Муниципальное образование «Выборгский район» Ленинградской области Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каменская средняя общеобразовательная школа» (МБОУ «Каменская СОШ») Принято На заседании Педагогического Совета Протокол №1 от 30.08.24г. Утверждаю Директор школы О.В.Батуевская Приказ №178 от 30.08.24 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Естественно-научная грамотность» для 11 класса среднего общего образования Составитель: Фирсова И.В. Каменка, 2024 2 Пояснительная записка к рабочей программе элективного курса «Формирование естественно-научной грамотности» обучающихся 11 классов в соответствии с ФГОС СОО на 2024-2025 учебный год Программа элективного курса разработана на основе следующих нормативных документов: Федерального уровня: − Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 17.02.2021 № 10-ФЗ, от 24.03.2021 № 51-ФЗ, от 05.04.2021 № 85-ФЗ, от 20.04.2021 № 95-ФЗ, от 30.04.2021 № 114-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ, от 02.07.2021 № 310-ФЗ, от 02.07.2021 № 320-ФЗ, от 02.07.2021 № 321-ФЗ, от 02.07.2021 № 322-ФЗ, от 02.07.2021 № 351-ФЗ, от 30.12.2021 № 433-ФЗ, от 30.12.2021 № 433-ФЗ, от 30.12.2021 № 472-ФЗ, от 16.04.2022 № 108-ФЗ, от 11.06.2022 № 154-ФЗ); − Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федеральных законов от 01.05.2019 № 93-ФЗ, от 01.07.2021 №264-ФЗ); − Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; − Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578, от 29.06.2017 № 613, от 11.12.2020 № 712); − Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; − Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (в редакции протокола № 2/16-з от 28.06.2016 г. федерального учебно-методического объединения по общему образованию); − Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления молодёжи»; − Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Регионального уровня: − Постановление Правительства ХМАО – Югры «О порядке организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения» от 9 августа 2013 г. № 303-п (в ред. постановления Правительства ХМАО – Югры от 09.09.2016 N 346-п; от 22.01.2021 №8-п), Институционального уровня: - Устав муниципального общеобразовательного учреждения п. Каменка « МБОУ Каменская СОШ» 3 Актуальность и практическая значимость Одной из приоритетных задач школы является необходимость формирования таких образовательных результатов, которые позволят современному выпускнику школы стать успешными в жизни, в профессиональной деятельности. Качество образовательных результатов современного школьника, оценивается через его функциональную грамотность. По результатам исследований PISA и TIMSS российские учащиеся успешно выполняли задания на воспроизведение знаний в простых ситуациях и затруднялись применить их в ситуациях, близких к реальной жизни. Оценка уровня естественнонаучной грамотности выпускников школы России, т.е. их умений применять полученные знания в контексте повседневной жизни, показала, что этот уровень значительно ниже средних международных результатов. Проблема формирования функциональной грамотности учащихся и всего подрастающего поколения отражена в Послании Президента РФ В.В.Путина Федеральному собранию 2018 г: «Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни». Необходимо также развивать способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомлённость в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества Новизна программы заключается в том, что в основе лежат задачи с обязательным ситуационным контекстом, с необычными новыми формулировками и неопределенностью в способах решения. Формирует новые навыки и развивает универсальные способы деятельности. Мотивирующий потенциал программы заключается в том, что материалы и задания, лежащие в основе курса, описывают ситуации, близкие и понятные каждому школьнику, а контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в жизни. Развивающий потенциал является значимым, так как программа направлена на развитие мышления обучающихся; овладение ими эффективными приемами умственной деятельности; формирование умений логически грамотно рассуждать, делать выводы, формулировать цели, строить умозаключения; стремление пополнить знания о предмете; выявление связи изучаемого материала с окружающей жизнью и практической деятельностью людей; оценивание практической значимости изучаемого материала. Программа обладает большим воспитательным потенциалом, так как в процессе решения предложенных задач формируются личностные качества обучающихся: настойчивость, терпение, воля к победе, которые должны появиться у учащихся в процессе обучения. Воспитательный потенциал курса реализуется через: побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; 4 привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, использование воспитательных возможностей содержания раздела через подбор соответствующих упражнений; включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе применение на уроках интерактивных форм работы с обучающимися: дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках (например, иностранный язык, русский язык); включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока Здоровьесберегающий потенциал программы реализуется из предположения, что после изучения курса, учащиеся поймут, что биология, наука, глубоко связанная с нашей жизнью, которая поможет решить многие бытовые проблемы. II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область - «Естествознание». Направление – общеинтеллектуальное. Цель курса – развитие естественно-научной грамотности школьников как индикатора качества и эффективности биологического образования. Задачи курса: сформировать умение работать с нетрадиционным заданием, в частности, с заданием, отличным от привычного текстового, для которого известен способ решения; развивать умения работать с информацией, представленной в различных формах: текст, таблицы, диаграммы, схемы, рисунок, чертеж; научить отбирать нужную информацию, если задача содержит избыточную информацию; привлекать дополнительную информацию, использовать личный опыт; формировать умение моделировать ситуацию; развивать критическое мышление; формировать умение размышлять: использовать перебор возможных вариантов решения, а также метод проб и ошибок; совершенствовать умение представлять в словесной форме обоснование своего решения. 5 Место курса в структуре основной образовательной программы - включен в учебный план 11 универсального класса (с углублённым изучением химии и биологии). Реализуется за счет часов внеурочной деятельности. Возрастная группа учащихся – учащиеся 17 летнего возраста ( 11 класс). Количество учебных часов в 11 классе – 0,5 часа ( первое полугодие) – 17 часов Методы обучения, воспитания, развития -инновационно-деятельностный – алгоритмизация, творческая инвариантность; -неформально-личностностый – задачи с использованием биографии личностей значимых людей; -метод активного обучения – технология решения конкретных ситуаций; -метод проблемного обучения - через создание проблемной ситуации, решение которой потребует от учащегося вложения интеллектуальных сил; -метод контекстного обучения - деловые игры и задачи, следует рассматривать как комплексный прием, моделирующий типовые жизненные ситуации. Совокупность этих методов позволяет оценивать следующие показатели сформированности качества знаний: - системность – ученик демонстрирует логичность рассуждений, умения соотносить различные факты, рассматривать их в системе, соблюдать последовательность и логичность в действиях, необходимых для решения задачи; - осмысленность – сформированы умения подтверждать полученные результаты примерами, в том числе из личного опыта, анализировать представленную в задаче ситуацию, выявлять ее закономерности; аргументировано доказывать сделанные выводы и обосновать способы решения задачи; - действенность (функциональность) – демонстрируются умения и готовность применять теоретические знания для решения практико-ориентированных задач; - самостоятельность – ученик демонстрирует самостоятельность мышления, способность применять знания в измененных ситуациях. ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Требования к результатам освоения курса внеурочной деятельности по биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные и метапредметные результаты освоения курса. Личностные универсальные учебные действия ученик научится 1) в рамках когнитивного компонента будут сформированы: экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях; основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными событиями; 6 2) в рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы: гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; уважение к истории, культурным и историческим памятникам; уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; позитивная моральная самооценка и моральные чувства - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении. 3) в рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы: готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях); умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты; готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности; потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности; устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; готовность к выбору профильного образования. ученик получит возможность для формирования выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; готовности к самообразованию и самовоспитанию; адекватной позитивной самооценки и Я-концепции; компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Метапредметные планируемые результаты Программа развития универсальных учебных действий 1) Регулятивные универсальные учебные действия ученик научится целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнении как в конце действия, так и по ходу его реализации; 7 основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. ученик получит возможность научиться самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; построению жизненных планов во временной перспективе; при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи; адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; основам саморегуляции эмоциональных состояний; прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. 2) Коммуникативные универсальные учебные действия ученик научится учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; основам коммуникативной рефлексии; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; 8 отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи. ученик получит возможность научиться учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности; осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра; в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности; устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей. 3) Познавательные универсальные учебные действия ученик научится основам реализации проектно-исследовательской деятельности; проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; давать определение понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия; обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; 9 структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий. ученик получит возможность научиться основам рефлексивного чтения; ставить проблему, аргументировать её актуальность; самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; организовывать исследование с целью проверки гипотез; делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации. 4) Формирование ИКТ-компетентности обучающихся ученик научится осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет; входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты; выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами; соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами. ученик получит возможность научиться осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком. 5) Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности ученик научится планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме; распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы; использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории; использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов; ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания. ученик получит возможность научиться самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект; использовать догадку, озарение, интуицию; 10 использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование; использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами; использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов; осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта. 6. Основы смыслового чтения и работа с текстом Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного ученик научится ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.; находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; различать темы и подтемы специального текста; выделять главную и избыточную информацию; прогнозировать последовательность изложения идей текста; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. ученик получит возможность научиться анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации ученик научится структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; 11 интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста. ученик получит возможность научиться выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста). Работа с текстом: оценка информации ученик научится откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте). ученик получит возможность научиться критически относиться к рекламной информации; находить способы проверки противоречивой информации; определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА № Наименование разделов Всего часов 1 Введение 1 2 Раздел 1. Гены, генетические вариации и наследственность (7 часов) 4 Количество часов уроки Лаборато рные и практиче ские работы 1 0 4 12 0 Реализация модуля программы воспитания «Школьный урок» Развития самостоятельности, рефлексии и самооценки, планирования деятельности, видения правильного вектора для дальнейшего развития способностей Установление доверительных отношений между учителем и его учениками Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений 3 4 5 6 Раздел 2.Основные методы молекулярной генетики и генной инженерии и их практическое применение (14 часов) Раздел 3. Закономерности наследственности и изменчивости. Развитие естественнонаучной грамотности (6 часов) Раздел 4.Основы селекции и биотехнологии». Развитие естественнонаучной грамотности (6 часов) Итого 8 8 1 Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений 2 2 0 Развитие познавательной и творческой активности, инициативности в различных сферах предметной деятельности, раскрытия творческих способностей, обучающихся с разными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями 2 2 0 Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений 17 17 1 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ» (11 класс, 17 часов – 0,5 часа) Введение. (1 час) Вводная диагностика. Раздел 1. Гены, генетические вариации и наследственность (4 часа) Спроси ученого о генетике. Гены, генетические вариации и наследственность. Актуальность генетики в современном мире. Ген, хромосома и геном. Генетические признаки и способы их изучения. Популяционная генетика Оборудование. Сплошные тексты (плакаты, листовки,), смешанные тексты (инфографика), не сплошные тексты (графики, диаграммы, таблицы). Работа с научными текстами по теме «Гены, генетические вариации и наследственность» Раздел 2. Основные методы молекулярной генетики и генной инженерии и их практическое применение (8 часов) Получение образцов ДНК (экстрагирование). Метод полимеразной цепной реакции (ПЦР)Электрофоретическое разделение нуклеиновых кислот и белков. Биотехнология. Генетическая инженерия. Генетика и структурная биология. Генетика и структурная биология. Медицинская генетика и стволовые клетки. Работа с научными текстами по теме «Основные методы молекулярной генетики и генной инженерии и их практическое применение» Раздел 3. Закономерности наследственности и изменчивости. Развитие естественнонаучной грамотности (2 часа). Решение практико-ориентированных задач по генетике. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Сцепленное наследование. Генетические карты. Взаимодействие генов. Решение практико13 ориентированных задач. Выполнений заданий нового формата из вариантов ЕГЭ-2024-25 уч.год Раздел 4.Основы селекции и биотехнологии». Развитие естественнонаучной грамотности (2 часа). Селекция, основы, достижения. Методология науки. Исследовательский проект. Решение практико-ориентированных задач. Итоговая диагностика. Календарно-тематическое планирование элективного курса «Формирование естественно-научной грамотности» Тема занятия 1- 1 2 3 4 Содержание Дата Количест во часов 1 План Факт Введение (1 час). Вводная Проходят диагностику диагностика через решение демонстраци онной версии КИМ по проверке функционал ьной грамотности Раздел 1. Гены, генетические вариации и наследственность (4часа) Актуальность генетики в 1 современном мире. Ген, хромосома и геном Генетические признаки и 1 способы их изучения Популяционная генетика 1 Решение задач 1 ситуационных, проблемных. Гены, генетические вариации и наследственность Раздел 2.Основные методы молекулярной генетики и генной инженерии 14 Форма занятий повторение усвоение пройденного и Лекция Лекция, беседа, практическая работа Лекция, беседа Урок решения задач 1 2 3 4 5 6 7 8 1 и их практическое применение ( 8часов) Получение образцов ДНК (экстрагирование) Метод полимеразной цепной реакции (ПЦР) Электрофоретическое разделение нуклеиновых кислот и белков. Биотехнология. Генетическая инженерия. Генетика и структурная биология. Медицинская генетика и стволовые клетки Решение задач (ситуационных, контекстных, экологических) Раздел 3. Закономерности наследственности естественнонаучной грамотности (2 часа) Решение практикоориентированных задач по генетике. Часть 1-2 2 Просмотр учебного фильма Лекция, беседа 1 1 1 Комбинированное занятие, семинар 1 1 1 Лекция Лекция Лекция 1 Лекция, презентации Урок решения задач 1 и изменчивости. Развитие 1 Урок задач 1 Урок решения задач Решение практикоориентированных задач в формате ЕГЭ 30 33 Раздел 4.Основы селекции и биотехнологии». естественнонаучной грамотности (2 часа) Селекция, основы, 1 достижения. Методология науки Решение практико1 ориентированных задач в форме ЕГЭ. Подведение итогов Итого 17 решения Развитие Лекция, презентации Урок решения задач Проведение уроков с применением дистанционных технологий с использова6нием электронных и цифровых образовательных ресурсов: 1. https://sdamgia.ru – Подготовка учащихся к сдаче ВПР, ОГЭ, ЕГЭ 2. https://vprtest.ru - Подготовка учащихся к сдаче ВПР 3. https://resh.edu.ru/ Российская электронная школа 4. https://fipi.ru/ ФИПИ 15 5. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября» 6. http://www.school.edu.ru/ -Российский общеобразовательный портал 7. https://videouroki.net/ Видеоуроки в интернет" 8. https://studarium.ru 9. https://bio-faq.ru/33ubrominimum.html 10. https://yandex.ru/tutor/. Основные электронные образовательные ресурсы 1. «Алгоритмика» – международная школа математики и программирования для детей от 5 до 17 лет: https://algoritmika.org/ 2. Всероссийский образовательный проект «Урок цифры»: https://урокцифры.рф/ 3. Всероссийский открытый урок, проект по ранней профориентации школьников «ПроеКТОриЯ»: https://proektoria.online/ 4. Всероссийский конкурс педагогического мастерства по применению ЭОР в образовательном процессе. Материалы участников конкурса могут быть полезны учителю http://www.konkurs-eor.ru/materials 1. Наименование учебного оборудования http://www.floranimal.ru/ 2. http://college.ru/biology/ № п/п Краткое содержание Биология: растения и животные Попытка создать информационный ресурс, позволяющий узнать, как можно больше о различных видах животных и растений, ещё пока существующих на нашей планете; выяснить их принадлежность к разным классам, родам и подвидам; выделить особенности их существования, возможность нормального содержания в домашних условиях и многое другое, что может быть интересно. Научнопопулярная информация о животных и растениях. Классификатор видов. Фотографии. Сведения о редких и исчезающих представителях флоры и фауны. Тесты и задания по зоологии и ботанике. Самое интересное о животных и растениях, ссылки на ресурсы близкой тематики. Ресурс будет интересен учителям биологии (его материалы можно использовать как при подготовке к занятиям, так и непосредственно во время урока) и ученикам (при подготовке домашних заданий и при самостоятельном углубленном изучении предмета). На сайте опубликована интернет-версия иллюстрированного учебника курса "Открытая Биология". В разделе «Модели» имеются интерактивные Java-апплеты и анимации по биологии. Раздел «Биология в Интернет» содержит обзор Интернет-ресурсов по биологии и постоянно обновляется. В коллекции «On-line тестов» собрано более 4000 тестов, в том числе и по биологии. Тесты генерируются с учетом темы и желаемого уровня сложности. Кроме того, на сайте представлены 51 модель по биологии, разработанные компанией ФИЗИКОН. Работая с моделями, ученики смогут провести свое небольшое исследование по заданной теме. 16 Ресурс содержит информацию о членистоногих, фотографии нескольких видов бабочек, стрекоз и пауков. Ресурс «Редкие и исчезающие животные России» - это информация о животных России, внесенных в Красную книгу, а также их фотографии, рисунки, аудиофайлы – записи голосов, видеосюжеты. На сайте представлена справочная информация по большому количеству животных, их описание и фотографии. Ресурс «О непобедимой любви к животным» – это интересная и разнообразная информация о самых различных животных. Особенности подбора материала и его изложения делают этот сайт хорошим помощником учителю. Ресурс «База знаний по биологии человека» содержит учебник по молекулярной биологии человека, биохимии, физиологии, генной и белковой инженерии. 3. http://kenunen.boom.ru/ 4. http://www.nature.ok.ru/mlk_nas.htm 5. http://www.povodok.ru/encyclopedia/b rem/ 6. http://www.apus.ru/ 7. http://humbio.ru/ 8. http://www.informika.ru/text/database/ biology/ Ресурс содержит электронное пособие «Учебный курс по общей биологии», включающий теоретические основы цитологии, генетики, экологии, теории эволюции и материал для закрепления и усвоения (упражнения и вопросы). Сюда же входит обучающая программа по общей биологии (демо-версии программ). 9. http://www.priroda.ru/ 10. http://sbio.info/ Ресурс «Природа: национальный портал» - это полная информация о природных ресурсах всех регионов РФ. Флора, фауна, охраняемые территории. Коллекция ссылок на материалы, посвященные науке и образованию. Региональные и мировые новости. Государственное управление сферой охраны природы. Атлас тематических карт. Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека. Содержит единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии. Я иду на урок биологии: 1 сентября 11. 12. http://window.edu.ru/catalog?p_rubr=2 .1.2 http://bio.1september.ru/urok/ 13. http://biology-online.ru/ 14. http://www.uchportal.ru/ 15. http://www.openclass.ru/node/40358 16. 17. http://festival.1september.ru/ http://school-collection.edu.ru/catalog/ Современный урок биологии: онлайн-уроки, видео урок, методичка Учительский портал: урок, презентация, тесты, интерактивная доска Открытый урок: ЦОР, презентации, разработка уроков, программы. Фестиваль педагогических идей Единая коллекция ЦОР 18. 19. 20. http://www.floranimal.ru/ http://biodat.ru/db/rb/ http://biodat.ru/db/rbp/index.htm Энциклопедия растений и животных Красная книга России (животные) Красная книга России (растения) 21. 22. http://www.fipi.ru/ http://www.sci.aha.ru/ATL/ra00.htm 23. http://fishworld.narod.ru/ ФИПИ Web-атлас "Окружающая среда и здоровье населения России" Рыбий мир 17 Палеоареалы Общая биология 26. 27. 28. 29. 30. 31. http://paleobase.narod.ru/ http://dronisimo.chat.ru/homepage1/ob .htm http://www.worldofanimals.ru/ http://www.dinosaur.ru/ http://www.griby.net/ http://bioword.narod.ru/ http://biolka.narod.ru/ http://med.claw.ru/ 32. 33. 34. 35. http://animal.geoman.ru/ http://www.skeletos.zharko.ru/ http://www.palaeoentomolog.ru/ http://www.macroevolution.narod.ru/ Мир животных. ОДС человека Палеоэнтомология в России Проблемы эволюции 36. 37. 38. 39. http://evolution.powernet.ru/ http://charles-darwin.narod.ru/ http://plant.geoman.ru/ http://www.livt.net/ 40. http://www.darwinmuseum.ru/ Теория эволюции Чарльз Дарвин: биография и книги Занимательно о ботанике. Жизнь растений Живые существа: электронная иллюстрированная энциклопедия Государственный Дарвиновский музей 24. 25. Интернет-журнал "В мире животных" Российский сайт о динозаврах Всё о грибах Биологический словарь On-line Ботаника. Зоология. Общая биология. Медицинская энциклопедия. Анатомический атлас СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 1. Акулова О.В. Конструирование ситуационных задач для оценивания компетентности учащихся: Учебно-методическое пособие для педагогов школ. СПб: КАРО, 2008. 2. Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В. Современная школа: Опыт модернизации: Кн. для учителя. СПб: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. 3. Первые результаты международной программы PISA-2009. М., 2010 4. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. //Школьные технологии. – 2004. 5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897) 6. Сайт ФИПИ. Обкрытый банк заданий по функциональной грамотности 7. https://monitoring.spbcokoit.ru/procedure/calendar/2021/4/0 Санкт-Петербургская региональная система оценки качества образования. Варианты КИМ по функциональной грамотности 8. http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-g Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» 9. https://education.apkpro.ru/login. Формирование естественно-научной грамотности по генетике. 18