Муниципальное образование «Выборгский район» Ленинградской области Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каменская средняя общеобразовательная школа» (МБОУ «Каменская СОШ») Принято Утверждаю На заседании Директор школы Педагогического Совета О.В.Батуевская Протокол №1 от31.08.23г. Приказ № 200 от 31.08.23 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Проектная деятельность» для 5 класса основного общего образования Составитель: Бушунц В.З учитель Каменка, 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по Основам проектной и исследовательской деятельности в 5 классе разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования, на основе требований к структуре и результатам освоения ООП в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО исследовательской деятельности» ПРЕДМЕТА «Основы проектной и Содержание программы в основном сфокусировано на процессах исследования и проектирования (в соответствии с ФГОС), но вместе с тем содержит необходимые отсылки к другим типам деятельности. При этом программа предполагает практические задания на освоение инструментария исследования и проектирования в их нормативном виде и в их возможной взаимосвязи. Тематически программа построена таким образом, чтобы дать представление о самых необходимых аспектах, связанных с процессами исследования и проектирования, в соответствии с существующими культурными нормами. С помощью данного курса предполагается адаптирование этих норм для понимания и активного использования школьниками в своих проектах и исследованиях. Предлагаемый курс рассчитан на 34 ч освоения. Он состоит из нескольких модулей, каждый из которых является необходимым элементом в общей структуре курса. Логика чередования модулей выстроена таким образом, чтобы у обучающегося была возможность изучить часть теоретического материала самостоятельно или под руководством взрослого. Другая часть модулей специально предназначена для совместной работы в общем коммуникативном пространстве и предполагает обсуждение собственных замыслов, идей, ходов. И, наконец, третий тип модулей нацелен на собственную поисковую, проектную, конструкторскую или иную по типу деятельность в относительно свободном режиме. Проходя один модуль за другим, обучающийся получает возможность сначала выдвинуть свою идею, затем проработать её, предъявить одноклассникам и другим заинтересованным лицам, получив конструктивные критические замечания, и успешно защитить свою работу. Модульная структура даёт возможность её вариативного использования при прохождении курса: в зависимости от предыдущего опыта в подобных работах могут предлагаться индивидуальные «дорожные карты» старшеклассника или рабочих команд. Для самостоятельной работы важны умения, полученные в том числе на предыдущих этапах обучения, а именно умения искать, анализировать и оценивать необходимую для работы информацию. Помимо Интернета, следует не только рекомендовать, но и требовать пользоваться научными и научно-популярными изданиями в библиотечных фондах. Программа, по сути, является метапредметной, поскольку предполагает освоение ряда понятий, способов действия и организаторских навыков, стоящих «над» предметными способами работы ученика. К ним относятся постановка проблем, перевод проблем в задачи, схематизация и использование знаков и символов, организация рефлексии, сценирование события. Несмотря на то что программа называется «Индивидуальный учебный проект», значительная часть занятий предусматривает групповую и коллективную работу. Формами контроля над усвоением материала могут служить отчёты по работам, самостоятельные творческие работы, тесты, итоговые учебно-исследовательские проекты. Итоговое занятие проходит в виде научно-практической конференции или круглого стола, где заслушиваются доклады учащихся по выбранной теме исследования, которые могут быть представлены в форме реферата или отчёта по исследовательской работе. Учебный курс разбивается на следующие основные разделы: 1. Теоретический блок. Способы мыслительной деятельности (в модуле «Понятие Учебный проект», «Работа со справочной литературой»); 2. Исследовательская деятельность (в модулях «Наблюдение и эксперимент») 3. Практический блок (в модулях «Работа со справочной литературой», «Планирование и ресурсы»); 4. Публичная защита индивидуальных проектов/ исследований старшеклассников (в модулях «Командная работа», «Вместе к одной цели»). ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Основы проектной и исследовательской деятельности» Основная цель реализации программы «Основы проектной и исследовательской деятельности» заключается в обучение основам проектной деятельности с целью развития учебных и практических навыков учащихся в области самостоятельного исследования, сотрудничества, креативного мышления и решения проблемных задач, а также формирование навыков презентации и обратной связи среди учеников 5 классов. Конкретные задачи программы включают в себя: знакомство с основными понятиями проектной деятельности и методами исследования; развитие навыков планирования и организации проектов; оказать методическую поддержку учеников в выборе темы для исследовательского проекта; обучение сбору и анализу информации из различных источников; стимулирование творческого мышления и генерации идей для проектов; формирование навыков командной работы и сотрудничества; обучение созданию деятельности. презентаций и докладов по результатам проектной Поддержка учащихся в проведении презентаций проектов перед классом или школьным сообществом. Исследовательская деятельность представляет собой активность учеников, направленную на решение творческих и исследовательских задач, где решение заранее неизвестно и включает в себя ключевые этапы, характерные для научных исследований. Эти этапы включают в себя постановку проблемы, изучение соответствующей теории, применение методов исследования, практическое применение этих методов, сбор собственных данных, их анализ и обобщение, а также формулирование научных выводов и научный анализ полученных результатов. Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания. Содержание предмета «Основы проектной и исследовательской деятельности» структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой среднего общего образования и непрерывность изучения предмета на протяжении всего курса школьного обучения: модуль № 1 Понятие «Учебный проект» модуль № 2 Ситуация и проблема. Целеполагание модуль № 3 Планирование и ресурсы модуль № 4 Работа со справочной литературой модуль № 5 Способы первичной обработки информации модуль № 6 Наблюдение и эксперимент модуль № 7 Командная работа модуль № 8 Вместе к одной цели МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Основы проектной и исследовательской деятельности» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ На основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, рабочая программа «Основы проектной и исследовательской деятельности» предназначена для учащихся 5-х классов образовательного учреждения и составлена на основе Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностноориентированного образования: методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2017. На изучение предмета «Основы проектной и исследовательской деятельности» в 5 классе средней школы отводится по 1 часу в неделю. Программа рассчитана на 34 часа. Рабочая программа сохраняет авторскую концепцию. В ней присутствуют все разделы и темы, порядок их следования не изменен. Изучение предмета «Основы проектной и исследовательской деятельности» предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Русский язык» (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»), «Информатика» (использование ИКТ для индивидуальных проектов), с другими предметными областями по теме индивидуального проекта. Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Основы проектной и исследовательской деятельности» в 5 классе составляет 34 часа (не менее 1 часа в неделю). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Тема 1. Понятие «Учебный проект» (2ч.) Что такое учебный проект. Основные теоретические сведения, термины. Виды проектов. Тема 2. Ситуация и проблема. Целеполагание. (4ч) Что такое ситуация. Выделение признаков ситуации. Желаемая и реальная ситуации. Анализ (описание) реальной ситуации. Обоснование желаемой ситуации. Описание ситуации в рамках проекта. Формулирование проблемы и противоречия. Анализ проблемы с различных точек зрения. Выявление причин возникновения проблемы и путей ее решения. Постановка цели как прогнозируемый результат. Требования к формулированию цели. Связь между достижением цели и решением проблемы проекта. Практическая работа «Мозговой штурм (проблема, цель, тема проекта)». Тема 3. Планирование и ресурсы (2ч) Что такое задача. Определение и формирование задач, адекватных целям. Как разбить задачу на шаги. Планирование деятельности. Риски: распознавание, оценка, предотвращение. Что такое ресурсы. Какие бывают ресурсы (информационные, материальные, трудовые). Что может стать ресурсом. Выявление ресурсов. Написание эссе «Ступенька к проекту». Тема 4. Работа со справочной литературой. (3 ч) Виды справочной литературы (словарь, справочник, энциклопедия). Особенности словарных статей в разных источниках информации. Составление справочника по теме проекта. Поиск недостающей информации. Тема 5. Способы первичной обработки информации. (5 часов) Чтение текста с пометками. Составление записей по прочитанному тексту. Составление таблицы на основе полученных записей. Обсуждение заполненных таблиц. Составление денотатного графа по тексту. Составление денотатного графа по теме проекта. Составление «лестницы» сужения и расширения понятий. Обсуждение результатов работы в группе. Что такое коллаж. Составление коллажа на определённую тему. Тема 6. Наблюдение и эксперимент (3 ч) Описание свойств трёх предметов. Проведение экспериментов. Прогнозирование результатов эксперимента. Последовательность проведения наблюдения и эксперимента. Наблюдения, необходимые для работы над проектом. Оформление результатов наблюдений (экспериментов). Тема 7. Командная работа. (2ч) Правила групповой работы. Общение в группе. Самые важные правила. Командные роли. Конфликтная ситуация. Способы разрешения конфликта. Способы группового взаимодействия. Тема 8. Вместе к одной цели (11 ч) Учимся применять способности. Учимся взаимодействовать. Учимся презентации. Учимся рефлексировать. Работа над проектами ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Специфика эстетического содержания предмета «Основы проектной и исследовательской деятельности» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивации учения; устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач; адекватное понимание причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности; осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, • критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения курса «Основы проектной и исследовательской деятельности» ученик научится: • выделять объект исследования; • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы; • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку; • анализировать, сравнивать, классифицировать, формулировать выводы, выявлять закономерности, • работать в группе; • работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой, • пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями; • планировать и организовывать исследовательскую результаты своей деятельности в различных видах; • работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами. обобщать, выделять деятельность, главное, представлять Школьник получит возможность научиться: • отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей; • вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества; • адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков. Формами промежуточной аттестации учащихся являются участие в дискуссиях, круглых столах, тестирование, подготовка мультимедийной презентации по отдельным проблемам. Итоговая аттестация проводится в виде конференции. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего теория Дата изучения Виды деятельности Виды, формы контроля практика Раздел 1. Понятие «Учебный проект» 1.1 Понятие «учебный проект» 1 1 0 Лекция, дискуссия Текущий контроль 1.2 Виды проектов 1 1 0 Лекция, дискуссия Текущий контроль 2 2 0 Всего за раздел Раздел 2. Ситуация и проблема. Целеполагание 2.1 Ситуация 1 1 0 Лекция, дискуссия Текущий контроль 2.2 Проблема и пути ее решения 1 1 0 Лекция, дискуссия Текущий контроль 2.3 Постановка цели. Формулирование темы 1 1 0 Лекция, дискуссия Текущий контроль 2.4 Практическая работа «Мозговой штурм» 1 0 1 Практическая работа Текущий контроль 4 3 1 1 1 0 Лекция, дискуссия Текущий контроль Всего за раздел Раздел 3. Планирование и ресурсы 3.1 Планирование деятельности 3.2 Формулирование задач 1 1 0 Лекция, дискуссия Текущий контроль 3.3 Ресурсы 1 1 0 Лекция, дискуссия Текущий контроль Всего за раздел 3 3 0 1 1 0 Лекция, дискуссия Текущий контроль 1 1 0 Лекция, дискуссия Текущий контроль 1 0 1 Практическая работа Текущий контроль 3 2 1 Раздел 4. Работа со справочной литературой 4.1 Виды и особенности литературы 4.2 Составление проекта 4.3 Поиск недостающей информации справочника справочной по теме Всего за раздел Раздел 5. Способы первичной обработки информации 5.1 Первичная обработка информации 1 1 0 Лекция, дискуссия Текущий контроль 5.2 Денотатный граф по тексту 1 1 0 Лекция, дискуссия Текущий контроль 5.3 «Лестницы» сужения и расширение понятий 1 0 1 Практическая работа Текущий контроль 5.4 Что такое коллаж 1 0 1 Практическая работа Текущий контроль 5.5 Составление коллажа определенную тему 1 0 1 Практическая работа Текущий контроль на Всего за раздел 5 2 3 Раздел 6. Наблюдение ии эксперимент 6.1 Эксперимент 1 1 0 Лекция, дискуссия Текущий контроль 6.2 Наблюдение 1 1 0 Лекция, дискуссия Текущий контроль 6.3 Работа над проектом 1 0 1 Практическая работа Текущий контроль 3 2 1 Всего за раздел Раздел 7. Командная работа 7.1 Правила групповой работы 1 1 0 Лекция, дискуссия Текущий контроль 7.2 Конфликтная ситуация и способы ее разрешения 1 1 0 Лекция, дискуссия Текущий контроль 7.3 Практическая работа «Ролевые игры» 1 0 1 Практическая работа Текущий контроль 3 2 1 Всего за раздел Раздел 8. Вместе к одной цели 8.1 Учимся применять способности 2 0 2 Практическая работа Текущий контроль 8.2 Учимся взаимодействовать 1 0 1 Практическая работа Текущий контроль Учимся презентации 2 1 1 Практическая Текущий контроль работа Учимся рефлексировать 1 0 1 Практическая работа Текущий контроль Работа над проектом 4 0 4 Практическая работа Текущий контроль Защита проектов 2 0 2 Практическая работа Итоговый контроль Всего за раздел 12 0 11 ВСЕГО ЗА КУРС 34 16 18 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока Количество часов п/п всего «учебный Дата изучения Виды, формы контроля теория практика 1 1 0 04.09 Текущий контроль 1. Понятие проект» 2. Виды проектов 1 1 0 11.09 Текущий контроль 3. Ситуация 1 1 0 18.09 Текущий контроль 4. Проблема решения ее 1 1 0 25.09 Текущий контроль 5. Постановка цели. Формулирование темы 1 1 0 02.10 Текущий контроль 6. Практическая работа «Мозговой штурм» 1 0 1 11.10 Текущий контроль 7. Планирование деятельности 1 1 0 16.10 Текущий контроль 8. Формулирование задач 1 1 0 23.10 Текущий контроль 9. Ресурсы 1 1 0 13.11 Текущий контроль 10. Виды и особенности справочной литературы 1 1 0 20.11 Текущий контроль 11. Составление справочника проекта 1 1 0 27.11 Текущий контроль и пути по теме 12. Поиск недостающей информации 1 0 1 04.12 Текущий контроль 13. Первичная обработка информации 1 1 0 11.12 Текущий контроль 14. Денотатный граф по тексту 1 1 0 18.12 Текущий контроль 15. «Лестницы» сужения и расширение понятий 1 0 1 25.12 Текущий контроль 15. Что такое коллаж 1 0 1 15.01 Текущий контроль 16. Составление коллажа на определенную тему 1 0 1 22.01 Текущий контроль 17. Эксперимент 1 1 0 29.01 Текущий контроль 18. Наблюдение 1 1 0 05.02 Текущий контроль 19. Работа над проектом 1 0 1 12.02 Текущий контроль 20. Правила работы групповой 1 1 0 19.02 Текущий контроль 21. Конфликтная ситуация и способы ее разрешения 1 1 0 26.02 Текущий контроль 22. Практическая работа «Ролевые игры» 1 0 1 04.03 Текущий контроль 23. Учимся применять способности 1 0 1 11.03 Текущий контроль 24. Учимся применять способности 1 0 1 18.03 Текущий контроль 25. Учимся взаимодействовать 1 0 1 25.03 Текущий контроль 26. Учимся презентации 1 1 0 08.04 Текущий контроль 27. Учимся презентации 1 0 1 15.04 Текущий контроль 28. Учимся рефлексировать 1 0 1 22.04 Текущий контроль 29. Работа над проектом 1 0 1 29.04 Текущий контроль 30. Работа над проектом 1 0 1 06.05 Текущий контроль 31. Работа над проектом 1 0 1 13.05 Текущий контроль 32. Защита проектов 1 0 1 20.05 Итоговый контроль 33. Защита проектов 1 0 1 27.05 Итоговый контроль УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА 1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности: Рабочая тетрадь для 5-7 класса / Под ред. Проф. Е.Я. Когана. - 3-е изд. - Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2011. – 80 с МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ • Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2017. • Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника: методическое пособие по преподаванию курса. / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2017. • Справочное пособие по организации поисково-исследовательской деятельности учащихся образовательных учреждений / сост.: Н.В. Карпова, С.В. Кускова, Л.Е. Толкачева. Псков : ПГПИ, 2016 ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ • Сайт организации «Добровольцы России» (https://добровольцыроссии.рф/organizations/55619/info). • IT-проекты со школьниками (https://habr.com/post/329758 ). • Всероссийский конкурс научно-технологических проектов (https://konkurs.sochisirius.ru/). • ФГАИС РОСМОЛОДЕЖЬ (https://grants.myrosmol.ru/). МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Электронные тесты, интерактивные модели, красочные иллюстрации, готовые разработки, тренажеры и другие учебно-методические материалы, содержащиеся в ресурсах раздела, помогут учителям подготовить и провести интересные, познавательные, яркие занятия, а ученикам — выполнить домашние задания, исследовательские проекты или другие виды самостоятельных работ. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ Ноутбук, проектор, экран. Интерактивная доска. Имеется доступ в интернет