РП светская этика 4 класс

Приложение
к основной образовательной программе начального общего образования, утвержденной
приказом №232/01-02 от 28.08.2020г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каменская средняя общеобразовательная школа»
(МБОУ «Каменская СОШ»)

Рабочая программа учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Светская этика»
уровень начального общего образования
срок реализации программы 1 год

Составитель:
учитель начальных классов
Горбачева Екатерина Сергеевна

1

Планируемые результаты изучения учебного предмета
Учащийся научится:
–

раскрывать содержание основных составляющих российской светской
(гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и
свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к
природе,

историческому

и

культурному

наследию

народов

России,

государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные
праздники, трудовая мораль, этикет и др.);
–

на примере российской светской этики понимать значение нравственных
ценностей, идеалов в жизни людей, общества;

–

излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни
людей и общества;

–

соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской
(гражданской) этики;

–

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение;
готовить сообщения по выбранным темам.

Учащийся получит возможность научиться:
–

развивать

нравственную

рефлексию,

совершенствовать

морально-

нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе
общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;
–

устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики
и поведением людей, общественными явлениями;

–

выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и
культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных
интересов сограждан;

–

акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения
при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего
образования.
Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России;
2

- Формирование семейных ценностей;
- Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех
народов;
- развитие

этических

чувств,

доброжелательности

и

эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
– совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему);
– совместно с учителем составлять план решения проблемы;
– работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять
ошибки с помощью учителя;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу
других учащихся.
Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на
этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений
(учебных успехов). Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний:
самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной
задачи в один шаг;
– отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди
предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов;
– добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
(текст, таблица, схема, рисунок и др.);
– читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести «диалог с автором»
(прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять
себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;
определять причины явлений и событий;
– перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план
учебно-научного текста;
3

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в
виде текста, таблицы, схемы.
Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания
учебников, направленные на реализацию 1-й линии развития, а также технология
продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
– доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и
обосновывать её, приводя аргументы;
– слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением,
быть готовым изменить свою точку зрения;
– договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя
разные роли в группе.
Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог), работа в малых группах.

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

4

У выпускника будут

Регулятивные универсальные учебные

сформированы:

действия

•

учебно-познавательный

интерес

к

новому

учебному

Выпускник научится:

•

анализировать предлагаемую

материалу и способам решения информацию, планировать предстоящую
новой задачи;

•

практическую работу, осуществлять

ориентация на понимание корректировку хода практической работы,

причин

успеха

в

учебной самоконтроль выполняемых практических

деятельности, в том числе на действий;
самоанализ

и

самоконтроль

•

учитывать выделенные учителем

результата, на анализ соответствия ориентиры действия в новом учебном
результатов

требованиям материале в сотрудничестве с учителем;

конкретной задачи, на понимание

•

определять общую цель в

Выпускник научится:

•

понимание значения

нравственности, этики и
этикета человека и общества;

•

знание, понимание и

принятие личностью
ценностей: Отечество, семья как основы культурной
традиции многонационального
народа России;

•

знакомство с

основными нормами светской
морали, понимание её

предложений и оценок учителей, совместной деятельности и пути её

значения в выстраивании

товарищей, родителей и других достижения, договариваться о

конструктивных отношений в

людей;

семье и обществе;

•

распределении функций и ролей,
способность к самооценке осуществлять взаимный контроль в

•

формирование

на основе критериев успешности совместной деятельности, адекватно

первоначальных

учебной

оценивать собственное поведение и

представлений об этике и

деятельности;

поведение окружающих;

этикете и их роли в культуре,

•

формирование

российской

основ

•

адекватно воспринимать

гражданской предложения и оценку учителей,

идентичности, чувства гордости за товарищей, родителей и других людей;
свою Родину, российский народ и

•

различать способ и результат

историю России, осознание своей действия.
этнической

и

принадлежности;

национальной Выпускник получит возможность
научиться:

истории и современности
России;

•

осознание ценности

человеческой жизни;

•

знание важнейших

страниц истории Отечества,
выдающихся имён в истории
России;

•

становление

внутренней установки

5

•

формирование

ценностей

многонационального

•

становление

преобразовывать практическую

задачу в познавательную;

•

гуманистических

и

демократических

ценностных

ориентаций;

•

в сотрудничестве с учителем

российского ставить новые учебные задачи;

общества;

•

•

учащиеся

самостоятельно учитывать

получат выделенные учителем ориентиры

возможность оценивать поступки действия в новом учебном материале;
как

«хорошие»

или

«плохие»,

•

своей совести;

•

самостоятельно адекватно

нравственная

оценка

поведения исторических лиц,
героев

проявлять познавательную

инициативу в учебном сотрудничестве;

•

личности поступать согласно

художественных
произведений и фольклора с
точки

зрения

соответствия

нравственным ценностям;

•

получат возможность

разрешая моральные противоречия оценивать правильность выполнения

приобрести базовые умения

на

работы

основе

общечеловеческих действия и вносить необходимые

с

ИКТ-средствами,

ценностей и российских ценностей, коррективы в исполнение как по ходу его

поиска

в

электронных

том

числе

человеколюбия, реализации, так и в конце действия.

уважения к труду, культуре;

•

принятие

и

освоение социальной роли
обучающегося,

развитие

информации

в

источниках

Познавательные универсальные

контролируемом

учебные действия Выпускник

Интернете, научатся создавать

научится:

сообщения в виде текстов,

•

осуществлять запись (фиксацию)

аудио

и

видеофрагментов,

мотивов учебной деятельности и выборочной информации, в том числе с

готовить

и

формирование личностного смысла помощью инструментов ИКТ;

небольшие

презентации

учения;

поддержку

•

•

овладеет начальными формами

развитие самостоятельности познавательных универсальных учебных

проводить

сообщений.

поступки на основе представлений логическими:
о нравственных нормах, социальной наблюдения, сравнения, анализа,

•

классификации, обобщения;

развитие этических чувств –

стыда,

вины,

совести

выраженной

строить сообщения в устной и

как письменной форме;

регуляторов морального поведения;

•

•
•

осуществлять анализ объектов с

устойчивой выделением существенных и

учебно-познавательной мотивации несущественных признаков;
учения;

•

•

развитие
и

эмоционально-нравственной
отзывчивости,

осуществлять синтез как

составление целого из частей;

доброжелательности
понимания

сопереживания чувствам

•

проводить сравнение и

классификацию по заданным критериям;
и

•

в

собственных

и личной ответственности за свои действий – исследовательскими и

справедливости и свободе;

и

устанавливать

причинноследственные связи в изучаемом

6

других людей;

•

круге явлений;

развитие начальных форм

регуляции своих

•

расширить,

систематизировать
исходные
объектах

и
и

осуществлять расширенный поиск

информации с использованием ресурсов
и

углубить

представления

природных

устанавливать аналогии. Выпускник

получит возможность научиться:

эмоциональных состояний;

•

•

о

социальных
явлениях

как

библиотек и сети Интернет;

•

осознанно и произвольно строить

сообщения в устной и письменной форме;

•

осуществлять выбор наиболее

компонентах единого мира;

эффективных способов решения задач в

приобрести целостный взгляд на

зависимости от конкретных условий;

мир в его органичном единстве и

•

строить логическое рассуждение,

разнообразии природы, народов,

включающее установление

культур и религий.

причинноследственных связей.
Коммуникативные универсальные
учебные действия Выпускник
научится:

•

учитывать разные мнения и

стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;

•

формулировать собственное мнение

и позицию;

7

•

деятельности, в том числе в

ситуации столкновения интересов;

•

строить понятные для партнёра

высказывания, учитывающие, что партнёр
знает и видит, а что нет;

•

задавать вопросы.

Выпускник получит возможность
научиться:

•

учитывать и координировать в

сотрудничестве позиции других людей,
отличные от собственной;

•

учитывать разные мнения и

интересы и обосновывать
собственную позицию;

•

проявлять уважение и готовность

выполнять совместно установленные
договорённости и правила, в том числе
правила общения со взрослыми и
сверстниками в официальной обстановке,
участвовать в коллективной
коммуникативной деятельности в
информационной образовательной среде;

•

задавать вопросы, необходимые для

организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;

•

осуществлять взаимный контроль и

оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;

•

адекватно использовать речевые

средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач.

8

Содержание курса
Модуль «Основы светской этики» (33 часа)
Учебный модуль «Основы светской этики» имеет логическую завершённость по
отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в
себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как
самостоятельный учебный компонент.
Содержание модуля учебного курса организовано в рамках четырёх основных
тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех
учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные
ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический
раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и
третий тематические разделы (уроки 2—29), дифференцируют содержание учебного курса
применительно к каждому из учебных модулей.
Введение в предмет. Народы России, их духовно-нравственная культура. Учебник
«Основы светской этики», его структура. Истоки вежливых слов. Значение вежливости.
Россия – Родина моя Понятие Родины. Древняя Русь. Происхождение названий Русь,
русские. Наша Родина – Россия, ее географическое положение, природа, население.
Радушие и доброжелательность россиян. Россия – многонациональное государство.
Национальность и раса. Древние города России, их памятники культуры.
Этика и этикет. Понятия этика, мораль (нравственность). Назначение этики, ее
категории. Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормы этикета, их развитие
и совершенствование. Современные правила поведения, манеры поведения человека, их
характеристики
Вежливость. Понятия вежливость, уважение. Происхождение слов здравствуйте,
спасибо, пожалуйста, их значения. Обычай рукопожатия, обычай снимать головной убор.
Этикет приветствия в школе и дома, на улице. Отношение к недостаткам и слабостям
людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи
Добро и зло Понятия добро и зло. Слова с корнем добро. Добра и зло в русских
народных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация,
мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей.
Проявление тактичности и сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их
последствия. Умение прощать – начало доброго отношения к людям. Благожелательность.
Забота о родных и близких. Бескорыстная помощь нуждающимся в ней людям.
Повседневные проявления доброты
9

Дружба и порядочность. Понятие и проявление дружбы. Роль доверия в укреплении
дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях.
Честность, доброта, порядочность, трудолюбие, понимание, бескорыстие,
справедливость. Взаимопонимание, требовательность и ответственность. Проявление
дружбы в сказках, произведениях детской литературы. Понятия-синонимы друг, приятель,
товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе
Честность и искренность. Понятия честность и искренность. Из истории традиций
по выявлению честности и лжи. Значение выражений о честности («честное слово»,
«честно исполнять свой долг», «жить по совести, честно» и др.). Что значит быть честным
с самим собой, с окружающими. Честность, правдивость и тактичность. Позитивные
качества честности. Искренность - составная часть честности. Честность по выполнению
правил поведения в школе и дома, соблюдению законов
Гордость и гордыня. Понятия гордость и гордыня. Чувство собственного
достоинства человека, самоуважения. Порядочность и скромность. Зазнайство и гордыня,
зависть. Воспитание положительных качеств личности, тренинги. Гордость за хорошие
дела и поступки героев России
Обычаи и обряды русского народа.
Что такое обычай и обряд. Из истории обряда бракосочетания на Руси. Решение
вопросов женитьбы и замужества. Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречи молодых
хлебом - солью. Этикет царского обеда. Особенности бракосочетания в современной
России
Терпение и труд. Значения слова терпение. Что такое труд. Трудовые дела в школе
и дома, их последовательность и систематичность. Постоянные домашние поручения и их
выполнение. Значение труда в жизни человека и общества. Свободный и посильный труд.
Повседневные дела и техника безопасности в работе. Твои любимые дела. Потребность в
труде. Сочетание труда умственного и физического. Учеба – важнейший труд школьника
Семья.

Семья

–

объединение

людей

разного

возраста,

основанное

на

кровнородственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия. Фамилия –
наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной
семье. Крепость и стабильность семьи. Родословная семьи
Семейные традиции.
Традиция – передача из поколения в поколение правил поведения в семье, семейных
обычаев и обрядов. Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание
Сердце матери. Роль матери в семье. День матери в России. Традиция празднования
Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье – нераздельные понятия.
10

Мать – творец человека. Подарить радость маме. Ответственность мамы за своих детей,
помощь детей своим родителям. Бережное отношение детей к родителям, родным и
близким. Подарочный этикет
Правила твоей жизни. Сознательная дисциплина учащихся в школе. Правила
приема пищи в школе. Этикет школьного праздника. Самообслуживание учащихся.
Поддержание порядка и чистоты в школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь детей
родителям. Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников. Особенности
общения детей между собой и с посторонними взрослыми людьми, соблюдение правил
личной безопасности. Внимательное отношение к маленьким детям, престарелым и
инвалидам, помощь им.
Праздники народов России.
Христианские праздники. Происхождение Масленицы. Семь дней Масленицы.
Великий пост. Старинные праздники: Пасха, Рождество Христово, святки, Крещенский
сочельник, Крещение. Праздничный застольный этикет. Курбан-байрам, день Сангхи,
обряды народов, свобода совести
Защитники Отечества. 23 февраля – День защитника Отечества. Состав
Вооруженных сил РФ. Страницы боевой славы Родины с ХIII до ХХ в.: Невская битва,
сражение на Чудском озере, Куликовская битва, борьба с поляками в ХVII в., подвиги
полководца А.В. Суворова, Отечественная война1812 г., Великая Отечественная война
1941–1945 гг. Охрана сухопутных, воздушных и водных границ страны. Защита Родины –
долг каждого гражданина РФ, служба в Вооруженных силах РФ – почетная обязанность
каждого мужчины
Итоговое повторение. Основные знания и умения по этике и этикету
Тематическое планирование
4 класс
33 часа
№

Содержание
Знакомство с новым предметом

Кол-во
часов
2

1.

Россия - наша Родина

1

2.

Духовные ценности человечества. Культура. Религия.

1

Знакомство с основами этики
3.

Диалог о философии и этике

7
1

11

4.

Мораль и нравственность

1

5.

Что такое добродетель

1

6.

Учение Аристотеля о добродетелях

1

7.

Нравственные качества

1

8.

Терпение и терпимость

1

9.

Терпение и терпимость

1

Этика о нравственном выборе

8

10.

Суд над Сократом

1

11.

Не совсем обычный урок.

1

12.

Убеждения

1

13.

Нравственный выбор

1

14.

Совесть. Долг

1

15.

Ответственность

1

16.

Этика о воспитании самого себя

1

17.

Календарный год в православии.

1

Этика о добродетелях, справедливости и справедливом
государстве

3

18.

Справедливость

1

19.

Государство, основанное на справедливости

1

20.

Государство. Светская этика.

1

Нравственный закон о человеческой жизни
21.

Совесть. Нравственный закон. Десять заповедей

2223.

Любовь. Заповеди любви

24.

Доброта. Прощение
Этика об отношении людей к друг другу

3
1
2
1
5

25.

Древнегреческие мыслители о дружбе

1

26.

об отношении к другим людям

1

27.

Слова и речь

1

2829.

Милосердие

30.

Не совсем обычный урок. Интересный разговор. «Золотое
правило нравственности»
Как сегодня жить по нравственным законам

2

1
3
12

31.

Подготовка творческих проектов. Нравственные законы в
современном мире

1

32.

Презентация творческих проектов. Альберт Швейцер

1

33.

Этическое учение Л.Н. Толстого.

1
Итого:

33

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».