РП православная культура 4 класс

Приложение
к основной образовательной программе начального общего образования, утвержденной
приказом №232/01-02 от 28.08.2020г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каменская средняя общеобразовательная школа»
(МБОУ «Каменская СОШ»)

Рабочая программа учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Православная культура»
уровень начального общего образования
срок реализации программы 1 год

Составитель:
учитель начальных классов
Горбачева Екатерина Сергеевна

Планируемые результаты изучения учебного предмета
Требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с
требованиями ФГОС и примерной программой по предмету.
Курс «Основы православной культуры» направлен на достижение учениками
личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и
предметных результатов.
В соответствии с требованиями ФГОС воспитательный результат освоения курса
подразумевает «духовно-нравственные
приобретения,
которые
получил
школьник вследствие участия в той или иной деятельности».
Личностными результатами изучения основ православной культуры является
воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуальноличностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение
к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость,
уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия,
самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов,
толерантность, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).
Метапредметными результатами изучения основ православной культуры является
освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках
образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять
учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его
для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую
корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).
Предметными результатами изучения основ православной культуры являются
доступные по возрасту начальные сведения о соответствующей религии, её истории,
традициях, нравственных ценностях, выдающихся представителях. Освоение учениками
российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимание
религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного,
духовного единства российской жизни; знания, понимания и принятия личностью ценностей:
Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа
России. Получат элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Личностные результаты
У
выпускника
сформированы:

Метапредметные результаты

будут Регулятивные универсальные учебные
действия
Выпускник научится:

• Учебнопознавательный
интерес
к
новому
учебному
материалу
и
способам решения новой
задачи;

•

анализировать
предлагаемую
информацию, планировать предстоящую
практическую
работу,
осуществлять
корректировку хода практической работы,
самоконтроль выполняемых практических

Предметные
результаты
Выпускник научится:

• понимание
значения
нравственности, веры
и религии в жизни
человека и общества;
• знание,
понимание
и
принятие личностью

•

ориентация
на
понимание причин успеха в
учебной деятельности, в
том числе на самоанализ и
самоконтроль результата,
на анализ соответствия
результатов
требованиям
конкретной
задачи,
на
понимание предложений и
оценок
учителей,
товарищей, родителей и
других людей;

действий;

•

учитывать выделенные учителем
ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;

•

определять общую цель в совместной
деятельности и пути её достижения,
договариваться о распределении функций и
ролей, осуществлять взаимный контроль в
совместной
деятельности,
адекватно
оценивать
собственное
поведение
и
поведение окружающих;

• адекватно воспринимать предложения
способность
к
самооценке
на
основе и оценку учителей, товарищей, родителей и
критериев
успешности других людей;
учебной деятельности;
• различать способ и результат
•

•

формирование основ
российской
гражданской идентичности,
чувства гордости за
свою
Родину,
российский народ
и
историю
России,
осознание
своей
этнической
и
национальной
принадлежности;
• формирование
ценностей
многонационального
российского общества;

действия.
Выпускник

получит

возможность

научиться:

•

в сотрудничестве
с
ставить новые учебные задачи;

• преобразовывать
задачу в познавательную;
•

проявлять

учителем

практическую
познавательную

инициативу в учебном сотрудничестве;

•

самостоятельно
учитывать
выделенные учителем ориентиры действия
в новом учебном материале;

•

самостоятельно
адекватно
оценивать
правильность
выполнения
• становление
и
вносить
необходимые
гуманистических
и действия
коррективы
в
исполнение
как
по ходу его
демократических
реализации, так и в конце действия.
ценностных ориентаций;
универсальные
• учащиеся
получат Познавательные
возможность
оценивать
поступки как «хорошие»
или
«плохие», разрешая
моральные
противоречия
на
основе общечеловеческих
ценностей и российских
ценностей, в том числе
человеколюбия, уважения к
труду, культуре;

•

принятие и освоение

учебные действия Выпускник научится:

•

осуществлять запись (фиксацию)
выборочной информации, в том числе с
помощью инструментов ИКТ;

•

овладеет
начальными
формами
познавательных универсальных учебных
действий
–
исследовательскими
и
логическими:
наблюдения,
сравнения,
анализа, классификации, обобщения;

•

строить
устной и

сообщения

в

ценностей:
Отечество,
семья,
религия - как основы
религиознокультурной традиции
многонационального
народа России;
• знакомство с
основными нормами
светской
и
религиозной морали,
понимание
их
значения
в
выстраивании
конструктивных
отношений в семье и
обществе;

• формирование
первоначальных
представлений
о
Православии и его
роли в культуре,
истории
и
современности
России;
общие
представления
об
исторической роли
Православия в
становлении
российской
государственности;
• формирование
первоначального
представления
об
отечественной
религиознокультурной
традиции
как
духовной
основе
многонационального
многоконфессиональн
ого народа России;
• осознание
ценности человеческой
жизни;
• знание
важнейших
страниц
истории
Отечества,
выдающихся имён в

социальной
роли письменной форме;
обучающегося,
развитие
• осуществлять анализ объектов с
мотивов
учебной выделением
существенных
и
деятельности
и
несущественных признаков;
формирование личностного
• осуществлять синтез как составление
смысла учения;
целого из частей;
• развитие
• проводить
сравнение
и
самостоятельности
и
личной ответственности за классификацию по заданным критериям;
свои поступки на основе
• устанавливать
причиннопредставлений
о следственные связи в изучаемом круге
нравственных
нормах,
явлений;
социальной справедливости
• устанавливать аналогии.
и свободе;
Выпускник получит
возможность
• развитие этических
чувств – стыда, вины, научиться:
совести как регуляторов
• осуществлять расширенный поиск
морального поведения;
информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
• выраженной
устойчивой
учебнопознавательной
мотивации учения;

•

осознанно и произвольно строить
сообщения в устной и письменной форме;

•

истории
России,
святынь земли Русской
и
знаменитых
памятников
православной
культуры России;

•

становление
внутренней установки
личности
поступать
согласно
своей
совести;

•

воспитание
нравственности,
основанной на
свободе
совести
и
вероисповедания,
духовных
традициях
народов России;

• нравственная
оценка
поведения
исторических лиц,
героев художественных
произведений
и
фольклора с точки
зрения соответствия
нравственным
ценностям;

осуществлять
выбор
наиболее
• развитие
эффективных способов решения задач в
доброжелательности
и зависимости от конкретных условий;
эмоциональнонравственной
• строить логическое рассуждение,
отзывчивости,
включающее
установление
понимания
и
причинноследственных связей.
сопереживания
Коммуникативные
универсальные
чувствам других людей;
•
получат
учебные действия Выпускник научится:
• развитие
возможность
адекватно
использовать приобрести базовые
начальных форм регуляции •
коммуникативные, прежде всего речевые,
умения работы с
своих эмоциональных
средства
для
решения
различных
состояний;
ИКТ-средствами,
коммуникативных задач;
поиска информации в
• расширить,
•
допускать
возможность электронных
систематизировать и
существования у людей различных точек источниках
и
углубить
исходные
зрения, в том числе не совпадающих с его контролируемом
представления
собственной, и ориентироваться на позицию Интернете, научатся
о природных
партнёра в общении и
создавать сообщения в
и
социальных
взаимодействии;
виде текстов, аудио и
объектах и явлениях как
учитывать
разные
мнения
и видеофрагментов,
компонентах единого мира; •
стремиться к координации различных готовить и проводить
• приобрести целостный
небольшие
позиций в сотрудничестве;
взгляд на мир в его
презентации
в
• формулировать собственное мнение и
органичном единстве и
поддержку
разнообразии
природы, позицию;
собственных
народов,
культур
и
• договариваться и приходить к общему
сообщений.
религий.

решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения
интересов;

•

строить понятные для партнёра
высказывания, учитывающие, что партнёр
знает и видит, а что нет;

•

задавать вопросы.
Выпускник получит

возможность

научиться:

•

учитывать и координировать в
сотрудничестве позиции других людей,
отличные от собственной;
• учитывать
разные
мнения
и
интересы и обосновывать собственную
позицию;

•

проявлять уважение и готовность
выполнять
совместно
установленные
договорённости и правила, в том числе
правила
общения
со
взрослыми
и
сверстниками в официальной обстановке,
участвовать
в
коллективной
коммуникативной
деятельности
в
информационной образовательной среде;
• задавать вопросы, необходимые для
организации собственной
• деятельности и сотрудничества с
партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и
оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
• адекватно использовать речевые
средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач.

Основные задачи курса «Основы православной культуры»:
• знакомство учащихся с основами православной культуры. Развитие
представлений учащихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной
жизни личности, семьи, общества;
Освоение школьниками учебного содержания данного модуля, входящих в учебный
курс, должно обеспечить:
• понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в
жизни человека и общества;
• формирование первоначальных представлений об основах религиозных
культур и светской этики;

• формирование уважительного отношения к разным духовным и светским
традициям;
• знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие,
миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального
народа России;
• укрепление средствами образования преемственности поколений на основе
сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Данный модуль комплексного курса ОРКСЭ — «Основы православной культуры» —
изучается учениками 4 классов с их согласия и по выбору родителей.
К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса
«Основы православной культуры» относятся:
• взаимные вопросы и задания групп;
• взаимообъяснение;
• беседа;
• интервью; • драматизация (театрализация).
Используются сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят
через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими
связующими звеньями:
• составление словаря терминов и понятий;
• составление галереи образов;
• использование информационных технологий.
Задания на дом в процессе изучения курса должны имеют творческий, поисковый или
проблемный характер. Предусмотрена подготовка и презентация итоговых творческих
проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и
коллективными. Учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал,
освоить его в творческой форме.
Структура курса.
Первый тематический блок курса состоит из двух общих для всех модулей уроков.
Они содержательно раскрывают темы «Россия - наша Родина» и «Духовные ценности
человечества. Культура. Религия». Первые уроки очень важны для объяснения целей и задач
нового предмета, они задают общее направление в изучении всего. Ключевыми словами
первых уроков, которые потом последовательно раскрываются в разделах курса и темах
последующих уроков, выступают: Родина, Отечество, род, семья; планета, красота, гармония;
жизнь, мир, человек; история, цивилизация, культура, традиции, духовность, религия, этика.
Уроки позволяют поднять проблемы идентичности личности, воспитания
патриотизма, толерантности. Понятие «идентичность» сегодня широко используется и
учеными, и педагогами-практиками. В самом общем понимании оно означает осознание
человеком своей принадлежности к какой-либо группе, позволяющее ему определить свое
место в социокультурном пространстве и свободно ориентироваться в окружающем мире.
Именно в такой логике выстроен первый общий урок. Наша Родина - Россия –

рассматривается как часть мирового сообщества, нашей планеты; а каждый человек,
живущий на планете, – как представитель своей семьи, народа, всего человечества. Ученики
от образа мира в представлении древних людей – мирового дерева – «проходят путь» до
собственного родословного древа, определяя таким образом свое место, место каждого
человека, живущего на планете, в системе мироустройства.
Второй общий урок называется «Духовные ценности человечества. Культура.
Религия». Учащиеся 4 класса уже знакомы с понятием «культура» из уроков окружающего
мира. В данном учебном комплексе авторы опирались на это знание и постарались
расширить его. Урок посвящен раскрытию содержания понятий религиозной и светской
культуры и их взаимосвязи. И религия, и этика предлагают человеку свое видение мира через
ответы на важнейшие – вечные вопросы человечества о смысле жизни, о роли человека,
представлении о нравственном законе, по которому живут люди, если они хотят жить в мире
и согласии между собой.
Культура всегда связана с историей, подразумевает непрерывность нравственной,
интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества – огромный,
насчитывающий тысячелетия путь, который она прошла через различные исторические
эпохи, впитывая в себя элементы национальных культур. Такое широкое понимание
культуры важно для процесса само идентификации школьников как представителей всего
человечества, своей страны, национальной, этнической, религиозной общности. Важным в
УМК является то, что понимание человеческой культуры передается через призму истории
всего человечества, через его развитие, что требует раскрытия связи современности с
прошлым. Материал учебников подобран таким образом, чтобы школьники узнали и смогли
представлять себе, как жили наши предки, представители различных сообществ, раньше и
как живут сейчас; какой мир их окружал и окружает; каковы были и есть сегодня их
ценности и нравственные основы; почему они поступали и поступают так, а не иначе; каков
был и есть их язык, быт, обычаи, одежда, привычки, ритуалы, традиции, обряды – все, что
составляет их образ жизни.
Поэтому в предлагаемом УМК авторы уделили достаточно внимания истории
человечества и цивилизационной роли религии в ней: об этом говорится и в первых общих
уроках.
В содержание «Основ православной культуры» включен материал о том, как и почему
пришло на Русь православие, как появились первые православные храмы, о создании
славянской азбуки и т. д.
Религиозную культуру составляют традиции почитания Бога. Она включает в себя
религиозные тексты (священные книги, молитвы, законы), религиозные обряды (ритуалы,
правила поведения и запреты), религиозное искусство (архитектуру, музыку, живопись).
Изучая духовную, религиозную историю и культур, школьники обязательно должны
сначала понять истоки этой культуры. Человеческая цивилизация, религиозная культура дали
человечеству основы морали и правовых отношений, сформировали эстетические и
нравственные идеалы, являлись источником вдохновения, обеспечивали разнообразие тем и
сюжетов в творческой деятельности. Этические, религиозные учения всегда были в центре
культуры: они отражали стремление человека к самосовершенствованию, к духовно и

эстетически осмысленной организации окружающего предметного мира и человеческого
общества, служили ориентирами в духовных поисках и в художественном творчестве.
Религиозная и светская культура, основные ценности человечества представлены в учебном
материале не только через высокие идеи, но и через традиции, язык, через быт людей,
поскольку он и является реальной жизнью представителей каждой культуры, знакомство с
которой дает возможность увидеть, услышать, почувствовать, осязать эту культуру.
В «Основах православной культуры» особое внимание уделено истории принятия
христианства на Руси; рассказам об особо значимых для русского православия исторических
лицах (князь Владимир, Кирилл и Мефодий, Сергий Радонежский, Серафим Саровский и
др.); тем ценностям, которые составляют суть православия: любви, прощению, милосердию;
учению о душе; понятию священного и святого в христианстве. С введением образов
подростка Вани и старца-монаха затрагивается близкая многим школьникам тема
одиночества и возможности ее решения.
Поскольку именно православию принадлежит культурообразующая роль в нашей
стране, это также нашло отражение в содержании данного учебника. Так, в тематике многих
уроков делается акцент на связи православной культуры со светской жизнью и народными
обычаями, в которых нашли отражение традиции православной культуры (уроки про
колокола, православные праздники, образ Христа в русском изобразительном искусстве и
др.).
Система оценки достижений учащихся.
В ходе изучения предмета предусмотрена проектная деятельность обучающихся,
поэтапная подготовка к ним и защита проектов на основе изученного материала.
Тематику проектов предлагает учитель либо выбирают сами учащиеся после изучения
отдельных тем или целого тематического блока. В зависимости от сложности темы
творческие задания (творческие проекты) могут носить индивидуальный или коллективный
характер.
Примерные темы творческих работ:
1. Темы сочинений:
«Как я понимаю православие».
«Что такое этика?»
«Значение религии в жизни человека и общества».
«Православный храм как произведение архитектуры».
«Экскурсия в православный храм».
«Православные святыни».
«Шедевры православной культуры».
«Православные праздники».
«Крещение Руси как начало великой русской культуры».
«Может ли христианское отношение к природе помочь решению экологической
проблемы?»
«Какие особые убеждения христиан укрепляют их в делании добра?»

«Возможен ли подвиг в мирное время?»
«Мое отношение к людям».
«Мое отношение к России».
«С чего начинается Родина».
«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества».
«Мой дедушка – защитник Родины».
«Мои друзья – люди разных национальностей и вероисповеданий».
2. Темы исследовательских работ:
Как христианство пришло на Русь.
Христианское отношение к природе.
Святые в отношении к животным.
Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых благоверных князей
Александра Невского, Дмитрия Донского или других).
В ходе подготовки проекта, учащиеся получают возможность обобщить ранее
изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной
форме. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося за
весь курс.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Курс «Основы православной культуры» обеспечивает духовно-нравственное развитие
обучающихся на основе их приобщения к общечеловеческим ценностям, к базовым
российским ценностям, в том числе традиционным религиозным ценностям, ценностям
семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы. Через аксиологический
контекст, в знакомстве с основными ценностями культуры народов нашей страны,
этическими нормами общества – светскими и религиозными – происходит осознание
ребенком себя как самоценной личности и как части человеческой общности, формирование
гражданской идентичности, патриотизма, толерантности и других нравственных качеств.
Решение
задач
нравственного
воспитания
подрастающего
поколения
предусматривает понимание необходимости более широкой его трактовки, недопустимости
сведения его только к узконациональным, групповым, корпоративным, иным интересам;
ориентации его на универсальную этику, которая включает в себя безусловные ценности,
содержащиеся во всех культурах и принимаемые представителями всех этносов, социальных
групп и классов, верующими разных конфессий и атеистами. В то же время нравственное
воспитание человека невозможно без опоры на традиционные (этнические, национальные,
религиозные) духовные ценности. Именно такое сочетание должно быть положено в основу
жизнедеятельности современного человеческого общества и эффективного диалога между
разными государствами, группами и сообществами. Поэтому представляется обоснованным
акцентирование внимания на понятии «ценности» и ценностно-смысловой сфере в процессе
духовно-нравственного воспитания школьников.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России», являющейся составной частью Федеральных государственных образовательных

стандартов начального общего и основного общего образования, направления организации
духовно-нравственного развития и воспитания учащихся определены следующим образом:
• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и
обязанностям человека через формирование таких ценностей, как любовь к России, своему
народу, своему краю;
• служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и
правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям,
институтам государства и гражданского общества;
• воспитание нравственных чувств и этического сознания через присвоение таких
ценностей, как: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие;
честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие,
ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о
старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о
вере, духовной культуре и светской этике;
• воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни через
присвоение таких ценностей, как: труд; творчество и созидание; стремление к познанию и
истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость; трудолюбие;
• воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое
воспитание) через присвоение таких ценностей, как: родная земля; заповедная природа;
планета Земля;
• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений
об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) через присвоение таких
ценностей, как: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие,
самовыражение в творчестве и искусстве.
Психологические механизмы формирования ценностной сферы личности
базируются на параллельно развивающихся, взаимосвязанных процессах: усвоение
типического опыта и накопление опыта индивидуального. То есть присвоение ребенком
ценностей происходит, с одной стороны, через имитацию моделей поведения, отношений,
оценок явлений действительности, принятых в его социуме, через идентификацию себя со
своей семьей, друзьями, кругом общения, нацией, этносом. С другой стороны, ценности
присваиваются через личную деятельность (дорого то, что я сам придумал, создал, смог и т.
д.), через самовоспитание, через переживания, через привычку к тому или иному способу
оценки, отношения, поведения.
Именно с целью раскрытия этих ценностей отбирался и выстраивался материал
учебника «Основы православной культуры» в данном учебно-методическом комплексе.
Содержание тем учебного курса
Принципы определения содержания программы «Основы православной культуры»:
• принцип исторического соответствия религиозным традициям России;
• принцип культуросообразности;
• принцип личностно-ценностного
индивидуальных особенностей ребенка);

соответствия

(учет

возрастных

и

• принцип содержательных обобщений;
• принцип укрупнения дидактических единиц.

Содержание учебного предмета
4 класс (1 ч. в неделю; 33 часа)
Раздел 1. Знакомство с новым предметом (2 ч.)
1.Россия – наша Родина.
Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Представления о мире в
древности. Образ мирового дерева. Историческая связь поколений. Значение семьи в жизни
человека и человечества. Родословная. Родословное древо.
2.Духовные ценности человечества. Культура. Религия.
Культура и духовные ценности человечества. Общие духовные ценности народов,
населяющих Россию. Религия. Древние представления о Вселенной и богах. Языческие
верования. Наиболее распространенные в современном мире и традиционные для России
религии: христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Религиозная культура: религиозные
тексты, религиозные обряды, религиозное искусство. Священные тексты, сооружения и
предметы, религиозные практики разных религий. Вечные вопросы человечества. Религия и
наука. Этика как часть философии. Нравственный закон в светской и религиозной жизни.
Раздел 2. Введение в православную культуру (30 ч.)
1.Человек и Бог в православии. Кого православная культура называет Творцом. Какие
дары получили от Творца люди. Как вера влияет на поступки человека. Вечные вопросы
человечества.
2.Православная молитва. Молитва и ее смысл для верующих. Виды молитв. Молитвыпросьбы. Правила молитвы. Значение совместной молитвы в храме для православных
верующих. Молитвы в повседневной жизни православных верующих. Православная молитва
перед учением.
3.Библия и Евангелие. Библия как источник знаний, мудрости и нравственности.
Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Основное содержание: святые в христианской
традиции. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Создание славянской азбуки и
распространение Евангелия среди славянских народов. Библия — священная книга
христианства. Ветхий Завет и Новый Завет.
4.Проповедь Христа. Что такое проповедь (Нагорная проповедь). Как христиане
относятся к мести, и почему. Чему учил Христос. Смысл проповедей Христа. Ученики
Иисуса Христа. Что является духовными сокровищами. Какое богатство христиане считают
истинным и вечным.
5.Христос и Его крест. События, предшествующие рождению Иисуса Христа.
Благовещение. События жизни Иисуса Христа. Рождество, детство и юность, начало
проповеднической деятельности. Деяния Иисуса Христа. Чудеса. Предательство Иуды.

Распятие. Воскресение. Вознесение. Апостолы и их проповедническая деятельность.
Христианские представления об Иисусе Христе как Спасителе.
6.Пасха. Пасха – главный христианский праздник. Великий пост. Правила Великого
поста. Смысл поста для православных верующих. Подготовка к Пасхе. Традиционные
пасхальные блюда. Пасхальная служба в храме. Крестный ход. Пасхальные колокольные
звоны.
7.Православное учение о человеке. Чем человек отличается от животного. Что такое
«внутренний мир» человека. В чём заключается свобода для христианина. Как Библия
рассказывает о происхождении души христианина.
8.Совесть и Раскаяние.
9.Заповеди. Что христиане считают добром, злом, грехом, что такое совесть,
раскаяние, покаяние. Христианские заповеди. Совесть. Божественное происхождение
заповедей согласно христианскому учению. Значение заповедей. Смысл заповедей. Заповеди
об отношении к Богу. Заповеди об отношении человека к себе и другим людям. Любовь как
основа всех заповедей. Совесть в системе нравственных ценностей православия.
10.Милосердие и сострадание. Кого христиане называют «ближним». Как христианин
должен относиться к людям. Милосердие как нравственное качество и христианская
добродетель. Житие Николая Чудотворца. Подвиги любви к ближнему. Что нужно делать
человеку, чтобы стать милосердным. Какие существуют дела милосердия.
11.Золотое правило этики. Что такое «этика». Главное правило человеческих
отношений. Почему главное правило этики называется «золотое».
12.Храм. Храм как культурно-историческое наследие. Значение храма в жизни
православных верующих. Традиции строительства храмов на Руси. Храмы как произведения
архитектуры и искусства. Различное и общее во внешнем облике православных храмов.
Правила поведения в храме. Забота государства и Русской Православной Церкви о
сохранении шедевров православной архитектуры и искусства. Каноны строительства храма.
Строительство новых храмов. Внутреннее строение и убранство храма.
13.Икона. Фрески и иконы в храме. Фрески. Технология, правила и традиции создания
фресок. Икона как особый священный предмет для православных верующих. Назначение
иконы. Отношение верующих к иконе. Чудотворные иконы. Фрески и иконы как
произведения искусства и культурное достояние России. Андрей Рублев. Особенности
изображения на иконе фигур и фона. Детали изображения на иконе. Система символов в
иконописи. Символика цвета и света в иконописи.
14-15. Творческие работы учащихся.
16.Как христианство пришло на Русь. Принятие христианства на Руси. Летописные
свидетельства о крещении Руси. Представления о Боге в христианстве. Представление о
сотворении мира в христианстве. Первые люди, грехопадение Адама и Евы, появление в
человеческой жизни страданий и зла. Иисус Христос. Православие. Распространение
православия в мире. Православие как традиционная религия России.

17.Подвиг. Что такое подвиг, что такое жертвенность. Пример подвижнической жизни
архиепископа Луки Войно-Ясенецкого. Ценности, ради которых люди жертвуют своим
временем, здоровьем, даже жизнью.
18.Заповеди блаженств. Что делает христианина счастливым. Почему христиане
благодарны Иисусу Христу. Текст Заповедей Блаженства
19.Зачем творить добро? Свобода воли и проблема выбора как нравственная
проблема. Ответственность человека за свой выбор и свои поступки. Забота человека о своей
душе. Нравственные поступки. Любовь, уважение и терпение как основа человеческих
взаимоотношений. Прощение, умение прощать.
20.Чудо в жизни христианина. Православие о Божием суде. Чудеса, совершенные
Иисусом Христом согласно Евангелию. В чём состоит христианское учение о Святой
Троице. Что такое христианские добродетели и в чём они проявляются. Почему христиане
верят в бессмертие. Творение добра. Как вера в Божий суд влияет на поступки христиан.
21.Таинство причастия. Церковные таинства, их смысл и значение для верующих.
Таинство крещения. Обряд крещения в православной традиции. Смысл обряда крещения.
Наречение имени в православной традиции. Таинство миропомазания. Смысл обряда
миропомазания. Таинство покаяния. Таинство причащения. Происхождение и смысл
таинства причащения. Таинство брака. Обряд венчания в православной традиции. Обрядовая
и духовная составляющие церковных таинств.
22.Монастырь. Монастыри в истории Древней Руси. Внешний вид православного
монастыря. Стены и надвратная церковь. Защитные функции монастыря в военное время.
Монашество как духовный подвиг. Монашеский постриг и монашеские обеты. Правила
монашеской жизни, монастырский устав. Послушания. Архитектурный ансамбль монастыря.
Монастыри как центры культуры, просвещения и благотворительности. Монастыри как
объекты культурного наследия. Монашество в православной традиции.
23.Отношение христианина к природе. Какие качества делают человека «выше»
природы. Какую ответственность несёт человек за сохранение природы. В чём проявляется
милосердное отношение к животным. Почему человек стал оказывать губительное
воздействие на природу?
24.Христианская семья. Основа семьи в православной традиции. Почему заключение
брака в церкви называется «венчание». День семьи, любви и верности – светский и
церковный праздник. Служение в семье. Долг членов семьи по отношению друг к другу.
Послушание и смирение как христианские добродетели.
25.Защита Отечества. Имена и подвиг святых защитников Родины. Когда война
бывает справедливой. Когда против общих недругов России вместе сражались разные
народы. Какие поступки недопустимы даже на войне. Монахи-воины. Пересвет и Ослябя.
Поединок Пересвета с Челубеем.
26.Христианин в труде. Какие заповеди получили первые люди от Творца. Что такое
первородный грех. Что такое пост, и для чего он нужен христианину. Какие дела может
совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины.

27.Любовь и уважение к Отечеству. Главные ценности для человека, к какой бы
национальности или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь,
культура. Благотворительность и милосердие в православной традиции. Подвиги любви.
Жертвенность как основа любви. Защита Родины.
28-30 Творческие работы учащихся
Раздел 3. Подведение итогов курса (1 час).
Творческая деятельность учащихся. В ходе изучения предмета предусмотрена
проектная деятельность обучающихся, поэтапная подготовка к ним и защита проектов на
основе изученного материала. В зависимости от сложности темы творческие задания
(творческие проекты) могут носить индивидуальный или коллективный характер.
Тематическое планирование
4 класс
33 часа

Раздел 1. «Россия – наша Родина»

Кол-во
часов
2

Раздел 2. «Основы православной культуры»

30

№

Содержание

1.

Человек и Бог в православии.

1

2.

Православная молитва.

1

3.

Библия и Евангелие.

1

4.

Проповедь Христа.

1

5.

Христос и Его крест.

1

6.

Пасха.

1

7.

Православное учение о человеке.

1

8.

Совесть и Раскаяние.

1

9.

Заповеди.

1

10.

Милосердие и сострадание.

1

11.

Золотое правило этики.

1

12.

Храм.

1

13.

Икона.

1

14-15.

Творческие работы учащихся.

2

16.

Как христианство пришло на Русь

1

17.

Подвиг.

1

18.

Заповеди блаженств.

1

19.

Зачем творить добро?

1

20.

Чудо в жизни христианина. Православие о Божием суде.

1

21.

Таинство причастия.

1

22.

Монастырь

1

23.

Отношение христианина к природе.

1

24.

Христианская семья.

1

25.

Защита Отечества.

1

26.

Христианин в труде.

1

27.

Любовь и уважение к Отечеству.

1

28-30

Творческие работы учащихся

2

Раздел 3. «Подведение итогов курса»

1
Итого часов:

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».