Муниципальное образование «Выборгский район» Ленинградской области Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каменская средняя общеобразовательная школа» (МБОУ «Каменская СОШ») Принято Утверждаю На заседании Директор школы Педагогического Совета О.В.Батуевская Протокол №1 от31.08.23г. Приказ № 200 от 31.08.23 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Индивидуальный проект» для 10 класса среднего общего образования Составитель: Бушунц В.З Каменка, 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по Индивидуальному проекту в 10 классе разработана в соответствии с учебным планом МБОУ «Каменская СОШ» на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Индивидуальный проект». ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Индивидуальный проект» Содержание программы в основном сфокусировано на процессах исследования и проектирования (в соответствии с ФГОС), но вместе с тем содержит необходимые отсылки к другим типам деятельности. При этом программа предполагает практические задания на освоение инструментария исследования и проектирования в их нормативном виде и в их возможной взаимосвязи. Тематически программа построена таким образом, чтобы дать представление о самых необходимых аспектах, связанных с процессами исследования и проектирования, в соответствии с существующими культурными нормами. С помощью данного курса предполагается адаптирование этих норм для понимания и активного использования школьниками в своих проектах и исследованиях. Предлагаемый курс рассчитан на 34 ч освоения. Он состоит из нескольких модулей, каждый из которых является необходимым элементом в общей структуре курса. Логика чередования модулей выстроена таким образом, чтобы у обучающегося была возможность изучить часть теоретического материала самостоятельно или под руководством взрослого. Другая часть модулей специально предназначена для совместной работы в общем коммуникативном пространстве и предполагает обсуждение собственных замыслов, идей, ходов. И, наконец, третий тип модулей нацелен на собственную поисковую, проектную, конструкторскую или иную по типу деятельность в относительно свободном режиме. Проходя один модуль за другим, обучающийся получает возможность сначала выдвинуть свою идею, затем проработать её, предъявить одноклассникам и другим заинтересованным лицам, получив конструктивные критические замечания, и успешно защитить свою работу. Модульная структура даёт возможность её вариативного использования при прохождении курса: в зависимости от предыдущего опыта в подобных работах могут предлагаться индивидуальные «дорожные карты» старшеклассника или рабочих команд. Для самостоятельной работы важны умения, полученные в том числе на предыдущих этапах обучения, а именно умения искать, анализировать и оценивать необходимую для работы информацию. Помимо Интернета, следует не только рекомендовать, но и требовать пользоваться научными и научно-популярными изданиями в библиотечных фондах. Программа, по сути, является метапредметной, поскольку предполагает освоение ряда понятий, способов действия и организаторских навыков, стоящих «над» предметными способами работы ученика. К ним относятся постановка проблем, перевод проблем в задачи, схематизация и использование знаков и символов, организация рефлексии, сценирование события. Несмотря на то что программа называется «Индивидуальный учебный проект», значительная часть занятий предусматривает групповую и коллективную работу. Формами контроля над усвоением материала могут служить отчёты по работам, самостоятельные творческие работы, тесты, итоговые учебно- исследовательские проекты. Итоговое занятие проходит в виде научно-практической конференции или круглого стола, где заслушиваются доклады учащихся по выбранной теме исследования, которые могут быть представлены в форме реферата или отчёта по исследовательской работе. Учебный курс разбивается на следующие основные разделы: 1. Знакомство с современными научными представлениями о нормах проектной и исследовательской деятельности, а также анализ уже реализованных проектов (в модуле «Культура исследования и проектирования»); 2. Самостоятельная работа обучающихся с ключевыми элементами проекта (в модулях «Начальное создание проекта», «Замысел проекта») 3. Анализ необходимых условий реализации проектов и знакомство с понятиями разных предметных дисциплин (в модулях «Условия реализации проекта», «Трудности реализации проекта»); 4. Публичная защита индивидуальных проектов/ исследований старшеклассников (в модулях «Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ», «Дополнительные возможности улучшения проекта», «Презентация и защита индивидуального проекта»). ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Индивидуальный проект» Основная цель реализации программы «Индивидуальный проект» заключается в развитии компетенций у учащихся в области создания, воплощения и публичного представления результатов своего индивидуального исследовательского проекта, целью которого является решение задачи, имеющей научное, личностное или социальное значение. Задачи курса: • Обеспечение соответствия личностным и мета предметным результатам, установленным в стандартах основного образования. • Развитие у обучающихся системных видений и опыта применения методов, технологий и различных форм организации проектной и учебно-исследовательской работы для достижения практически ориентированных результатов обучения. • Увеличение эффективности освоения основной образовательной программы у учащихся и усвоения ими знаний и учебных навыков. Основной особенностью программы «Индивидуальный проект» является то, что это учебный предмет, где обучающиеся выполняют учебный проект или исследование в рамках одного или нескольких учебных предметов. Это позволяет им самостоятельно изучать материалы и методы в выбранных областях знаний, применять полученные знания и навыки для решения практических задач, а также развивать способности к планированию и эффективной реализации различных видов деятельности (познавательной, конструкторской, социальной, художественно-творческой и других). Индивидуальный проект представляет собой законченное учебное исследование или разработанный проект, который выполняется учащимися в течение года в рамках учебного расписания, предусмотренного учебным планом. Он является логическим завершением школьной проектной системы и переходным этапом к самостоятельной взрослой жизни. Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания. Содержание предмета «Индивидуальный проект» структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой среднего общего образования и непрерывность изучения предмета на протяжении всего курса школьного обучения: модуль № 1 Культура исследования и проектирования модуль № 2 Самоопределение модуль № 3 Замысел проекта модуль № 4 Условия реализации проекта модуль № 5 Трудности реализации проекта модуль № 6 Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ модуль № 7 Дополнительные возможности улучшения проекта модуль № 8 Презентация и защита индивидуального проекта МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Индивидуальный проект» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ На основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, рабочая программа «Индивидуальный проект» предназначена для учащихся 10-х классов образовательного учреждения и составлена на основе программы Индивидуальный проект М.В. Половкова 10-11 классы: учебное пособие / М.В. Половкова., А.В. Носов, Т.В. Половкова, М.В. Майсак — М.:Просвещение, 2019. На изучение предмета «Индивидуальный проект» в 10 классе средней школы отводится по 1 часу в неделю. Программа рассчитана на 34 часа. Рабочая программа сохраняет авторскую концепцию. В ней присутствуют все разделы и темы, порядок их следования не изменен. Изучение предмета «Индивидуальный проект» предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Русский язык» (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»), «Информатика» (использование ИКТ для индивидуальных проектов), с другими предметными областями по теме индивидуального проекта. Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Индивидуальный проект в 10 классе составляет 34 часа (не менее 1 часа в неделю). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Модуль 1. Культура исследования и проектирования (6 ч) Что такое проект. Основные понятия, применяемые в области проектирования: проект; технологические, социальные, экономические, волонтёрские, организационные, смешанные проекты. Анализированные проекта. Самостоятельная работа обучающихся (индивидуально и в группах) на основе найденного материала из открытых источников и содержания школьных предметов, изученных ранее (истории, биологии, физики, химии). Выдвижение идеи проекта. Процесс проектирования и его отличие от других профессиональных занятий. «Сто двадцать лет на службе стране». Проект П. А. Столыпина. Рассмотрение примера масштабного проекта от первоначальной идеи с системой аргументации до полной его реализации. Техническое проектирование и конструирование. Разбор понятий: проектно-конструкторская деятельность, конструирование, техническое проектирование. Социальное проектирование как возможность улучшить социальную сферу и закрепить определённую систему ценностей в сознании учащихся. Волонтёрские проекты и сообщества. Виды волонтёрских проектов: социокультурные, информационно-консультативные, экологические. Анализ проекта сверстника. Знакомство и обсуждение социального проекта «Дети одного Солнца», разработанного и реализованного старшеклассником. Анализ проекта сверстника. Обсуждение возможностей IT-технологий для решения практических задач в разных сферах деятельности человека. Исследование как элемент проекта и как тип деятельности. Основные элементы и понятия, применяемые в исследовательской деятельности: исследование, цель, задача, объект, предмет, метод и субъект исследования. Модуль 2. Самоопределение (4 ч) Проекты и технологии: выбор сферы деятельности. Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом. Формируем отношение к проблемам. Знакомимся с проектными движениями. Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для проекта/исследования. Модуль 3. Замысел проекта (4 ч) Понятия «проблема» и «позиция» в работе над проектом. Выдвижение и формулировка цели проекта. Целеполагание, постановка задач и прогнозирование результатов проекта. Роль акции в реализации проектов. Ресурсы и бюджет проекта. Поиск недостающей информации, её обработка и анализ. Модуль 4. Условия реализации проекта (3ч) Планирование действий. Освоение понятий: планирование, прогнозирование, спонсор, инвестор, благотворитель. Источники финансирования проекта. Освоение понятий: кредитование, бизнесплан, венчурные фонды и компании, бизнес-ангелы, долговые и долевые ценные бумаги, дивиденды, фондовый рынок, краудфандинг. Сторонники и команда проекта, эффективность использования вклада каждого участника. Особенности работы команды над проектом, проектная команда, роли и функции в проекте. Модели и способы управления проектами. Модуль 5. Трудности реализации проекта (4 ч) Переход от замысла к реализации проекта. Освоение понятий: жизненный цикл проекта, жизненный цикл продукта (изделия), эксплуатация, утилизация. Возможные риски проектов, способы их предвидения и преодоления. Практическое занятие по анализу проектного замысла «Завод по переработке пластика». Практическое занятие по анализу проектного замысла «Превратим мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов. Практическое занятие по анализу региональных проектов школьников по туризму и краеведению. Модуль 6. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ (3 ч) Позиция эксперта. Предварительная защита проектов и исследовательских работ, подготовка к взаимодействию с экспертами. Оценка проекта сверстников: проект «Разработка портативного металлоискателя». Проектно-конструкторское решение в рамках проекта и его экспертная оценка. Начальный этап исследования и его экспертная оценка. Модуль 7. Дополнительные возможности улучшения проекта (7 ч) Технология как мост от идеи к продукту. Освоение понятий: изобретение, технология, технологическая долина, Агротехнологии. Видим за проектом инфраструктуру. Опросы как эффективный инструмент проектирования. Освоение понятий: анкета, социологический опрос, интернет-опрос, генеральная совокупность, выборка респондентов. Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов. Освоение понятий: третированная реклама, реклама по бартеру и возможности продвижения проектов в социальных сетях. Алгоритм создания и использования видеоролика для продвижения проекта. Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности. Модуль 8. Презентация и защита индивидуального проекта (3 ч) Итоговая презентация, старшеклассников публичная защита индивидуальных проектов/ исследований ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Специфика эстетического содержания предмета «Индивидуальный проект» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ • уважение к своему народу, гордости за свой край, свою Родину, уважение государственных символов; • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; • навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; • эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; • принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности • в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; • бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; • осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных проблем; • сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, • критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения курса «Индивидуальный проект» ученик научится: • формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе; • восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве; • оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели; • находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека Школьник получит возможность научиться: • отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей; • вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества; • адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков. Формами промежуточной аттестации учащихся являются участие в дискуссиях, круглых столах, тестирование, подготовка мультимедийной презентации по отдельным проблемам. Итоговая аттестация проводится в виде конференции. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего теория Дата изучения Виды деятельности Виды, формы контроля практика Раздел 1. Культура исследования и проектирования 1.1 Что такое проект и почему реализация проекта — это сложно, но интересно 1 1 0 Лекция, дискуссия Текущий контроль 1.2 Выдвижение проектной идеи формирование образа будущего как 1 1 0 Лекция, дискуссия Текущий контроль 1.3 Техническое проектирование и конструирование как типы деятельности 1 1 0 Лекция, дискуссия Текущий контроль 1.4 Социальное проектирование: как сделать лучше общество, в котором мы живём 1 1 0 Лекция, дискуссия Текущий контроль 1.5 Анализируем проекты сверстников 1 0 1 Практическая работа Текущий контроль 1.6 Исследование как элемент проекта и как тип деятельности 1 1 0 Лекция, дискуссия Текущий контроль 6 5 1 Всего за раздел Раздел 2. Самоопределение 2.1 Проекты и технологии: выбираем сферы деятельности 1 1 0 Лекция, дискуссия Текущий контроль 2.2 Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом 1 1 0 Лекция, дискуссия Текущий контроль 2.3 Формируем отношение к проблемам: препятствие или побуждение к действию? 1 1 0 Лекция, дискуссия Текущий контроль 2.4 Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для проекта или исследования 1 1 0 Лекция, дискуссия Текущий контроль 4 4 0 Всего за раздел Раздел 3. Замысел проекта 3.1 Понятия «проблема» и «позиция» при осуществлении проектирования 1 1 0 Лекция, дискуссия Текущий контроль 3.2 Формулирование цели проекта 1 1 0 Лекция, дискуссия Текущий контроль 3.3 Целеполагание и постановка задач. Прогнозирование результатов проекта 1 1 0 Лекция, дискуссия Текущий контроль 3.4 Поиск недостающей информации, её обработка и анализ 1 0 1 Практическая работа Текущий контроль 4 3 1 Всего за раздел Раздел 4. Условия реализации проекта 4.1 Планирование действий — шаг за шагом по пути к реализации проекта 1 1 0 Лекция, дискуссия Текущий контроль 4.2 Источники финансирования проекта 1 1 0 Лекция, дискуссия Текущий контроль 4.3 Модели управления проектами 1 1 0 Лекция, дискуссия Текущий контроль Всего за раздел 3 3 0 Раздел 5. Трудности реализации проекта 5.1 Переход от замысла к реализации проекта 1 1 0 Лекция, дискуссия Текущий контроль 5.2 Риски проекта 1 1 0 Лекция, дискуссия Текущий контроль 5.3 Практическое занятие. Анализ проектного замысла «Завод по переработке пластика» 1 0 1 Практическая работа Текущий контроль 5.4 Практическое занятие. Анализ проектного замысла «Превратим мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов 1 0 1 Практическая работа Текущий контроль 4 2 2 Всего за раздел Раздел 6. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ 6.1 Позиция эксперта 1 1 0 Лекция, дискуссия Текущий контроль 6.2 Оцениваем проекты сверстников 1 0 1 Практическая работа Текущий контроль 6.3 Оценка начального исследования 1 0 1 Практическая работа Текущий контроль 3 1 2 1 0 Лекция, Текущий контроль этапа Всего за раздел Раздел 7. Дополнительные возможности улучшения проекта 7.1 Технология как мост от идеи к 1 продукту дискуссия 7.2 Видим за проектом инфраструктуру 1 1 0 Лекция, дискуссия Текущий контроль 7.3 Опросы как эффективный инструмент проектирования 1 1 0 Лекция, дискуссия Текущий контроль 7.4 Возможности социальных Сетевые формы проектов 1 1 0 Лекция, дискуссия Текущий контроль 7.5 Использование видео-ролика продвижении проекта в 1 0 1 Практическая работа Текущий контроль 7.6 Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности 1 0 2 Практическая работа Текущий контроль 7 4 3 2 0 2 Практическая работа Итоговый контроль 1 0 1 Практическая работа Итоговый контроль Всего за раздел 3 0 3 ВСЕГО ЗА КУРС 34 22 12 сетей. Всего за раздел Раздел 8. Презентация и защита индивидуального проекта 8.1 Презентация и индивидуального проекта 8.2 Итоги проекта защита ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока Количество часов п/п всего Дата изучения теория практика Виды, формы контроля 1. Что такое проект и почему реализация проекта — это сложно, но интересно 1 1 0 Текущий контроль 2. Выдвижение проектной идеи как формирование образа будущего 1 1 0 Текущий контроль 3. Техническое проектирование конструирование типы деятельности 1 1 0 Текущий контроль и как 4. Социальное проектирование: как сделать лучше общество, в котором мы живём 1 1 0 Текущий контроль 5. Анализируем проекты сверстников 1 0 1 Текущий контроль 6. Исследование как элемент проекта и как тип деятельности 1 1 0 Текущий контроль 7. Проекты и технологии: выбираем сферы деятельности 1 1 0 Текущий контроль 8. Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом 1 1 0 Текущий контроль 9. Формируем отношение к проблемам: препятствие или побуждение к действию? 1 1 0 Текущий контроль 10. Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для проекта или исследования 1 1 0 Текущий контроль 11. Понятия «проблема» и «позиция» при осуществлении проектирования 1 1 0 Текущий контроль 12. Формулирование проекта цели 1 1 0 Текущий контроль 13. Целеполагание и постановка задач. Прогнозирование результатов проекта 1 1 0 Текущий контроль 14. Поиск недостающей информации, её обработка и анализ 1 0 1 Текущий контроль 15. Планирование действий — шаг за шагом по пути к реализации проекта 1 1 0 Текущий контроль 16. Источники финансирования проекта 1 1 0 Текущий контроль 17. Модели проектами 1 1 0 Текущий контроль 18. Переход от замысла к реализации проекта 1 1 0 Текущий контроль 19. Риски проекта 1 1 0 Текущий контроль 20. Практическое занятие. Анализ проектного замысла «Завод по переработке пластика» 2 0 1 Текущий контроль 21. Практическое занятие. Анализ проектного замысла «Превратим мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов 2 0 1 Текущий контроль 22. Позиция эксперта 1 1 0 Текущий контроль 23. Оцениваем проекты сверстников 1 0 1 Текущий контроль управления 24. Оценка начального этапа исследования 1 0 1 Текущий контроль 25. Технология как мост от идеи к продукту 1 1 0 Текущий контроль 26. Видим за проектом инфраструктуру 1 1 0 Текущий контроль 27. Опросы эффективный инструмент проектирования как 1 1 0 Текущий контроль 28. Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов 1 1 0 Текущий контроль 29. Использование видео-ролика в продвижении проекта 1 0 1 Текущий контроль 30. Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности 1 0 1 Текущий контроль 31. Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности 1 0 1 Текущий контроль 32. Презентация защита индивидуального проекта и 1 0 1 Итоговый контроль 33. Презентация защита индивидуального проекта и 1 1 1 Итоговый контроль 34. Итоги проекта 1 0 1 Итоговый контроль УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА 1. Индивидуальный проект: рабочая тетрадь. 10-11 класс. Учебное пособие/ Л.Е. Спиридонова, Б.А. Комаров, О.В. Маркова, В.М. Стацунова. – Спб.: КАРО, 2019. – 104с МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ • Индивидуальный проект М.В. Половкова 10-11 классы: учебное пособие / М.В. Половкова., А.В. Носов, Т.В. Половкова, М.В. Майсак — М.:Просвещение, 2019. • Рабочие программы. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ • Проект «Старость в радость» (https://starikam.org/). • Просветительский проект «Арзамас» (https://arzamas.academy). • Проект «Экологическая тропа» (https://komiinform.ru/news/164370/). • Сайт организации «Добровольцы России» (https://добровольцыроссии.рф/organizations/55619/info) • Волонтёрский педагогический отряд (http://www.ruy.ru/organization/ activities/). • Проект Smart-теплицы (http://mgk.olimpiada.ru/work/12513/request/20370). • IT-проекты со школьниками (https://habr.com/post/329758). • Объект и предмет исследования — в чём разница? (https:// nauchniestati.ru/blog/ obekt-ipredmet-issledovaniya/). • Всероссийский конкурс научно-технологических проектов (https://konkurs.sochisirius.ru/) • Школьный кубок Преактум (http://preactum.ru/). • Большой энциклопедический словарь (http://slovari.299.ru). • Понятие «цель» (http://vslovare.info/slovo/filosofskiij-slovar/tzel/47217). • Лучшие стартапы и startupnetwork.ru/startups/). • Переработка plastika). • Робот, который ищет мусор (https://deti.mail.ru/news/12letnyaya-devoch-ka-postroila-robotakotoryy/). • Кто такой эксперт и каким он должен быть (http://www.liveexpert. ru/forum/view/1257990). • Как спорить с помощью метода Сократа (https://mensby.com/career/ psychology/9209-howto-argue-with-socrates-method). • Проведение опросов (http://anketolog.ru). • Федеральная служба государственной статистики (http://www.gks.ru/). • Как создать анкету и провести опрос (www.testograf.ru). • Программы для монтажа (https://lifehacker.ru/programmy-dlya-mon-tazha-video). • Федеральный закон от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ (ред. от 01.05.2018) «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)» (http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakonot-11081995-n-135-fz-o/). • ФГАИС РОСМОЛОДЕЖЬ (https://grants.myrosmol.ru/) пластиковых инвестиционные бутылок проекты в Интернете (https:// (http://promtu.ru/mini-zavodyi/mini-pererabotka- МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Электронные тесты, интерактивные модели, красочные иллюстрации, готовые разработки, тренажеры и другие учебно-методические материалы, содержащиеся в ресурсах раздела, помогут учителям подготовить и провести интересные, познавательные, яркие занятия, а ученикам — выполнить домашние задания, исследовательские проекты или другие виды самостоятельных работ. ОБОРУДОВАНИЕ ДЕМОНСТРАЦИЙ ДЛЯ Ноутбук, экран. проектор, ПРОВЕДЕНИЯ Интерактивная ЛАБОРАТОРНЫХ, доска. Имеется ПРАКТИЧЕСКИХ доступ в интернете РАБОТ,