Приложение
к основной образовательной программе начального общего образования, утвержденной
приказом №232/01-02 от 28.08.2020г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каменская средняя общеобразовательная школа»
(МБОУ «Каменская СОШ»)
Рабочая программа учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Светская этика»
уровень начального общего образования
срок реализации программы 1 год
Составитель:
учитель начальных классов
Горбачева Екатерина Сергеевна
1
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Учащийся научится:
–
раскрывать содержание основных составляющих российской светской
(гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и
свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к
природе,
историческому
и
культурному
наследию
народов
России,
государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные
праздники, трудовая мораль, этикет и др.);
–
на примере российской светской этики понимать значение нравственных
ценностей, идеалов в жизни людей, общества;
–
излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни
людей и общества;
–
соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской
(гражданской) этики;
–
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение;
готовить сообщения по выбранным темам.
Учащийся получит возможность научиться:
–
развивать
нравственную
рефлексию,
совершенствовать
морально-
нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе
общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;
–
устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики
и поведением людей, общественными явлениями;
–
выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и
культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных
интересов сограждан;
–
акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения
при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего
образования.
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России;
2
- Формирование семейных ценностей;
- Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех
народов;
- развитие
этических
чувств,
доброжелательности
и
эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
– совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему);
– совместно с учителем составлять план решения проблемы;
– работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять
ошибки с помощью учителя;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу
других учащихся.
Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на
этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений
(учебных успехов). Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний:
самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной
задачи в один шаг;
– отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди
предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов;
– добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
(текст, таблица, схема, рисунок и др.);
– читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести «диалог с автором»
(прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять
себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;
определять причины явлений и событий;
– перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план
учебно-научного текста;
3
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в
виде текста, таблицы, схемы.
Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания
учебников, направленные на реализацию 1-й линии развития, а также технология
продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
– доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и
обосновывать её, приводя аргументы;
– слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением,
быть готовым изменить свою точку зрения;
– договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя
разные роли в группе.
Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог), работа в малых группах.
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Предметные результаты
4
У выпускника будут
Регулятивные универсальные учебные
сформированы:
действия
•
учебно-познавательный
интерес
к
новому
учебному
Выпускник научится:
•
анализировать предлагаемую
материалу и способам решения информацию, планировать предстоящую
новой задачи;
•
практическую работу, осуществлять
ориентация на понимание корректировку хода практической работы,
причин
успеха
в
учебной самоконтроль выполняемых практических
деятельности, в том числе на действий;
самоанализ
и
самоконтроль
•
учитывать выделенные учителем
результата, на анализ соответствия ориентиры действия в новом учебном
результатов
требованиям материале в сотрудничестве с учителем;
конкретной задачи, на понимание
•
определять общую цель в
Выпускник научится:
•
понимание значения
нравственности, этики и
этикета человека и общества;
•
знание, понимание и
принятие личностью
ценностей: Отечество, семья как основы культурной
традиции многонационального
народа России;
•
знакомство с
основными нормами светской
морали, понимание её
предложений и оценок учителей, совместной деятельности и пути её
значения в выстраивании
товарищей, родителей и других достижения, договариваться о
конструктивных отношений в
людей;
семье и обществе;
•
распределении функций и ролей,
способность к самооценке осуществлять взаимный контроль в
•
формирование
на основе критериев успешности совместной деятельности, адекватно
первоначальных
учебной
оценивать собственное поведение и
представлений об этике и
деятельности;
поведение окружающих;
этикете и их роли в культуре,
•
формирование
российской
основ
•
адекватно воспринимать
гражданской предложения и оценку учителей,
идентичности, чувства гордости за товарищей, родителей и других людей;
свою Родину, российский народ и
•
различать способ и результат
историю России, осознание своей действия.
этнической
и
принадлежности;
национальной Выпускник получит возможность
научиться:
истории и современности
России;
•
осознание ценности
человеческой жизни;
•
знание важнейших
страниц истории Отечества,
выдающихся имён в истории
России;
•
становление
внутренней установки
5
•
формирование
ценностей
многонационального
•
становление
преобразовывать практическую
задачу в познавательную;
•
гуманистических
и
демократических
ценностных
ориентаций;
•
в сотрудничестве с учителем
российского ставить новые учебные задачи;
общества;
•
•
учащиеся
самостоятельно учитывать
получат выделенные учителем ориентиры
возможность оценивать поступки действия в новом учебном материале;
как
«хорошие»
или
«плохие»,
•
своей совести;
•
самостоятельно адекватно
нравственная
оценка
поведения исторических лиц,
героев
проявлять познавательную
инициативу в учебном сотрудничестве;
•
личности поступать согласно
художественных
произведений и фольклора с
точки
зрения
соответствия
нравственным ценностям;
•
получат возможность
разрешая моральные противоречия оценивать правильность выполнения
приобрести базовые умения
на
работы
основе
общечеловеческих действия и вносить необходимые
с
ИКТ-средствами,
ценностей и российских ценностей, коррективы в исполнение как по ходу его
поиска
в
электронных
том
числе
человеколюбия, реализации, так и в конце действия.
уважения к труду, культуре;
•
принятие
и
освоение социальной роли
обучающегося,
развитие
информации
в
источниках
Познавательные универсальные
контролируемом
учебные действия Выпускник
Интернете, научатся создавать
научится:
сообщения в виде текстов,
•
осуществлять запись (фиксацию)
аудио
и
видеофрагментов,
мотивов учебной деятельности и выборочной информации, в том числе с
готовить
и
формирование личностного смысла помощью инструментов ИКТ;
небольшие
презентации
учения;
поддержку
•
•
овладеет начальными формами
развитие самостоятельности познавательных универсальных учебных
проводить
сообщений.
поступки на основе представлений логическими:
о нравственных нормах, социальной наблюдения, сравнения, анализа,
•
классификации, обобщения;
развитие этических чувств –
стыда,
вины,
совести
выраженной
строить сообщения в устной и
как письменной форме;
регуляторов морального поведения;
•
•
•
осуществлять анализ объектов с
устойчивой выделением существенных и
учебно-познавательной мотивации несущественных признаков;
учения;
•
•
развитие
и
эмоционально-нравственной
отзывчивости,
осуществлять синтез как
составление целого из частей;
доброжелательности
понимания
сопереживания чувствам
•
проводить сравнение и
классификацию по заданным критериям;
и
•
в
собственных
и личной ответственности за свои действий – исследовательскими и
справедливости и свободе;
и
устанавливать
причинноследственные связи в изучаемом
6
других людей;
•
круге явлений;
развитие начальных форм
регуляции своих
•
расширить,
систематизировать
исходные
объектах
и
и
осуществлять расширенный поиск
информации с использованием ресурсов
и
углубить
представления
природных
устанавливать аналогии. Выпускник
получит возможность научиться:
эмоциональных состояний;
•
•
о
социальных
явлениях
как
библиотек и сети Интернет;
•
осознанно и произвольно строить
сообщения в устной и письменной форме;
•
осуществлять выбор наиболее
компонентах единого мира;
эффективных способов решения задач в
приобрести целостный взгляд на
зависимости от конкретных условий;
мир в его органичном единстве и
•
строить логическое рассуждение,
разнообразии природы, народов,
включающее установление
культур и религий.
причинноследственных связей.
Коммуникативные универсальные
учебные действия Выпускник
научится:
•
учитывать разные мнения и
стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
•
формулировать собственное мнение
и позицию;
7
•
деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
•
строить понятные для партнёра
высказывания, учитывающие, что партнёр
знает и видит, а что нет;
•
задавать вопросы.
Выпускник получит возможность
научиться:
•
учитывать и координировать в
сотрудничестве позиции других людей,
отличные от собственной;
•
учитывать разные мнения и
интересы и обосновывать
собственную позицию;
•
проявлять уважение и готовность
выполнять совместно установленные
договорённости и правила, в том числе
правила общения со взрослыми и
сверстниками в официальной обстановке,
участвовать в коллективной
коммуникативной деятельности в
информационной образовательной среде;
•
задавать вопросы, необходимые для
организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
•
осуществлять взаимный контроль и
оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
•
адекватно использовать речевые
средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач.
8
Содержание курса
Модуль «Основы светской этики» (33 часа)
Учебный модуль «Основы светской этики» имеет логическую завершённость по
отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в
себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как
самостоятельный учебный компонент.
Содержание модуля учебного курса организовано в рамках четырёх основных
тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех
учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные
ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический
раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и
третий тематические разделы (уроки 2—29), дифференцируют содержание учебного курса
применительно к каждому из учебных модулей.
Введение в предмет. Народы России, их духовно-нравственная культура. Учебник
«Основы светской этики», его структура. Истоки вежливых слов. Значение вежливости.
Россия – Родина моя Понятие Родины. Древняя Русь. Происхождение названий Русь,
русские. Наша Родина – Россия, ее географическое положение, природа, население.
Радушие и доброжелательность россиян. Россия – многонациональное государство.
Национальность и раса. Древние города России, их памятники культуры.
Этика и этикет. Понятия этика, мораль (нравственность). Назначение этики, ее
категории. Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормы этикета, их развитие
и совершенствование. Современные правила поведения, манеры поведения человека, их
характеристики
Вежливость. Понятия вежливость, уважение. Происхождение слов здравствуйте,
спасибо, пожалуйста, их значения. Обычай рукопожатия, обычай снимать головной убор.
Этикет приветствия в школе и дома, на улице. Отношение к недостаткам и слабостям
людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи
Добро и зло Понятия добро и зло. Слова с корнем добро. Добра и зло в русских
народных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация,
мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей.
Проявление тактичности и сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их
последствия. Умение прощать – начало доброго отношения к людям. Благожелательность.
Забота о родных и близких. Бескорыстная помощь нуждающимся в ней людям.
Повседневные проявления доброты
9
Дружба и порядочность. Понятие и проявление дружбы. Роль доверия в укреплении
дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях.
Честность, доброта, порядочность, трудолюбие, понимание, бескорыстие,
справедливость. Взаимопонимание, требовательность и ответственность. Проявление
дружбы в сказках, произведениях детской литературы. Понятия-синонимы друг, приятель,
товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе
Честность и искренность. Понятия честность и искренность. Из истории традиций
по выявлению честности и лжи. Значение выражений о честности («честное слово»,
«честно исполнять свой долг», «жить по совести, честно» и др.). Что значит быть честным
с самим собой, с окружающими. Честность, правдивость и тактичность. Позитивные
качества честности. Искренность - составная часть честности. Честность по выполнению
правил поведения в школе и дома, соблюдению законов
Гордость и гордыня. Понятия гордость и гордыня. Чувство собственного
достоинства человека, самоуважения. Порядочность и скромность. Зазнайство и гордыня,
зависть. Воспитание положительных качеств личности, тренинги. Гордость за хорошие
дела и поступки героев России
Обычаи и обряды русского народа.
Что такое обычай и обряд. Из истории обряда бракосочетания на Руси. Решение
вопросов женитьбы и замужества. Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречи молодых
хлебом - солью. Этикет царского обеда. Особенности бракосочетания в современной
России
Терпение и труд. Значения слова терпение. Что такое труд. Трудовые дела в школе
и дома, их последовательность и систематичность. Постоянные домашние поручения и их
выполнение. Значение труда в жизни человека и общества. Свободный и посильный труд.
Повседневные дела и техника безопасности в работе. Твои любимые дела. Потребность в
труде. Сочетание труда умственного и физического. Учеба – важнейший труд школьника
Семья.
Семья
–
объединение
людей
разного
возраста,
основанное
на
кровнородственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия. Фамилия –
наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной
семье. Крепость и стабильность семьи. Родословная семьи
Семейные традиции.
Традиция – передача из поколения в поколение правил поведения в семье, семейных
обычаев и обрядов. Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание
Сердце матери. Роль матери в семье. День матери в России. Традиция празднования
Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье – нераздельные понятия.
10
Мать – творец человека. Подарить радость маме. Ответственность мамы за своих детей,
помощь детей своим родителям. Бережное отношение детей к родителям, родным и
близким. Подарочный этикет
Правила твоей жизни. Сознательная дисциплина учащихся в школе. Правила
приема пищи в школе. Этикет школьного праздника. Самообслуживание учащихся.
Поддержание порядка и чистоты в школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь детей
родителям. Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников. Особенности
общения детей между собой и с посторонними взрослыми людьми, соблюдение правил
личной безопасности. Внимательное отношение к маленьким детям, престарелым и
инвалидам, помощь им.
Праздники народов России.
Христианские праздники. Происхождение Масленицы. Семь дней Масленицы.
Великий пост. Старинные праздники: Пасха, Рождество Христово, святки, Крещенский
сочельник, Крещение. Праздничный застольный этикет. Курбан-байрам, день Сангхи,
обряды народов, свобода совести
Защитники Отечества. 23 февраля – День защитника Отечества. Состав
Вооруженных сил РФ. Страницы боевой славы Родины с ХIII до ХХ в.: Невская битва,
сражение на Чудском озере, Куликовская битва, борьба с поляками в ХVII в., подвиги
полководца А.В. Суворова, Отечественная война1812 г., Великая Отечественная война
1941–1945 гг. Охрана сухопутных, воздушных и водных границ страны. Защита Родины –
долг каждого гражданина РФ, служба в Вооруженных силах РФ – почетная обязанность
каждого мужчины
Итоговое повторение. Основные знания и умения по этике и этикету
Тематическое планирование
4 класс
33 часа
№
Содержание
Знакомство с новым предметом
Кол-во
часов
2
1.
Россия - наша Родина
1
2.
Духовные ценности человечества. Культура. Религия.
1
Знакомство с основами этики
3.
Диалог о философии и этике
7
1
11
4.
Мораль и нравственность
1
5.
Что такое добродетель
1
6.
Учение Аристотеля о добродетелях
1
7.
Нравственные качества
1
8.
Терпение и терпимость
1
9.
Терпение и терпимость
1
Этика о нравственном выборе
8
10.
Суд над Сократом
1
11.
Не совсем обычный урок.
1
12.
Убеждения
1
13.
Нравственный выбор
1
14.
Совесть. Долг
1
15.
Ответственность
1
16.
Этика о воспитании самого себя
1
17.
Календарный год в православии.
1
Этика о добродетелях, справедливости и справедливом
государстве
3
18.
Справедливость
1
19.
Государство, основанное на справедливости
1
20.
Государство. Светская этика.
1
Нравственный закон о человеческой жизни
21.
Совесть. Нравственный закон. Десять заповедей
2223.
Любовь. Заповеди любви
24.
Доброта. Прощение
Этика об отношении людей к друг другу
3
1
2
1
5
25.
Древнегреческие мыслители о дружбе
1
26.
об отношении к другим людям
1
27.
Слова и речь
1
2829.
Милосердие
30.
Не совсем обычный урок. Интересный разговор. «Золотое
правило нравственности»
Как сегодня жить по нравственным законам
2
1
3
12
31.
Подготовка творческих проектов. Нравственные законы в
современном мире
1
32.
Презентация творческих проектов. Альберт Швейцер
1
33.
Этическое учение Л.Н. Толстого.
1
Итого:
33
13