

2.

http://college.ru/biology/

№ п/п

Краткое содержание
Биология: растения и животные
Попытка создать информационный ресурс,
позволяющий узнать, как можно больше о различных
видах животных и растений, ещё пока существующих
на нашей планете; выяснить их принадлежность к
разным классам, родам и подвидам; выделить
особенности их существования, возможность
нормального содержания в домашних условиях и
многое другое, что может быть интересно. Научнопопулярная информация о животных и растениях.
Классификатор видов. Фотографии. Сведения о редких
и исчезающих представителях флоры и фауны. Тесты и
задания по зоологии и ботанике. Самое интересное о
животных и растениях, ссылки на ресурсы близкой
тематики.
Ресурс будет интересен учителям биологии (его
материалы можно использовать как при подготовке к
занятиям, так и непосредственно во время урока) и
ученикам (при подготовке домашних заданий и при
самостоятельном углубленном изучении предмета).
На сайте опубликована интернет-версия
иллюстрированного учебника курса "Открытая
Биология". В разделе «Модели» имеются
интерактивные Java-апплеты и анимации по биологии.
Раздел «Биология в Интернет» содержит обзор
Интернет-ресурсов по биологии и постоянно
обновляется.
В коллекции «On-line тестов» собрано более 4000
тестов, в том числе и по биологии. Тесты генерируются
с учетом темы и желаемого уровня сложности.
Кроме того, на сайте представлены 51 модель по
биологии, разработанные компанией ФИЗИКОН.
Работая с моделями, ученики смогут провести свое
небольшое исследование по заданной теме.
16

Ресурс содержит информацию о членистоногих,
фотографии нескольких видов бабочек, стрекоз и
пауков.
Ресурс «Редкие и исчезающие животные России» - это
информация о животных России, внесенных в Красную
книгу, а также их фотографии, рисунки, аудиофайлы –
записи голосов, видеосюжеты.
На сайте представлена справочная информация по
большому количеству животных, их описание и
фотографии.
Ресурс «О непобедимой любви к животным» – это
интересная и разнообразная информация о самых
различных животных. Особенности подбора материала
и его изложения делают этот сайт хорошим
помощником учителю.
Ресурс «База знаний по биологии человека» содержит
учебник по молекулярной биологии человека,
биохимии, физиологии, генной и белковой инженерии.

3.

http://kenunen.boom.ru/

4.

http://www.nature.ok.ru/mlk_nas.htm

5.

http://www.povodok.ru/encyclopedia/b
rem/

6.

http://www.apus.ru/

7.

http://humbio.ru/

8.

http://www.informika.ru/text/database/
biology/

Ресурс содержит электронное пособие «Учебный курс
по общей биологии», включающий теоретические
основы цитологии, генетики, экологии, теории
эволюции и материал для закрепления и усвоения
(упражнения и вопросы). Сюда же входит обучающая
программа по общей биологии (демо-версии программ).

9.

http://www.priroda.ru/

10.

http://sbio.info/

Ресурс «Природа: национальный портал» - это полная
информация о природных ресурсах всех регионов РФ.
Флора, фауна, охраняемые территории. Коллекция
ссылок на материалы, посвященные науке и
образованию. Региональные и мировые новости.
Государственное управление сферой охраны природы.
Атлас тематических карт.
Вся биология. Современная биология, статьи, новости,
библиотека.
Содержит единое окно доступа к образовательным
ресурсам Интернет по биологии.
Я иду на урок биологии: 1 сентября

11.
12.

http://window.edu.ru/catalog?p_rubr=2
.1.2
http://bio.1september.ru/urok/

13.

http://biology-online.ru/

14.

http://www.uchportal.ru/

15.

http://www.openclass.ru/node/40358

16.
17.

http://festival.1september.ru/
http://school-collection.edu.ru/catalog/

Современный урок биологии: онлайн-уроки, видео
урок, методичка
Учительский портал: урок, презентация, тесты,
интерактивная доска
Открытый урок: ЦОР, презентации, разработка уроков,
программы.
Фестиваль педагогических идей
Единая коллекция ЦОР

18.
19.
20.

http://www.floranimal.ru/
http://biodat.ru/db/rb/
http://biodat.ru/db/rbp/index.htm

Энциклопедия растений и животных
Красная книга России (животные)
Красная книга России (растения)

21.
22.

http://www.fipi.ru/
http://www.sci.aha.ru/ATL/ra00.htm

23.

http://fishworld.narod.ru/

ФИПИ
Web-атлас "Окружающая среда и здоровье населения
России"
Рыбий мир
17

Палеоареалы
Общая биология

26.
27.
28.
29.
30.
31.

http://paleobase.narod.ru/
http://dronisimo.chat.ru/homepage1/ob
.htm
http://www.worldofanimals.ru/
http://www.dinosaur.ru/
http://www.griby.net/
http://bioword.narod.ru/
http://biolka.narod.ru/
http://med.claw.ru/

32.
33.
34.
35.

http://animal.geoman.ru/
http://www.skeletos.zharko.ru/
http://www.palaeoentomolog.ru/
http://www.macroevolution.narod.ru/

Мир животных.
ОДС человека
Палеоэнтомология в России
Проблемы эволюции

36.
37.
38.
39.

http://evolution.powernet.ru/
http://charles-darwin.narod.ru/
http://plant.geoman.ru/
http://www.livt.net/

40.

http://www.darwinmuseum.ru/

Теория эволюции
Чарльз Дарвин: биография и книги
Занимательно о ботанике. Жизнь растений
Живые существа: электронная иллюстрированная
энциклопедия
Государственный Дарвиновский музей

24.
25.

Интернет-журнал "В мире животных"
Российский сайт о динозаврах
Всё о грибах
Биологический словарь On-line
Ботаника. Зоология. Общая биология.
Медицинская энциклопедия. Анатомический атлас

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. Акулова О.В. Конструирование ситуационных задач для оценивания компетентности
учащихся: Учебно-методическое пособие для педагогов школ. СПб: КАРО, 2008.
2. Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В. Современная школа: Опыт модернизации:
Кн. для учителя. СПб: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.
3. Первые результаты международной программы PISA-2009. М., 2010
4. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. //Школьные технологии. –
2004.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897)
6. Сайт ФИПИ. Обкрытый банк заданий по функциональной грамотности
7.
https://monitoring.spbcokoit.ru/procedure/calendar/2021/4/0
Санкт-Петербургская
региональная система оценки качества образования. Варианты КИМ по
функциональной грамотности
8.
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-g
Сетевой
комплекс
информационного взаимодействия субъектов Российской федерации в проекте
«Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся»
9. https://education.apkpro.ru/login. Формирование естественно-научной грамотности по
генетике.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».