Приложение к основной образовательной программе начального общего образования, утвержденной приказом №232/01-02 от 28.08.2020г. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каменская средняя общеобразовательная школа» (МБОУ «Каменская СОШ») Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика» уровень начального общего образования срок реализации программы 1 год Составитель: учитель начальных классов Горбачева Екатерина Сергеевна 1 Планируемые результаты изучения учебного предмета Учащийся научится: – раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.); – на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества; – излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества; – соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики; – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам. Учащийся получит возможность научиться: – развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально- нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики; – устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями; – выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан; – акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования. Личностные результаты Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД: - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; 2 - Формирование семейных ценностей; - Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; - формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: – самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; – совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему); – совместно с учителем составлять план решения проблемы; – работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя; – в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся. Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг; – отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов; – добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.); – читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план; – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий; – перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; – преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста; 3 – преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников, направленные на реализацию 1-й линии развития, а также технология продуктивного чтения. Коммуникативные УУД: – доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; – доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы; – слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения; – договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе. Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), работа в малых группах. Личностные результаты Метапредметные результаты Предметные результаты 4 У выпускника будут Регулятивные универсальные учебные сформированы: действия • учебно-познавательный интерес к новому учебному Выпускник научится: • анализировать предлагаемую материалу и способам решения информацию, планировать предстоящую новой задачи; • практическую работу, осуществлять ориентация на понимание корректировку хода практической работы, причин успеха в учебной самоконтроль выполняемых практических деятельности, в том числе на действий; самоанализ и самоконтроль • учитывать выделенные учителем результата, на анализ соответствия ориентиры действия в новом учебном результатов требованиям материале в сотрудничестве с учителем; конкретной задачи, на понимание • определять общую цель в Выпускник научится: • понимание значения нравственности, этики и этикета человека и общества; • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья как основы культурной традиции многонационального народа России; • знакомство с основными нормами светской морали, понимание её предложений и оценок учителей, совместной деятельности и пути её значения в выстраивании товарищей, родителей и других достижения, договариваться о конструктивных отношений в людей; семье и обществе; • распределении функций и ролей, способность к самооценке осуществлять взаимный контроль в • формирование на основе критериев успешности совместной деятельности, адекватно первоначальных учебной оценивать собственное поведение и представлений об этике и деятельности; поведение окружающих; этикете и их роли в культуре, • формирование российской основ • адекватно воспринимать гражданской предложения и оценку учителей, идентичности, чувства гордости за товарищей, родителей и других людей; свою Родину, российский народ и • различать способ и результат историю России, осознание своей действия. этнической и принадлежности; национальной Выпускник получит возможность научиться: истории и современности России; • осознание ценности человеческой жизни; • знание важнейших страниц истории Отечества, выдающихся имён в истории России; • становление внутренней установки 5 • формирование ценностей многонационального • становление преобразовывать практическую задачу в познавательную; • гуманистических и демократических ценностных ориентаций; • в сотрудничестве с учителем российского ставить новые учебные задачи; общества; • • учащиеся самостоятельно учитывать получат выделенные учителем ориентиры возможность оценивать поступки действия в новом учебном материале; как «хорошие» или «плохие», • своей совести; • самостоятельно адекватно нравственная оценка поведения исторических лиц, героев проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; • личности поступать согласно художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям; • получат возможность разрешая моральные противоречия оценивать правильность выполнения приобрести базовые умения на работы основе общечеловеческих действия и вносить необходимые с ИКТ-средствами, ценностей и российских ценностей, коррективы в исполнение как по ходу его поиска в электронных том числе человеколюбия, реализации, так и в конце действия. уважения к труду, культуре; • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие информации в источниках Познавательные универсальные контролируемом учебные действия Выпускник Интернете, научатся создавать научится: сообщения в виде текстов, • осуществлять запись (фиксацию) аудио и видеофрагментов, мотивов учебной деятельности и выборочной информации, в том числе с готовить и формирование личностного смысла помощью инструментов ИКТ; небольшие презентации учения; поддержку • • овладеет начальными формами развитие самостоятельности познавательных универсальных учебных проводить сообщений. поступки на основе представлений логическими: о нравственных нормах, социальной наблюдения, сравнения, анализа, • классификации, обобщения; развитие этических чувств – стыда, вины, совести выраженной строить сообщения в устной и как письменной форме; регуляторов морального поведения; • • • осуществлять анализ объектов с устойчивой выделением существенных и учебно-познавательной мотивации несущественных признаков; учения; • • развитие и эмоционально-нравственной отзывчивости, осуществлять синтез как составление целого из частей; доброжелательности понимания сопереживания чувствам • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; и • в собственных и личной ответственности за свои действий – исследовательскими и справедливости и свободе; и устанавливать причинноследственные связи в изучаемом 6 других людей; • круге явлений; развитие начальных форм регуляции своих • расширить, систематизировать исходные объектах и и осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов и углубить представления природных устанавливать аналогии. Выпускник получит возможность научиться: эмоциональных состояний; • • о социальных явлениях как библиотек и сети Интернет; • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; • осуществлять выбор наиболее компонентах единого мира; эффективных способов решения задач в приобрести целостный взгляд на зависимости от конкретных условий; мир в его органичном единстве и • строить логическое рассуждение, разнообразии природы, народов, включающее установление культур и религий. причинноследственных связей. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию; 7 • деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; • задавать вопросы. Выпускник получит возможность научиться: • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде; • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. 8 Содержание курса Модуль «Основы светской этики» (33 часа) Учебный модуль «Основы светской этики» имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент. Содержание модуля учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей. Введение в предмет. Народы России, их духовно-нравственная культура. Учебник «Основы светской этики», его структура. Истоки вежливых слов. Значение вежливости. Россия – Родина моя Понятие Родины. Древняя Русь. Происхождение названий Русь, русские. Наша Родина – Россия, ее географическое положение, природа, население. Радушие и доброжелательность россиян. Россия – многонациональное государство. Национальность и раса. Древние города России, их памятники культуры. Этика и этикет. Понятия этика, мораль (нравственность). Назначение этики, ее категории. Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Современные правила поведения, манеры поведения человека, их характеристики Вежливость. Понятия вежливость, уважение. Происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения. Обычай рукопожатия, обычай снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице. Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи Добро и зло Понятия добро и зло. Слова с корнем добро. Добра и зло в русских народных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать – начало доброго отношения к людям. Благожелательность. Забота о родных и близких. Бескорыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневные проявления доброты 9 Дружба и порядочность. Понятие и проявление дружбы. Роль доверия в укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность, трудолюбие, понимание, бескорыстие, справедливость. Взаимопонимание, требовательность и ответственность. Проявление дружбы в сказках, произведениях детской литературы. Понятия-синонимы друг, приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе Честность и искренность. Понятия честность и искренность. Из истории традиций по выявлению честности и лжи. Значение выражений о честности («честное слово», «честно исполнять свой долг», «жить по совести, честно» и др.). Что значит быть честным с самим собой, с окружающими. Честность, правдивость и тактичность. Позитивные качества честности. Искренность - составная часть честности. Честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов Гордость и гордыня. Понятия гордость и гордыня. Чувство собственного достоинства человека, самоуважения. Порядочность и скромность. Зазнайство и гордыня, зависть. Воспитание положительных качеств личности, тренинги. Гордость за хорошие дела и поступки героев России Обычаи и обряды русского народа. Что такое обычай и обряд. Из истории обряда бракосочетания на Руси. Решение вопросов женитьбы и замужества. Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречи молодых хлебом - солью. Этикет царского обеда. Особенности бракосочетания в современной России Терпение и труд. Значения слова терпение. Что такое труд. Трудовые дела в школе и дома, их последовательность и систематичность. Постоянные домашние поручения и их выполнение. Значение труда в жизни человека и общества. Свободный и посильный труд. Повседневные дела и техника безопасности в работе. Твои любимые дела. Потребность в труде. Сочетание труда умственного и физического. Учеба – важнейший труд школьника Семья. Семья – объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия. Фамилия – наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи. Родословная семьи Семейные традиции. Традиция – передача из поколения в поколение правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов. Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание Сердце матери. Роль матери в семье. День матери в России. Традиция празднования Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье – нераздельные понятия. 10 Мать – творец человека. Подарить радость маме. Ответственность мамы за своих детей, помощь детей своим родителям. Бережное отношение детей к родителям, родным и близким. Подарочный этикет Правила твоей жизни. Сознательная дисциплина учащихся в школе. Правила приема пищи в школе. Этикет школьного праздника. Самообслуживание учащихся. Поддержание порядка и чистоты в школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь детей родителям. Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников. Особенности общения детей между собой и с посторонними взрослыми людьми, соблюдение правил личной безопасности. Внимательное отношение к маленьким детям, престарелым и инвалидам, помощь им. Праздники народов России. Христианские праздники. Происхождение Масленицы. Семь дней Масленицы. Великий пост. Старинные праздники: Пасха, Рождество Христово, святки, Крещенский сочельник, Крещение. Праздничный застольный этикет. Курбан-байрам, день Сангхи, обряды народов, свобода совести Защитники Отечества. 23 февраля – День защитника Отечества. Состав Вооруженных сил РФ. Страницы боевой славы Родины с ХIII до ХХ в.: Невская битва, сражение на Чудском озере, Куликовская битва, борьба с поляками в ХVII в., подвиги полководца А.В. Суворова, Отечественная война1812 г., Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Охрана сухопутных, воздушных и водных границ страны. Защита Родины – долг каждого гражданина РФ, служба в Вооруженных силах РФ – почетная обязанность каждого мужчины Итоговое повторение. Основные знания и умения по этике и этикету Тематическое планирование 4 класс 33 часа № Содержание Знакомство с новым предметом Кол-во часов 2 1. Россия - наша Родина 1 2. Духовные ценности человечества. Культура. Религия. 1 Знакомство с основами этики 3. Диалог о философии и этике 7 1 11 4. Мораль и нравственность 1 5. Что такое добродетель 1 6. Учение Аристотеля о добродетелях 1 7. Нравственные качества 1 8. Терпение и терпимость 1 9. Терпение и терпимость 1 Этика о нравственном выборе 8 10. Суд над Сократом 1 11. Не совсем обычный урок. 1 12. Убеждения 1 13. Нравственный выбор 1 14. Совесть. Долг 1 15. Ответственность 1 16. Этика о воспитании самого себя 1 17. Календарный год в православии. 1 Этика о добродетелях, справедливости и справедливом государстве 3 18. Справедливость 1 19. Государство, основанное на справедливости 1 20. Государство. Светская этика. 1 Нравственный закон о человеческой жизни 21. Совесть. Нравственный закон. Десять заповедей 2223. Любовь. Заповеди любви 24. Доброта. Прощение Этика об отношении людей к друг другу 3 1 2 1 5 25. Древнегреческие мыслители о дружбе 1 26. об отношении к другим людям 1 27. Слова и речь 1 2829. Милосердие 30. Не совсем обычный урок. Интересный разговор. «Золотое правило нравственности» Как сегодня жить по нравственным законам 2 1 3 12 31. Подготовка творческих проектов. Нравственные законы в современном мире 1 32. Презентация творческих проектов. Альберт Швейцер 1 33. Этическое учение Л.Н. Толстого. 1 Итого: 33 13