Рабочая программа воспитания 20

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каменская средняя общеобразовательная школа»

ПРИНЯТА

УТВЕРЖАЮ

на педсовете

директор ________________

№

протокола

№ _______

от ___________

приказа

от __________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
воспитания

Каменка - 2020

Раздел 1. Особенности организуемого в школе воспитательного
процесса.

МБОУ «Каменская средняя общеобразовательная школа» расположена
на территории закрытого военного гарнизона, что и обуславливает
особенности её развития.
В школе обучаются дети из п. Камышовка, дети из семей
военнослужащих и дети, чьи родители закончили Каменскую школу и
хорошо знают традиции, историю и специфику воспитательного
процесса учреждения.
Всё это придаёт школе некую семейственность, где деятельность всех
участников воспитательного процесса направлена на воспитание
гражданина-патриота, привитие основных нравственных устоев.
Героико-патриотическое воспитание обучающихся является основным в
МБОУ «Каменская средняя общеобразовательная школа», и это не
случайно, т.к. история школы неразрывно связана с историей в/ч 02511,
основным социальным партнёром ОО. Именно событиям, связанным с
миротворческой деятельностью бригады, школа обязана созданию
Музея Боевой Славы имени Героя России М.Ю. Малофеева, что явилось
ключевым моментом в определении основной направленности
воспитательного процесса школы.
Музей сегодня
является социокультурным центром развития и
воспитания школьников.
Взаимосвязь и сотрудничество с войсковой частью послужили основой
для развития юнармейского движения в школе.

2

Раздел 2. Цель и задачи воспитания
Цель воспитания: создать условия для личностного развития
школьников, проявляющегося в усвоении социально значимых знаний; в
развитии позитивных отношений к этим общественным ценностям, в
приобретении опыта поведения, опыта применения сформированных знаний
и отношений на практике.

Задачи:
1) реализовывать воспитательный потенциал «ключевых»
общешкольных мероприятий (через их планирование, проведение и
анализ);
2) использовать потенциал классного руководства в воспитании
школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в
жизни школы;
3) вовлекать школьников в кружки, секции, клубы и иные объединения,
работающие по школьным программам внеурочной деятельности,
реализовывать их воспитательные возможности;
4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока,
поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с
учащимися;
5) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление как на
уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
6) развивать юнармейское движение в школе и использовать его
воспитательный потенциал;

7)

организовывать

для

школьников

экскурсии,

реализовывать их воспитательный потенциал;
3

походы

и

8) организовывать профориентационную работу со школьниками;
9) использовать медиа ресурсы школы в воспитательных целях;
10) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать
ее воспитательные возможности;
11) организовать работу с
родителями или законными
представителями учащихся, направленную на совместное решение
проблем личностного развития детей;
12) использовать возможности школьного Музея как социокультурного
центра развития и воспитания.

Раздел 3. Виды, формы и содержание деятельности
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела — это главные традиционные общешкольные дела,
в которых принимает участие большая часть школьников и которые
обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются
совместно педагогами и детьми. К таким делам относятся:
✓ День рождения школы (23 сентября)
Данный проект нацелен на изучение истории родной школы,
сохранение
и
приумножение
её
традиций,
воспитание
патриотических чувств к малой родине. В подготовке проекта
принимают участие все классные руководители, обучающиеся, Совет
школьников, Совет школьного Музея, родители.
✓ Осенний кросс
Общешкольное мероприятие для 5 – 11 классов направлено на
воспитание чувства коллективизма, соревновательности, пропаганду
здорового образа жизни. В подготовке к соревнованиям принимают
участие классные руководители (помогают формировать состав
4

команды класса), Совет клуба «Юниор», учителя физической
культуры школы. Ребятам предоставляется возможность проявить и
заявить о себе как в личном первенстве, так и защитить честь класса.
Значимым воспитательным моментом является награждение на
общешкольной линейке победителей в личном первенстве. Такое
завершение способствует
повышению самооценки учащихся,
стремлению к саморазвитию.
✓ Фестиваль сказок
Проект проводится как фестиваль, целью которого является не
соревновательный момент, а приобщение обучающихся 5 – 11
классов к прекрасному. В реализации данного проекта участвуют все
учащиеся или в роли «актёров», режиссёров, сценаристов или в роли
зрителей. На подготовку данного проекта отводится от 10 до 14 дней,
организаторами являются члены Совета школьников.
В ходе
подготовки и реализации проекта воспитывается ответственность,
умение работать в команде, культура выступления и культура
восприятия. После проведения Фестиваля обязательна рефлексия,
которая также является немаловажным воспитательным моментом,
т.к.
помогает
правильно
оценить
уровень
восприятия,
скорректировать вкусовые предпочтения учащихся.
✓ Праздник Осени
Проводится для 1 – 4 классов, целью которого является приобщение
ребят к традициям школы, воспитание уважительного отношения к
окружающим, повышение
уровня воспитанности, культуры
поведения на массовых мероприятиях
✓ Праздничный концерт для мам
Проводится в канун Дня Матери, участниками и организаторами
являются классные руководители, дети 1 – 4 классов, их родители.
Цель –
привитие семейных ценностей, воспитание культуры
поведения в общественных местах.

5

✓ Сбор макулатуры
Общешкольный проект, целью которого является воспитание
бережного отношения к экологии, развитие чувства коллективизма,
бережного отношения к окружающей среде. В данном проекте
участвуют
все учащиеся класса, их родители, классные
руководители. Результат участия – благодарственные записи в
дневники, грамоты, подарки.
✓ Фестиваль танцев
Проект для 5 – 11 классов является КТД, в подготовке которого
принимают участие члены Совета школьников, классные
руководители, учащиеся 5 – 11 классов, их родители. Фестиваль стал
традиционным мероприятием, которое проводится на протяжении
уже 10 лет, является одним из любимых школьных событий у ребят,
т.к.помогает им реализовывать свои творческие способности,
преодолевать неуверенность в себе, боязнь сцены. Данный проект
воспитывает у учащихся чувство прекрасного через приобщение к
миру музыки и танца. После проведения обязательна рефлексия.
✓ Конкурс строя и песни
Данный проект стал реализовываться с развитием юнармейского
движения в школе. К подготовке и его проведению привлекаются
члены юнармейского отряда, учителя физической культуры,
классные руководители, учащиеся
5 – 11 классов, их родители,
представители в/ч 02511.
Подготовка к нему проходит
на
протяжении 10-14 дней, результаты подводятся на общешкольной
линейке, приуроченной к Дню Защитника Отечества. Проект
направлен на социализацию ребят, воспитание ответственности
перед коллективом, чувства сопричастности с историей родной
страны и Российской Армии.

6

✓ «Вахта Памяти»
Является основополагающей системой мероприятий, направленной
на воспитание учащихся 1 – 11 классов. Цель проведения «Вахты
Памяти» - героико-патриотическое воспитание обучающихся. Вахта
проходит в течение месяца. Все классные руководители, учащиеся,
учителя-предметники, члены Совета школьников и Совета музея,
юнармейцы школы
принимают активное участие во всех
мероприятиях, имеют возможность реализовать творческие
возможности, участвуя в конкурсах чтецов, рисунков, концерте;
проявить спортивные наклонности, участвуя в
Спартакиаде
им.Героя России В.Захарова. Также
проявить свои лидерские
качества в организации Урока Памяти.
В течение проведения «Вахты Памяти» проходят различные
мониторинги, беседы, рефлексии, классные часы, которые помогают
понять необходимость корректировки планов воспитательной
работы, уровень воспитательного момента.
Все, активно участвовавшие в «Вахте Памяти», по результатам
проведения мероприятий награждаются, что также является
немаловажным воспитательным моментом.
Воспитательная работа по данному модулю на индивидуальном
уровне представляет собой:
• вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы
в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков,
исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов,
корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование,
ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.;
• индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении
навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
• наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки,
проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со
сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами
и другими взрослыми;
7

• при необходимости коррекция поведения ребенка через частные
беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими
детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через
предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль
ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
3.2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, классный руководитель, организует:
1) работу с коллективом класса, которая представляет собой:
• инициирование и поддержка участия класса в общешкольных
ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их
подготовке, проведении и анализе мероприятия;
• организация интересных и полезных для личностного развития
ребенка, совместных дел с учащимися вверенного ему класса
(познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовнонравственной, творческой, профориентационной направленности),
позволяющих, с одной стороны, вовлечь в них детей с самыми
разными потребностями и тем самым дать им возможность
самореализоваться в них, а с другой— установить и упрочить
доверительные отношения с учащимися класса, стать для них
значимым взрослым, задающим образец поведения в обществе;
• проведение

классных

часов

как

часов

плодотворного

и доверительного общения педагога и школьников, основанных
на принципах уважительного отношения к личности ребенка,
поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе,
8

предоставления
школьникам
возможности
обсуждения
и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания
благоприятной среды для общения;
• сплочение коллектива класса через:
- игры и тренинговые игры на сплочение и командообразование;
- однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые
классными руководителями и родителями;
- празднования в классе дней рождения детей, включающие
в

себя

подготовленные

ученическими

микрогруппами

поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши;
- регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие
каждому

школьнику

возможность

рефлексии

собственного

участия в жизни класса;
•

выработка

совместно

со

школьниками

законов

класса,

помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым
они должны следовать в школе.
2)индивидуальную работу с учащимися:
• изучение особенностей личностного развития учащихся класса
через наблюдение за поведением школьников в их повседневной
жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях,
в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений,
в организуемых

педагогом

беседах

по

тем

или

иным

нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются
с результатами бесед классного руководителя с

родителями

школьников, с преподающими в его классе учителями, а также
(при необходимости) — со школьным психологом;
9

• поддержка ребенка в решении важных для него жизненных
проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или
учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства,
успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется
классным руководителем в задачу для школьника, которую они
совместно стараются решить;
• индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на
заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто
фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные
достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед
с классным руководителем в начале каждого года планируют их,
а в конце года — вместе анализируют свои успехи и неудачи;
• коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его
родителями

или

законными

представителями,

с другими

учащимися класса; через включение в проводимые школьным
психологом тренинги общения; через предложение взять на себя
ответственность за то или иное поручение в классе.
3)работу с учителями, преподающими в классе:
• регулярные консультации классного руководителя с учителямипредметниками,
мнений

и

направленные

требований

на

педагогов

формирование

единства

по

вопросам

ключевым

воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между
учителями и учащимися;
• проведение мини-педсоветов, направленных на решение
конкретных проблем класса и
влияний на школьников;
10

интеграцию воспитательных

• привлечение учителей к участию во внутриклассных делах,
дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих
учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
• привлечение учителей к участию в родительских собраниях
класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания
детей.
4)работу

с родителями

учащихся

или

их

законными

представителями:
• регулярное информирование родителей о школьных успехах
и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
•

помощь

родителям

представителям

школьников

в регулировании

или

их

отношений

законным

между

ними,

администрацией школы и учителями-предметниками;
• организация родительских собраний, происходящих в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания
школьников;
• создание и
классов,

организация работы родительских комитетов

участвующих

в управлении

образовательной

организацией и решении вопросов воспитания и обучения их
детей;
•

привлечение

членов

семей

школьников

к

организации

и проведению дел класса;
• организация на базе класса семейных праздников, конкурсов,
соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.

11
Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»

Воспитание

на

занятиях

школьных

курсов

внеурочной

деятельности осуществляется преимущественно через:
— вовлечение школьников в интересную и полезную для них
деятельность,

которая

предоставит

им

возможность

самореализоваться, приобрести социально значимые знания,
развить

в себе

социально

важные

значимые

для

своего

отношения,

личностного

получить

развития

опыт

участия

в социально значимых делах;
— формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детсковзрослых общностей, которые могли бы объединять детей
и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу;
— создание в детских объединениях традиций, задающих их
членам определенные социально значимые формы поведения;
—

поддержку

в детских

объединениях

школьников

с ярко

выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение
и поддержание накопленных социально значимых традиций;
—

поощрение

педагогами

детских

инициатив

и детского

самоуправления. Реализация воспитательного потенциала курсов
внеурочной

деятельности

происходит

в рамках

следующих

выбранных школьниками ее видов:
•

Познавательная деятельность. Курс внеурочной
деятельности «Изучаем Функциональную грамотность»
направлен на передачу школьникам социально значимых
знаний, развивающий их любознательность, позволяющий
привлечь их внимание к экономическим, политическим,
экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества,
12
формирующий

их

гуманистическое

мировоззрение

и научную картину мира.
•

Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности
«Волшебный

карандаш»,

«Домисолька»,

создающие

благоприятные условия для просоциальной самореализации
школьников, направленные на раскрытие их творческих
способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить
прекрасное,

на

воспитание

ценностного

отношения

школьников к культуре и их общее духовно-нравственное
развитие.
•

Проблемно-ценностное
деятельности

общение.

«Шахматы»

Курс

направлен

внеурочной
на

развитие

коммуникативных компетенций школьников, воспитание
у них

культуры

общения,

развитие

умений

слушать

и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое
собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов
людей.
•

Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной
деятельности «Музейная педагогика», направленные на
воспитание у школьников любви к своему краю, его истории,
культуре,

природе,

и ответственности

на

развитие

школьников,

самостоятельности

формирование

у них

навыков самообслуживающего труда.
•

Спортивно-оздоровительная деятельность.
Курсы

внеурочной

направленные

на

деятельности
физическое

«Спортивные
развитие

игры»,

школьников,

развитие их ценностного отношения к своему здоровью,
побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы
13

воли, ответственности, формирование установок на защиту
слабых.
•

Трудовая деятельность. Курс внеурочной деятельности
«Волонтёрство»

направлен

на

развитие

творческих

способностей школьников, воспитание у них трудолюбия
и уважительного отношения к физическому труду.
•

Игровая деятельность. Курс внеурочной деятельности «От
идеи до модели» направлен на раскрытие творческого,
умственного

и физического

потенциала

школьников,

развитие у них навыков конструктивного общения, умений
работать в команде.
3.4. Модуль «Школьный урок»
Реализация учителями школы

воспитательного потенциала урока

предполагает следующее:
• установление доверительных отношений между учителем и его
учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися
требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой
на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
• побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
• привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых
на уроках явлений, организация их работы с получаемой на

уроке

социально значимой информацией — инициирование ее обсуждения,
высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки
своегок нейотношения;

14

• использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета

через

демонстрацию

гражданского
и

детям

поведения,

примеров

проявления

ответственного,
человеколюбия

добросердечности, через подбор соответствующих текстов для

чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения
в классе;
• применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
- интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
школьников;
-

дидактического

театра,

где

полученные

на

уроке

знания

обыгрываются в театральных постановках;
- дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога;
- групповой работы или работы в парах, которые учат школьников
командной работе и взаимодействию с другими детьми;
• включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных

отношений

в

классе,

помогают

установлению

доброжелательной атмосферы во время урока;
• организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся
над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам
социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
15

• инициирование и

поддержка исследовательской деятельности

школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст школьникам возможность
приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы,
навык

генерирования

и оформления

собственных

идей,

навык

уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах
других

исследователей,

навык

публичного

выступления

перед

аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
3.5. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам
воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам
предоставляет

широкие

возможности

для

самовыражения

и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку
учащимся

младших

самостоятельно
самоуправление

и подростковых

организовать
иногда

и на

классов

свою
время

не

всегда

деятельность,
может

удается
детское

трансформироваться

(посредством введения функции педагога-куратора) в детско-взрослое
самоуправление. Детское самоуправление в школе осуществляется
следующим образом.
На уровне школы:
• через деятельность

Совета школьников, создаваемого для учета

мнения

по

школьников

вопросам

управления

образовательной

организацией и принятия административных решений, затрагивающих
их права и законные интересы, для облегчения распространения
16

значимой для школьников информации и получения обратной связи от
классных коллективов;
•через

работу

постоянно

действующего

школьного

актива,

инициирующего и организующего проведение личностно значимых для
школьников

событий

(соревнований,

конкурсов,

фестивалей,

мониторингов, флешмобов и т.п.);
• через деятельность творческих групп, отвечающих за проведение тех
или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;
•

через

деятельность

созданной

из

наиболее

авторитетных

старшеклассников и курируемой школьным психологом группы по
урегулированию конфликтных ситуаций в школе.
На уровне классов:
• через деятельность выборных по инициативе и предложениям
учащихся
в

класса

лидеров,

общешкольных делах и

представляющих

интересы

призванных координировать

класса
работу

общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;
• через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих
за различные направления работы класса;
На индивидуальном уровне:
•

через

вовлечение

школьников

в планирование,

организацию,

проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;
• через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую
роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за
классной комнатой, комнатными растениями и т.п.
17

3.6. Модуль «Детские общественные объединения»
Действующее на базе школы детское общественное объединение — это
добровольное,

самоуправляемое,

некоммерческое

формирование,

созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе
общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе
общественного объединения. Его правовой основой является ФЗ от
19.05.1995

№

82-ФЗ

(ред.

от

20.12.2017)

«Об общественных

объединениях» (ст. 5). Таковым в школе является ОТРЯД ЮНАРМЕЙЦЕВ.
Воспитание

в

этом

детском

общественном

объединении

осуществляется через :
• утверждение и последовательную реализацию

демократических

процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность
выборных органов общему сбору объединения; ротация состава
выборных органов и т.п.), дающих ребенку возможность получить
социально значимый опыт гражданского поведения;
• организацию общественно- полезных дел, дающих детям возможность
получить важный для их личностного развития опыт деятельности,
направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу
в целом; развить в себе такие качества, как забота, уважение, умение
сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. Такими
делами

являются: посильная помощь, оказываемая школьниками

пожилым людям; совместная работа с
самоуправления

( благоустройство

учреждениями местного

воинских

захоронений

в

п.Солдатское, уход за могилой А.Похилько); участие школьников
в работе на прилегающей к школе территории, работа на школьной
Аллее Памяти, уход за деревьями и кустарниками и другое.
18

• организацию общественно- полезных дел, дающих детям возможность
получить важный для их личностного развития опыт осуществления
дел, направленных на помощь другим людям, своей школе, обществу
в целом; развить в себе такие качества, как внимание, забота, уважение,
умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других;
• договор, заключаемый между ребенком и детским общественным
объединением,

традиционной

формой

которого

является

торжественное обещание (клятва) при вступлении в объединение.
Договор представляет собой механизм, регулирующий отношения,
возникающие между ребенком и коллективом детского общественного
объединения, его руководителем, школьниками, не являющимися
членами данного объединения;
•формальные и неформальные встречи членов детского общественного
объединения для обсуждения вопросов управления объединением,
планирования дел в школе, празднования знаменательных для членов
объединения событий;
• лагерные сборы детского объединения, проводимые в каникулярное
время на базе загородного лагеря. Здесь в процессе круглосуточного
совместного проживания смены формируется костяк объединения,
вырабатывается взаимопонимание, система отношений, выявляются
лидеры,

формируется

атмосфера

сообщества,

формируется

и апробируется набор значимых дел;
•

поддержку

и развитие

в детском

объединении

его

традиций

и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его
членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении
(реализуется посредством введения особой символики детского
19

объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены
детского объединения, создания и поддержки интернет странички
детского объединения на школьном сайте;
• участие членов детского общественного объединения в волонтерских
акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального
окружения в целом. Это может быть как участием школьников
в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный
характер, так и постоянной деятельностью школьников.
Модуль 3.7. «Экскурсии, слёты, походы»
Экскурсии, слёты, походы помогают школьнику расширить свой
кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной,
культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно
относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого
поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, слётах,
в походах

создаются

благоприятные

условия

для

воспитания

у подростков самостоятельности и ответственности, формирования
у них

навыков

инфантильных

самообслуживающего
и эгоистических

труда,

преодоления

наклонностей,

их

обучения

рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти
воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов
и форм

деятельности:(при

этом

в их

реализации

педагоги

ориентируются на целевые приоритеты, связанные с возрастными
особенностями обучающихся):
• экскурсии выходного дня, организуемые в классах их классными
руководителями и родителями школьников: в музеи г.Выборга,
19

Санкт-Петербурга,

в технопарки,

на

предприятия,

на

природу

(проводятся как интерактивные занятия с распределением среди
школьников ролей и соответствующих им заданий);
•
литературные,
исторические,
биологические
экспедиции,
организуемые учителями и родителями школьников в другие города
или села для углубленного изучения биографий проживавших здесь
российских поэтов и писателей, произошедших здесь исторических
событий, имеющихся здесь природных и историко-культурных
ландшафтов, флоры и фауны;
• турслет с участием команд, сформированных из педагогов, детей
и родителей школьников, включающий в себя, например: соревнование
по технике пешеходного туризма, соревнование по спортивному
ориентированию, конкурс по краеведению, конкурс туристской кухни,
конкурс туристской песни, конкурс благоустройства командных
биваков, комбинированную эстафету.
3.8. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению
«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение
школьников;
диагностику
и консультирование
по
проблемам
профориентации, организацию профессиональных проб школьников.
Задача совместной деятельности учителя и ребенка —подготовить
школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной
деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные
ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог
актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный
взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только
профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой
деятельности.

20

Эта работа осуществляется через :
• циклы профориентационных часов общения, направленных на
подготовку школьника к осознанному планированию и реализации
своего профессионального будущего;
• профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты,
решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение,
занять определенную позицию), расширяющие знания школьников
о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах
и недостатках той или иной интересной школьникам
профессиональной деятельности;
• экскурсии на предприятия, знакомство с бытом в/ч 02511, дающие
школьникам начальные представления о существующих профессиях
и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
• посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий,
тематических профориентационных парков, дней открытых дверей
в средних специальных учебных заведениях и вузах;
,• организация на базе пришкольного детского лагеря отдыха
профориентационных смен, в работе которых принимают участие
эксперты в области профориентации, и где школьники могут глубже
познакомиться с теми или иными профессиями, получить
представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной
профессии, развивать в себе соответствующие навыки;
• совместное с педагогами изучение интернет-ресурсов, посвященных
выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн
тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим
профессиям и направлениям образования;
• участие в работе всероссийских профориентационных проектов,
созданных в сети Интернет: просмотр лекций, решение учебнотренировочных задач, участие в мастер-классах, посещение открытых
уроков на платформе «Проектория»;

21

• освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов
по выбору, включенных в основную образовательную программу
школы, или в рамках курсов дополнительного образования.
3.9. Модуль «Школьные медиа»
В школе создана и давно функционирует газета «На трёх этажах», целью
которой является развитие коммуникативной культуры школьников,
формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка
творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал
школьной газеты реализуется в рамках следующих видов и форм
деятельности:
• разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников
и консультирующих их взрослых
развивает умение общаться,
прислушиваться к чужому и высказывать своё мнение;
• освещение (через школьную газету) наиболее интересных моментов
жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, кружков,
секций, деятельности органов ученического самоуправления;
• школьная газета является информационной платформой для
старшеклассников, на страницах которой ими размещаются материалы
о вузах, колледжах и востребованных рабочих вакансиях, которые могут
быть интересны школьникам;
• организуются творческие мастерские, через которые ученики могут
печатать свои рассказы, поэтические произведения, сказки, репортажи
и научно-популярные статьи;
• школьный медиацентр — созданная из заинтересованных
добровольцев
группа
информационно-технической
поддержки
школьных
мероприятий,
осуществляющая
видеосъемку
и мультимедийное сопровождение школьных праздников, фестивалей,
конкурсов, спектаклей;
• участие школьников в конкурсах школьных медиа;
• сотрудничество с районной газетой «Выборг», расширяющее медиа
пространство школы.
22

3.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при
условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика,
способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает
атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение,
предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному
восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка
осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической
средой школы, как:
• оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров,
рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая
переориентация, которая может служить хорошим средством
разрушения негативных установок школьников на учебные
и внеучебные занятия;
• размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций:
творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой
творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга;
картин определенного художественного стиля, знакомящего
школьников с разнообразием эстетического осмысления мира;
фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе
(проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах,
встречах с интересными людьми и т.п.);
• озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых
аллей, оборудование во дворе школы беседок, спортивных и игровых
площадок, доступных и приспособленных для школьников разных
возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон,
позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны
активного и тихого отдыха;
• создание и поддержание в рабочем состоянии в рекреации школы
стеллажей свободного книгообмена, на которые желающие дети,
родители и педагоги могут выставлять для общего пользования свои
книги, а также брать с них для чтения любые другие;
• благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными
руководителями вместе со школьниками своих классов,
23

позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие
способности, создающие повод для длительного общения классного
руководителя со своими детьми;
• размещение в коридорах и рекреациях школы экспонатов школьного
экспериментариума — набора приспособлений для проведения
заинтересованными
школьниками
несложных
и безопасных
технических экспериментов;
• событийный дизайн — оформление пространства проведения
конкретных
школьных
событий
(праздников,
церемоний,
торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний,
конференций и т.п.);
• совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой
школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы,
логотип, элементы школьного костюма и т.п.), используемой как
в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни
образовательной организации — во время праздников, торжественных
церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих
в жизни школы знаковых событий;
• регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов
по благоустройству различных участков пришкольной территории
(например, высадке культурных растений, закладке газонов,
сооружению альпийских горок, созданию инсталляций и иного
декоративного оформления отведенных для детских проектов мест);
• акцентирование внимания школьников посредством элементов
предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на
важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах
поведения.

24

3.11. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности
На групповом уровне:
• общешкольный родительский комитет и Управляющий совет школы,
участвующие в управлении образовательной организацией и решении
вопросов воспитания и социализации их детей;
• родительские лектории, на которых обсуждаются вопросы возрастных
особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия
родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые
столы с приглашением специалистов;
• проведение «Общественной экспертизы», во время которых родители
могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для
получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса
в школе;
• общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания
школьников;
• родительские форумы при школьном интернет-сайте, на которых
обсуждаются
интересующие
родителей
вопросы,
а также
осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов. На
индивидуальном уровне;
• работа специалистов по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций; ;
• помощь со стороны родителей в подготовке и проведении
общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной
направленности;
• индивидуальное консультирование c целью
воспитательных усилий педагогов и родителей.

25

координации

3.12. Модуль «Музей Боевой Славы имени Героя РоссииМ.Ю.Малофеева»
Школьный Музей - социокультурный центр воспитания школьников,
более 20 лет является социальным институтом исторической памяти.
Материалы школьного Музея являются живой историей, неразрывно
связанной с историей в/ч 02511. Музей является не статической, а постоянно
развивающейся организацией. Так, с целью изучения истории школы были
оформлены стенды и экспозиция «Каменская школа»; для изучения быта и
традиций русской деревни была создана «Русская изба». Музей обеспечивает

связь
веков,
преемственность
поколений,
непрерывность
общественного развития. Как центр духовной жизни, интегрирующий
прошлое и проясняющий настоящее, Музей помогает учащимся постичь
свои истоки, идентифицировать себя с определёнными национальнокультурными традициями, освоить новую информацию, осмыслить
тенденции общественного развития, сформировать нравственную
позицию и эстетическое отношение к действительности.
Воспитательные возможности школьного Музея реализуется в рамках
следующих видов и форм деятельности:
• организация поисковой работы;
• проведение тематических экскурсий;
•

подготовка и проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной
войны;

•

организация, проведение и участие в мероприятиях, приуроченных к
знаменательным датам и событиям ;

•

использование материалов музея для участия в научно- практических
конференциях, различных конкурсах.

Данная работа позволяет воспитывать в ребятах познавательный интерес к
историческому прошлому своей страны, развивать организаторские и
лидерские качества.

26

Раздел 4. Основные направления самоанализа воспитательной
работы
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы проводится
с целью выявления основных проблем школьного воспитания
и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно
силами самой образовательной организации.
Основными
направлениями
анализа
организуемого
воспитательного процесса являются следующие:

в школе

1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,
является динамика личностного развития школьников каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно
с заместителем директора по воспитательной работе с последующим
обсуждением его результатов на заседании методического объединения
классных руководителей или педагогическом совете школы. Способом
получения информации о результатах воспитания, социализации
и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие
прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников
удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не
удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее
предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей
и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный
анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной
и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной
работе, классными руководителями, активом старшеклассников
и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы. Способами
получения информации о состоянии организуемой в школе совместной
деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их
родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при
необходимости — их анкетирование. Полученные результаты
обсуждаются на заседании методического объединения классных
27

руководителей или педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с
– качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
– качеством совместной деятельности классных руководителей и их
классов;
- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
– качеством реализации
школьных уроков;

личностно

развивающего

потенциала

– качеством существующего в школе ученического самоуправления;
– качеством функционирующих на базе школы детских общественных
объединений;
– качеством проводимых в школе экскурсий, слётов, походов;
– качеством профориентационной работы школы;
– качеством работы школьных медиа;
– качеством организации предметно-эстетической среды школы;
– качеством взаимодействия школы и семей школьников.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является
перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать
педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих
решений

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».