Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каменская средняя общеобразовательная школа» ПРИНЯТА УТВЕРЖАЮ на педсовете директор ________________ № протокола № _______ от ___________ приказа от __________________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитания Каменка - 2020 Раздел 1. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса. МБОУ «Каменская средняя общеобразовательная школа» расположена на территории закрытого военного гарнизона, что и обуславливает особенности её развития. В школе обучаются дети из п. Камышовка, дети из семей военнослужащих и дети, чьи родители закончили Каменскую школу и хорошо знают традиции, историю и специфику воспитательного процесса учреждения. Всё это придаёт школе некую семейственность, где деятельность всех участников воспитательного процесса направлена на воспитание гражданина-патриота, привитие основных нравственных устоев. Героико-патриотическое воспитание обучающихся является основным в МБОУ «Каменская средняя общеобразовательная школа», и это не случайно, т.к. история школы неразрывно связана с историей в/ч 02511, основным социальным партнёром ОО. Именно событиям, связанным с миротворческой деятельностью бригады, школа обязана созданию Музея Боевой Славы имени Героя России М.Ю. Малофеева, что явилось ключевым моментом в определении основной направленности воспитательного процесса школы. Музей сегодня является социокультурным центром развития и воспитания школьников. Взаимосвязь и сотрудничество с войсковой частью послужили основой для развития юнармейского движения в школе. 2 Раздел 2. Цель и задачи воспитания Цель воспитания: создать условия для личностного развития школьников, проявляющегося в усвоении социально значимых знаний; в развитии позитивных отношений к этим общественным ценностям, в приобретении опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике. Задачи: 1) реализовывать воспитательный потенциал «ключевых» общешкольных мероприятий (через их планирование, проведение и анализ); 2) использовать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы; 3) вовлекать школьников в кружки, секции, клубы и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности; 4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися; 5) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ; 6) развивать юнармейское движение в школе и использовать его воспитательный потенциал; 7) организовывать для школьников экскурсии, реализовывать их воспитательный потенциал; 3 походы и 8) организовывать профориентационную работу со школьниками; 9) использовать медиа ресурсы школы в воспитательных целях; 10) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности; 11) организовать работу с родителями или законными представителями учащихся, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей; 12) использовать возможности школьного Музея как социокультурного центра развития и воспитания. Раздел 3. Виды, формы и содержание деятельности 3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела» Ключевые дела — это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и детьми. К таким делам относятся: ✓ День рождения школы (23 сентября) Данный проект нацелен на изучение истории родной школы, сохранение и приумножение её традиций, воспитание патриотических чувств к малой родине. В подготовке проекта принимают участие все классные руководители, обучающиеся, Совет школьников, Совет школьного Музея, родители. ✓ Осенний кросс Общешкольное мероприятие для 5 – 11 классов направлено на воспитание чувства коллективизма, соревновательности, пропаганду здорового образа жизни. В подготовке к соревнованиям принимают участие классные руководители (помогают формировать состав 4 команды класса), Совет клуба «Юниор», учителя физической культуры школы. Ребятам предоставляется возможность проявить и заявить о себе как в личном первенстве, так и защитить честь класса. Значимым воспитательным моментом является награждение на общешкольной линейке победителей в личном первенстве. Такое завершение способствует повышению самооценки учащихся, стремлению к саморазвитию. ✓ Фестиваль сказок Проект проводится как фестиваль, целью которого является не соревновательный момент, а приобщение обучающихся 5 – 11 классов к прекрасному. В реализации данного проекта участвуют все учащиеся или в роли «актёров», режиссёров, сценаристов или в роли зрителей. На подготовку данного проекта отводится от 10 до 14 дней, организаторами являются члены Совета школьников. В ходе подготовки и реализации проекта воспитывается ответственность, умение работать в команде, культура выступления и культура восприятия. После проведения Фестиваля обязательна рефлексия, которая также является немаловажным воспитательным моментом, т.к. помогает правильно оценить уровень восприятия, скорректировать вкусовые предпочтения учащихся. ✓ Праздник Осени Проводится для 1 – 4 классов, целью которого является приобщение ребят к традициям школы, воспитание уважительного отношения к окружающим, повышение уровня воспитанности, культуры поведения на массовых мероприятиях ✓ Праздничный концерт для мам Проводится в канун Дня Матери, участниками и организаторами являются классные руководители, дети 1 – 4 классов, их родители. Цель – привитие семейных ценностей, воспитание культуры поведения в общественных местах. 5 ✓ Сбор макулатуры Общешкольный проект, целью которого является воспитание бережного отношения к экологии, развитие чувства коллективизма, бережного отношения к окружающей среде. В данном проекте участвуют все учащиеся класса, их родители, классные руководители. Результат участия – благодарственные записи в дневники, грамоты, подарки. ✓ Фестиваль танцев Проект для 5 – 11 классов является КТД, в подготовке которого принимают участие члены Совета школьников, классные руководители, учащиеся 5 – 11 классов, их родители. Фестиваль стал традиционным мероприятием, которое проводится на протяжении уже 10 лет, является одним из любимых школьных событий у ребят, т.к.помогает им реализовывать свои творческие способности, преодолевать неуверенность в себе, боязнь сцены. Данный проект воспитывает у учащихся чувство прекрасного через приобщение к миру музыки и танца. После проведения обязательна рефлексия. ✓ Конкурс строя и песни Данный проект стал реализовываться с развитием юнармейского движения в школе. К подготовке и его проведению привлекаются члены юнармейского отряда, учителя физической культуры, классные руководители, учащиеся 5 – 11 классов, их родители, представители в/ч 02511. Подготовка к нему проходит на протяжении 10-14 дней, результаты подводятся на общешкольной линейке, приуроченной к Дню Защитника Отечества. Проект направлен на социализацию ребят, воспитание ответственности перед коллективом, чувства сопричастности с историей родной страны и Российской Армии. 6 ✓ «Вахта Памяти» Является основополагающей системой мероприятий, направленной на воспитание учащихся 1 – 11 классов. Цель проведения «Вахты Памяти» - героико-патриотическое воспитание обучающихся. Вахта проходит в течение месяца. Все классные руководители, учащиеся, учителя-предметники, члены Совета школьников и Совета музея, юнармейцы школы принимают активное участие во всех мероприятиях, имеют возможность реализовать творческие возможности, участвуя в конкурсах чтецов, рисунков, концерте; проявить спортивные наклонности, участвуя в Спартакиаде им.Героя России В.Захарова. Также проявить свои лидерские качества в организации Урока Памяти. В течение проведения «Вахты Памяти» проходят различные мониторинги, беседы, рефлексии, классные часы, которые помогают понять необходимость корректировки планов воспитательной работы, уровень воспитательного момента. Все, активно участвовавшие в «Вахте Памяти», по результатам проведения мероприятий награждаются, что также является немаловажным воспитательным моментом. Воспитательная работа по данному модулю на индивидуальном уровне представляет собой: • вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.; • индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел; • наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми; 7 • при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы. 3.2. Модуль «Классное руководство» Осуществляя работу с классом, классный руководитель, организует: 1) работу с коллективом класса, которая представляет собой: • инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе мероприятия; • организация интересных и полезных для личностного развития ребенка, совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовнонравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющих, с одной стороны, вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой— установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образец поведения в обществе; • проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, 8 предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения; • сплочение коллектива класса через: - игры и тренинговые игры на сплочение и командообразование; - однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; - празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; - регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса; • выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе. 2)индивидуальную работу с учащимися: • изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) — со школьным психологом; 9 • поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить; • индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года — вместе анализируют свои успехи и неудачи; • коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе. 3)работу с учителями, преподающими в классе: • регулярные консультации классного руководителя с учителямипредметниками, мнений и направленные требований на педагогов формирование единства по вопросам ключевым воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися; • проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и влияний на школьников; 10 интеграцию воспитательных • привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке; • привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей. 4)работу с родителями учащихся или их законными представителями: • регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом; • помощь родителям представителям школьников в регулировании или их отношений законным между ними, администрацией школы и учителями-предметниками; • организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; • создание и классов, организация работы родительских комитетов участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей; • привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса; • организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы. 11 Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности» Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через: — вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться, приобрести социально значимые знания, развить в себе социально важные значимые для своего отношения, личностного получить развития опыт участия в социально значимых делах; — формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детсковзрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; — создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения; — поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций; — поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления. Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов: • Познавательная деятельность. Курс внеурочной деятельности «Изучаем Функциональную грамотность» направлен на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающий их любознательность, позволяющий привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, 12 формирующий их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. • Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности «Волшебный карандаш», «Домисолька», создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие. • Проблемно-ценностное деятельности общение. «Шахматы» Курс направлен внеурочной на развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей. • Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности «Музейная педагогика», направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе, и ответственности на развитие школьников, самостоятельности формирование у них навыков самообслуживающего труда. • Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной направленные на деятельности физическое «Спортивные развитие игры», школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы 13 воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых. • Трудовая деятельность. Курс внеурочной деятельности «Волонтёрство» направлен на развитие творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду. • Игровая деятельность. Курс внеурочной деятельности «От идеи до модели» направлен на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде. 3.4. Модуль «Школьный урок» Реализация учителями школы воспитательного потенциала урока предполагает следующее: • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией — инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своегок нейотношения; 14 • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию гражданского и детям поведения, примеров проявления ответственного, человеколюбия добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: - интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; - дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; - дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; - групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; • организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; 15 • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. 3.5. Модуль «Самоуправление» Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку учащимся младших самостоятельно самоуправление и подростковых организовать иногда и на классов свою время не всегда деятельность, может удается детское трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление. Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом. На уровне школы: • через деятельность Совета школьников, создаваемого для учета мнения по школьников вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы, для облегчения распространения 16 значимой для школьников информации и получения обратной связи от классных коллективов; •через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, мониторингов, флешмобов и т.п.); • через деятельность творческих групп, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.; • через деятельность созданной из наиболее авторитетных старшеклассников и курируемой школьным психологом группы по урегулированию конфликтных ситуаций в школе. На уровне классов: • через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся в класса лидеров, общешкольных делах и представляющих интересы призванных координировать класса работу общешкольных органов самоуправления и классных руководителей; • через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса; На индивидуальном уровне: • через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел; • через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п. 17 3.6. Модуль «Детские общественные объединения» Действующее на базе школы детское общественное объединение — это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) «Об общественных объединениях» (ст. 5). Таковым в школе является ОТРЯД ЮНАРМЕЙЦЕВ. Воспитание в этом детском общественном объединении осуществляется через : • утверждение и последовательную реализацию демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения; • организацию общественно- полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества, как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. Такими делами являются: посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям; совместная работа с самоуправления ( благоустройство учреждениями местного воинских захоронений в п.Солдатское, уход за могилой А.Похилько); участие школьников в работе на прилегающей к школе территории, работа на школьной Аллее Памяти, уход за деревьями и кустарниками и другое. 18 • организацию общественно- полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел, направленных на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества, как внимание, забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других; • договор, заключаемый между ребенком и детским общественным объединением, традиционной формой которого является торжественное обещание (клятва) при вступлении в объединение. Договор представляет собой механизм, регулирующий отношения, возникающие между ребенком и коллективом детского общественного объединения, его руководителем, школьниками, не являющимися членами данного объединения; •формальные и неформальные встречи членов детского общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел в школе, празднования знаменательных для членов объединения событий; • лагерные сборы детского объединения, проводимые в каникулярное время на базе загородного лагеря. Здесь в процессе круглосуточного совместного проживания смены формируется костяк объединения, вырабатывается взаимопонимание, система отношений, выявляются лидеры, формируется атмосфера сообщества, формируется и апробируется набор значимых дел; • поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского 19 объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и поддержки интернет странички детского объединения на школьном сайте; • участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Это может быть как участием школьников в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, так и постоянной деятельностью школьников. Модуль 3.7. «Экскурсии, слёты, походы» Экскурсии, слёты, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, слётах, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков инфантильных самообслуживающего и эгоистических труда, преодоления наклонностей, их обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:(при этом в их реализации педагоги ориентируются на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями обучающихся): • экскурсии выходного дня, организуемые в классах их классными руководителями и родителями школьников: в музеи г.Выборга, 19 Санкт-Петербурга, в технопарки, на предприятия, на природу (проводятся как интерактивные занятия с распределением среди школьников ролей и соответствующих им заданий); • литературные, исторические, биологические экспедиции, организуемые учителями и родителями школьников в другие города или села для углубленного изучения биографий проживавших здесь российских поэтов и писателей, произошедших здесь исторических событий, имеющихся здесь природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны; • турслет с участием команд, сформированных из педагогов, детей и родителей школьников, включающий в себя, например: соревнование по технике пешеходного туризма, соревнование по спортивному ориентированию, конкурс по краеведению, конкурс туристской кухни, конкурс туристской песни, конкурс благоустройства командных биваков, комбинированную эстафету. 3.8. Модуль «Профориентация» Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности учителя и ребенка —подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. 20 Эта работа осуществляется через : • циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; • профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности; • экскурсии на предприятия, знакомство с бытом в/ч 02511, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии; • посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах; ,• организация на базе пришкольного детского лагеря отдыха профориентационных смен, в работе которых принимают участие эксперты в области профориентации, и где школьники могут глубже познакомиться с теми или иными профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развивать в себе соответствующие навыки; • совместное с педагогами изучение интернет-ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования; • участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети Интернет: просмотр лекций, решение учебнотренировочных задач, участие в мастер-классах, посещение открытых уроков на платформе «Проектория»; 21 • освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов дополнительного образования. 3.9. Модуль «Школьные медиа» В школе создана и давно функционирует газета «На трёх этажах», целью которой является развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьной газеты реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности: • разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников и консультирующих их взрослых развивает умение общаться, прислушиваться к чужому и высказывать своё мнение; • освещение (через школьную газету) наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления; • школьная газета является информационной платформой для старшеклассников, на страницах которой ими размещаются материалы о вузах, колледжах и востребованных рабочих вакансиях, которые могут быть интересны школьникам; • организуются творческие мастерские, через которые ученики могут печатать свои рассказы, поэтические произведения, сказки, репортажи и научно-популярные статьи; • школьный медиацентр — созданная из заинтересованных добровольцев группа информационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей; • участие школьников в конкурсах школьных медиа; • сотрудничество с районной газетой «Выборг», расширяющее медиа пространство школы. 22 3.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды» Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы, как: • оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия; • размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.); • озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых аллей, оборудование во дворе школы беседок, спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для школьников разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха; • создание и поддержание в рабочем состоянии в рекреации школы стеллажей свободного книгообмена, на которые желающие дети, родители и педагоги могут выставлять для общего пользования свои книги, а также брать с них для чтения любые другие; • благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, 23 позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающие повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми; • размещение в коридорах и рекреациях школы экспонатов школьного экспериментариума — набора приспособлений для проведения заинтересованными школьниками несложных и безопасных технических экспериментов; • событийный дизайн — оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.); • совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип, элементы школьного костюма и т.п.), используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной организации — во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий; • регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по благоустройству различных участков пришкольной территории (например, высадке культурных растений, закладке газонов, сооружению альпийских горок, созданию инсталляций и иного декоративного оформления отведенных для детских проектов мест); • акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах поведения. 24 3.11. Модуль «Работа с родителями» Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности На групповом уровне: • общешкольный родительский комитет и Управляющий совет школы, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей; • родительские лектории, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов; • проведение «Общественной экспертизы», во время которых родители могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе; • общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; • родительские форумы при школьном интернет-сайте, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов. На индивидуальном уровне; • работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций; ; • помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности; • индивидуальное консультирование c целью воспитательных усилий педагогов и родителей. 25 координации 3.12. Модуль «Музей Боевой Славы имени Героя РоссииМ.Ю.Малофеева» Школьный Музей - социокультурный центр воспитания школьников, более 20 лет является социальным институтом исторической памяти. Материалы школьного Музея являются живой историей, неразрывно связанной с историей в/ч 02511. Музей является не статической, а постоянно развивающейся организацией. Так, с целью изучения истории школы были оформлены стенды и экспозиция «Каменская школа»; для изучения быта и традиций русской деревни была создана «Русская изба». Музей обеспечивает связь веков, преемственность поколений, непрерывность общественного развития. Как центр духовной жизни, интегрирующий прошлое и проясняющий настоящее, Музей помогает учащимся постичь свои истоки, идентифицировать себя с определёнными национальнокультурными традициями, освоить новую информацию, осмыслить тенденции общественного развития, сформировать нравственную позицию и эстетическое отношение к действительности. Воспитательные возможности школьного Музея реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности: • организация поисковой работы; • проведение тематических экскурсий; • подготовка и проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны; • организация, проведение и участие в мероприятиях, приуроченных к знаменательным датам и событиям ; • использование материалов музея для участия в научно- практических конференциях, различных конкурсах. Данная работа позволяет воспитывать в ребятах познавательный интерес к историческому прошлому своей страны, развивать организаторские и лидерские качества. 26 Раздел 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации. Основными направлениями анализа организуемого воспитательного процесса являются следующие: в школе 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса. Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу. 2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, активом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы. Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости — их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных 27 руководителей или педагогическом совете школы. Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с – качеством проводимых общешкольных ключевых дел; – качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов; - качеством организуемой в школе внеурочной деятельности; – качеством реализации школьных уроков; личностно развивающего потенциала – качеством существующего в школе ученического самоуправления; – качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений; – качеством проводимых в школе экскурсий, слётов, походов; – качеством профориентационной работы школы; – качеством работы школьных медиа; – качеством организации предметно-эстетической среды школы; – качеством взаимодействия школы и семей школьников. Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений 28