Приложение к основной образовательной программе начального общего образования, утверждённой приказом №232/01-02 от 28.08.2020г. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каменская средняя общеобразовательная школа» (МБОУ «Каменская СОШ») Рабочая программа учебного предмета «Музыка» уровень начального общего образования срок реализации программы 4 года Составитель: Киселева В.Я. 1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Музыка» Уровень обучения: начальное общее образование (1-4 классы) Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета Рабочая программа по музыке для 1-4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы по музыке, авторской программы по предмету «Музыка» Т.В. Челышевой, В.В. Кузнецовой УМК «Перспективная начальная школа». В соответствии с Примерным учебным планом для образовательных учреждений, использующих УМК «Перспективная начальная школа», учебный предмет «Музыка» представлен в предметной области «Искусство», изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю. При этом в первом классе курс рассчитан на 33 часа (33 учебных недели), а в каждом из остальных классов на 34 часа (34 учебные недели). Рекомендуемый общий объем учебного времени составляет 135 часов. При разработке программы использовались следующие документы: ● Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции); ● Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 6.10.2009г. № 373 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"). Основными формами организации учебного процесса являются групповые и коллективные. Содержание курса обеспечивает возможность разностороннего развития обучающихся благодаря следующим видам деятельности: наблюдению, восприятию музыки и размышлению о ней; воплощению музыкальных образов при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций; разучиванию и исполнению вокально-хоровых произведений; игре на элементарных детских музыкальных инструментах; импровизация в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности; В ходе обучения музыке школьники приобретают навыки коллективной музыкальнотворческой деятельности (хоровое и ансамблевой пение, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, инсценирование песен и танцев, музыкально-пластические 2 композиции, танцевальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка» к концу 1-го года обучения Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»: — чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов; – умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса; – уважительное отношение к культуре других народов; –овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; – формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности: – овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; – освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; –определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности; – продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности; –позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей; – приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений в соответствии с задачами коммуникации; В результате изучения раздела «Звуки вокруг нас» обучающиеся научатся: - Воспринимать звуки природы, сравнивать их с музыкальными звуками. - Наблюдать за использованием музыки в жизни человека. - Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Обучающиеся получат возможность научиться: - Размышлять об истоках возникновения музыкальных звуков. -Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. -Исполнять песни, играть на детских элементарных и электронных музыкальных инструментах. 3 - Импровизировать музыку в пении, игре, пластических движениях. - Осуществлять первые опыты сочинения. В результате изучения раздела «Музыкальные встречи Маши и Миши» обучающиеся научатся: - Сравнивать разные музыкальные произведения. - Определять, от чего зависит музыкальное окружение жизни ребенка. - Находить особенности музыкального отражения жизненных ситуаций. Обучающиеся получат возможность научиться: - Размышлять об особенностях воплощения сказки в музыке. -Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении и пр. - Выявлять в музыкальном тексте характеристики образа Родины, родной сторонки. - Исполнять различные по характеру музыкальные произведения. -Осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пении и импровизации. В результате изучения раздела «Так и льются сами звуки из души!» обучающиеся научатся: - Выявлять выразительные возможности музыки. - Выражать свои чувства, переживания, отношения в словах, музыкальных движениях, певческих интонациях, рисунках по музыкальным произведениям. - Разучивать и исполнять песни в сотворчестве с одноклассниками. Обучающиеся получат возможность научиться: - Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях. - Размышлять, рассуждать об отражении в музыке времен года, жизни животных, птиц, зверей, людей. - Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки. - Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизация) с учетом выразительных возможностей музыки. - Инсценировать песни, фрагменты опер. В результате изучения раздела «Волшебная сила музыки» обучающиеся научатся: - Осознавать преобразующие функции музыки. - Сравнивать музыкальные характеристики разных героев. - Проявлять интерес к взаимосвязи композитора, исполнителя и слушателя как субъектов музыкально-творческой деятельности. Обучающиеся получат возможность научиться: - Рассуждать о роли музыки в жизни человека. - Отражать в исполнении интонационно-мелодические особенности музыкальных образов. - Воплощать художественно-образное содержание народной и композиторской музыки в пении, слове, пластике, рисунке. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка» к концу 2-го года обучения 4 Личностные результаты: — чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов; – умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса; – уважительное отношение к культуре других народов; –овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; – формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Метапредметные результаты: – овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; – освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; –определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности; – продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности; –позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей; – приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений в соответствии с задачами коммуникации; В результате изучения раздела «Три кита» в музыке: песня, танец и марш» обучающиеся научатся: - Выявлять разницу в характере музыки марша, танца и песни. - Сравнивать специфические особенности произведений разных жанров. - Сопоставлять разнообразие маршей, танцев, песен с многообразием жизненных ситуаций, при которых они звучат. Обучающиеся получат возможность научиться: - Определять мелодию как «душу музыки». - Воплощать художественно-образное содержание народной и композиторской музыки в пении, слове, пластике, рисунке. -Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.) в процессе коллективного музицирования. В результате изучения раздела «О чем говорит музыка» обучающиеся научатся: - Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. 5 -Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки. - Осознавать языковые особенности выразительности и изобразительности музыки. Обучающиеся получат возможность научиться: - Исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкальнотеатральных жанров. - Воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении (в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении) -Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. В результате изучения раздела «Куда ведут нас три кита» обучающиеся научатся: -Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности. -Соотносить простейшие жанры (песни, танцы, марши) с их воплощением в крупных музыкальных жанрах. - Различать крупные жанры: оперу, балет, симфонию, концерт. Обучающиеся получат возможность научиться: - Передавать в собственном исполнении (пение, игра на инструментах, музыкальнопластическое движение) различные музыкальные образы. - Ориентироваться в нотном письме, как в графическом изображении интонаций (вопросответ, выразительные и изобразительные интонации и т. д.). - Создавать на основе полученных знаний музыкальные композиции (пение, музыкальнопластическое движение, игра). В результате изучения раздела «Что такое музыкальная речь» обучающиеся научатся: - Сравнивать специфические особенности произведений разных жанров. - Называть средства музыкальной выразительности. Обучающиеся получат возможность научиться: -Соотносить различные элементы музыкальной речи с музыкальными образами и их развитием. - Воплощать художественно-образное содержание народной и композиторской музыки в пении, слове, пластике, рисунке. -Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.). -Импровизировать в соответствии с заданным либо самостоятельно выбранным музыкальным образом (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации). - Участвовать в хоровом исполнении гимна Российской Федерации. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка» к концу 3-го года обучения Личностные результаты: 6 — чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России; – целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей; – умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы; – уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств; – развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; – ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы; – формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; – развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя вэмоциональноценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. Метапредметные результаты: – овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; – освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; –определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности; – продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности; – освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкальнотворческих возможностей; – овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности; – приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации; – овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности; – умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации 7 (включая цифровые мультимедийные презентации и т. п.). образовательные ресурсы, В результате изучения раздела «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость» обучающиеся научатся: - различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке; - анализировать жанрово-стилевые особенности музыкальных произведений и сравнивать их специфические особенности; - передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.); - узнавать и определять различные составы оркестров (симфонический, духовой, народных инструментов). Обучающиеся получат возможность научиться: - создавать музыкальные композиции в различных видах исполнительской деятельности. В результате изучения раздела «Интонация» обучающиеся научатся: - исполнять и инсценировать совместно с одноклассниками песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров; - сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия; -выявлять различные по смыслу музыкальные интонации; - осознавать жизненную основу музыкальных интонаций. Обучающиеся получат возможность научиться: - и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии. - воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись; - импровизировать на заданную и свободную темы; - исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства. В результате изучения раздела «Развитие музыки» обучающиеся научатся: - распознавать и оценивать выразительность музыкальной речи, ее смысл; - наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов; - сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров; - распознавать и объяснять разные виды развития музыкальных произведений. Обучающиеся получат возможность научиться: - участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов; - воплощать в исполнении (в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении) эмоциональное восприятие различных музыкальных образов и их развитие. В результате изучения раздела «Построение (формы) музыки» обучающиеся научатся: - участвовать в хоровом исполнении гимна Российской Федерации; - соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения в процессе коллективного музицирования; 8 - выражать собственные чувства и эмоции как отклик на услышанное музыкальное произведение; - перечислять простые музыкальные формы. Обучающиеся получат возможность научиться: - распознавать художественный замысел различных форм (построений) (одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.); - сравнивать музыкальные формы по принципу сходства и различия; - исследовать и определять форму построения музыкального произведения; - сольмизировать и сольфеджировать мелодии. музыки Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка» к концу 4-го года обучения Личностные результаты: — чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России; – целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей; – умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.; – уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств; – развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; – ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.; – формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; – развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоциональноценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. Метапредметные результаты: – овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; – освоение способов решения проблем творческого и поискового характера впроцессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; – формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с 9 – – – – – – поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности; продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности; – освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкальнотворческих возможностей; овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности; приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации; формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности; умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т. п.). В результате изучения раздела «Музыка моего народа» обучающиеся научатся: -Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира. -Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений своего народа. Обучающиеся получат возможность научиться: -Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества своего народа. -Воспроизводить мелодии: сольфеджируя; пропевая с текстом с ориентацией на нотную запись. -Участвовать в инсценировках традиционных народных обрядов. -Участвовать в музыкальной жизни страны, школы, города и др. В результате изучения раздела – «Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ» обучающиеся научатся: -Определять разновидности хоровых коллективов (детский, женский, мужской, смешанный). -Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений разных народов. Обучающиеся получат возможность научиться: -Воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись. -Осуществлять коллективную музыкально-поэтическую деятельность (на музыкально-исполнительского замысла), корректировать собственное исполнение. основе 10 -Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе современных электронных средств. -Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества разных народов. -Моделировать варианты интерпретации музыкальных произведений. В результате изучения раздела «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ» обучающиеся научатся: - Воспринимать профессиональное творчество и музыкальный фольклор народов мира. - Соотносить интонационно-мелодические особенности музыкального творчества своего народа и народов других стран. Обучающиеся получат возможность научиться: - Инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров. - Сольмизировать и сольфеджировать мелодии. - Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров. - Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. В результате изучения раздела «Композитор – исполнитель – слушатель» обучающиеся научатся: - Узнавать по звучанию и называть выдающихся исполнителей и исполнительские коллективы (в пределах изученного). - Узнавать и определять различные виды музыки (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая). - Узнавать певческие голоса (детские, мужские, женские). - Участвовать в хоровом исполнении гимна Российской Федерации. Обучающиеся получат возможность научиться: - Сравнивать особенности музыкальной речи разных композиторов. - Называть изученные музыкальные сочинения и их авторов. - Участвовать в коллективной, ансамблевой, певческой деятельностях. - Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.). - Импровизировать, передавать опыт музыкально-творческой деятельности в сочинении, исполнении. - Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др. II. Содержание учебного предмета «Музыка» с указанием форм организации учебных занятий и основных видов учебной деятельности 1 класс (33 часа, 1 час в неделю) «Музыка» Т.В. Челышевой, В.В. Кузнецовой УМК «Перспективная начальная школа». № п/п Содержание учебного предмета 1. Основные виды учебной деятельности, формы проведения занятий «Звуки вокруг нас» (9 ч) 11 1-я четверть Звуки в доме Маши и Миши. Рождение песни. Колыбельная. Поющие часы. «Кошкины» песни. О чем «поет» природа? Начало большого путешествия в мир музыки от родного порога. Воплощение в звуках окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Знакомство с музыкальными звуками. Встреча с ними в родном доме среди множества других звуков. Первая песня, услышанная в родном доме – мамина колыбельная. Мягкие размеренные покачивания колыбельной как ее интонационная основа. Выразительность колыбельной песни и другой похожей на нее музыки. От музыкальных звуков дома – к «поющей природе». Мелодии жизни за порогом дома. Музыка о природе. -Воспринимать звуки природы, сравнивать их с музыкальными звуками. -Наблюдать за использованием музыки в жизни человека. -Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. -Размышлять об истоках возникновения музыкальных звуков. -Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. -Исполнять песни, играть на детских элементарных и электронных музыкальных инструментах. -Импровизировать музыку в пении, игре, пластических движениях -Осуществлять первые опыты сочинения. Коллективная, групповая работа 2. «Музыкальные встречи Маши и Миши» (7 ч) 2-я четверть. Музыка про разное. Звучащий образ Родины. Здравствуй, гостья-зима. От музыки в жизни ребенка – к звучащему образу Родины. Музыкальное окружение в жизни ребенка: музыка в школе, на улице, у друзей. Отражение в музыке разных жизненных ситуаций. Сказка в музыке. Музыка о разных исторических временах. Образ Родины в музыке: ее просторы, красота, величие, богатырская сила. Родная сторонка в музыкальных картинках. -Сравнивать разные музыкальные произведения. -Определять, от чего зависит музыкальное окружение жизни ребенка. -Находить особенности музыкального отражения жизненных ситуаций. -Размышлять об особенностях воплощения сказки в музыке. -Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении и пр. -Выявлять в музыкальном тексте характеристики образа Родины, родной сторонки. -Исполнять различные по характеру музыкальные произведения. -Осуществлять собственный 12 музыкально-исполнительский замысел в пении и импровизации Коллективная, групповая работа. 3. «Так и льются сами звуки из души!» (10 ч) 3-я четверть. Зимние забавы. Музыкальные картинки. Мелодии жизни. Весенние напевы. «Поговорим» на музыкальном языке. Музыка вокруг ребенка –музыка в душе ребенка –музыка в его художественном творчестве. Выразительные возможности музыки. Приобщение к музыкальному искусству через исполнение песен. «Общение» на музыкальном языке. Музыка о временах года. Задорные песни зимы. Весенние напевы. Музыкальные миниатюры о животных, птицах, зверях и игрушках. Музыка для любимых мам и бабушек. -Выявлять выразительные возможности музыки. -Выражать свои чувства, переживания, отношения в словах, музыкальных движениях, певческих интонациях, рисунках по музыкальным произведениям. -Разучивать и исполнять песни в сотворчестве с одноклассниками. -Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играхдраматизациях. -Размышлять, рассуждать об отражении в музыке времен года, жизни животных, птиц, зверей, людей. -Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки. -Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизация) с учетом выразительных возможностей музыки. -Инсценировать песни, фрагменты опер. Коллективная, групповая работа 4. «Волшебная сила музыки» (7 ч) 4-я четверть. Композитор – исполнитель – слушатель. Музыка в стране «Мульти-пульти». Всюду музыка живет. Урок-концерт. Музыка преображает человека. Ребенок как слушатель и исполнитель. Любимые музыкальные герои. Новые встречи с музыкой. Музыка –вечный спутник человека. -Осознавать преобразующие функции музыки. -Сравнивать музыкальные характеристики разных героев. -Проявлять интерес к взаимосвязи композитора, исполнителя и слушателя как субъектов музыкально-творческой деятельности. -Рассуждать о роли музыки в жизни человека. -Отражать в исполнении интонационно-мелодические особенности музыкальных образов. 13 -Воплощать художественно-образное содержание народной и композиторской музыки в пении, слове, пластике, рисунке. Коллективная, групповая работа Практическая часть ООП Практическая работа. Урок-концерт 1ч 14 2 класс (34 часа, 1 час в неделю) № п/п Содержание учебного предмета 1. «Три кита» в музыке: песня, танец и марш» (8 ч) 1-я четверть. Главный «кит» – песня. Мелодия – душа музыки. Каким бывает танец. Мы танцоры хоть куда! Маршируют все. «Музыкальные киты» встречаются вместе. Три основные сферы музыки как самые понятные и близкие детям музыкальные жанры. Восприятие второклассниками песни, танца и марша как давних и хороших знакомых. Ощущение разницы в характере музыки марша, танца и песни. Многообразие жизненных ситуаций, при которых звучат песни, танцы и марши. Разнообразие маршей (спортивный, солдатский, парадный, игрушечный и др.); танцев (менуэт, полька, вальс, пляска); песен (о Родине, колыбельные, хороводные, шуточные, песни –музыкальные картинки и др.). Осознание обучающимися мелодии как «души музыки». Определение сочетания в одной музыке разных музыкальных жанров –«киты встречаются вместе» Основные виды учебной деятельности, формы проведения занятий -Выявлять разницу в характере музыки марша, танца и песни. -Сравнивать специфические особенности произведений разных жанров. -Сопоставлять разнообразие маршей, танцев, песен с многообразием жизненных ситуаций, при которых они звучат. -Определять мелодию как «душу музыки».-Воплощать художественно-образное содержание народной и композиторской музыки в пении, слове, пластике, рисунке. -Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.) в процессе коллективного музицирования. Коллективная, групповая работа, работа в парах 2. – «О чем говорит музыка» (8 ч) 2-я четверть. Маша и Миша узнают, что умеет музыка. Музыкальные портреты. Подражание голосам. Как музыка изображает движение? Музыкальные пейзажи. Урок-концерт. Восприятие музыки как звучащего вида искусства, обладающего выразительными и изобразительными возможностями. Осознание учащимися, что музыка может выражать чувства, мысли и настроение человека, рисует музыкальные портреты, выражает черты его характера. Музыка может подражать -Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. -Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки. -Осознавать языковые особенности выразительности и изобразительности музыки. -Исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров. -Воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении 15 звучанию голосов разных музыкальных инструментов, изображать движение, разнообразные звуки, шумы и картины окружающей природы. Все это – музыкальное окружение жизни ребенка, прочувствованное и осознанное им как органичная часть самой жизни со сменой времен года, с каждодневными заботами и делами, с буднями и праздниками (в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении) -Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного(хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов Коллективная, групповая работа, работа в парах, индивидуальная. 3. – «Куда ведут нас «три кита» (10 ч) 3-я четверть. «Сезам, откройся!». «Путешествие по музыкальным странам». Опера. Что такое балет? «Страна симфония». Каким бывает концерт? Вхождение в мир большой музыки с помощью простейших музыкальных жанров –песни, танца и марша. Образность песен, танцев и маршей. Песенные основы оперы, танцевальные основы балета. Оперные и балетные марши. Ощущение органичного перехода от песни – к песенности, от танца – к танцевальности, от марша – к маршевости. От народной песни – к симфонической музыке. Превращение песни в музыку фортепьянную, симфоническую, хоровую, оперную, балетную. Песня как основа любого крупного музыкального жанра. Самостоятельная жизнь танцевальной музыки. Танцевальность в разных областях музыки. Проникновение танца в оперу, балет, симфонию, концерт. Многоликость маршей: простые бытовые марши –марши для исполнения в концертах, марши в симфониях, в ораториях, операх, балетах. Взрослые и детские оперы. Знакомство с оперой «Волк и семеро козлят». Разучивание тем главных героев. Темы –песни, песни –танцы, песни –марши. Участие в исполнении финала оперы. Музыкальный театр – храм, где царят опера и балет. -Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности. -Соотносить простейшие жанры (песни, танцы, марши) с их воплощением в крупных музыкальных жанрах. -Различать крупные жанры: оперу, балет, симфонию, концерт. -Передавать в собственном исполнении (пение, игра на инструментах, музыкальнопластическое движение) различные музыкальные образы. -Ориентироваться в нотном письме, как в графическом изображении интонаций (вопрос-ответ, выразительные и изобразительные интонации и т. д.). -Создавать на основе полученных знаний музыкальные композиции (пение, музыкально-пластическое движение, игра). Коллективная, групповая работа, работа в парах, индивидуальная. 16 4. Назначение концертного зала. – «Что такое музыкальная речь?» (8 ч) 4-я четверть. Маша и Миша изучают музыкальный язык. Занятная музыкальная сказка. Главная песня страны. Урок-концерт. Восхождение по ступенькам музыкальной грамотности. Признаки, которые помогают различать музыкальные произведения, их характеры, настроение, жанры. Причины своеобразия каждого музыкального произведения. Осознание роли средств музыкальной выразительности как «строительных кирпичиков» музыкальных образов и их развития. Формирование музыкальной грамотности как особого «чувства музыки». Обобщение темы года на терминологическом уровне. -Сравнивать специфические особенности произведений разных жанров. -Называть средства музыкальной выразительности. -Соотносить различные элементы музыкальной речи с музыкальными образами и их развитием. -Воплощать художественнообразное содержание народной и композиторской музыки в пении, слове, пластике, рисунке. -Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.). -Импровизировать в соответствии с заданным либо самостоятельно выбранным музыкальным образом (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации).Участвовать в хоровом исполнении гимна Российской Федерации Коллективная, групповая работа, работа в парах, индивидуальная. Практическая часть ООП Практическая работа. Урок-концерт 2ч 17 3 класс (34 часа, 1 час в неделю) № п/п Содержание учебного предмета 1. «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость» (8 ч) 1-я четверть: Открываем для себя новые качества музыки. Мелодичность – значит песенность? Танцевальность бывает не только в танцах. Где слышится маршевость? Встречи с песеннотанцевальной и песенно-маршевой музыкой. Осознание песенности, танцевальности, маршевости как важных, содержательно значимых качеств музыки. Песенные мелодии и песенные образы. Песенность в вокальной и инструментальной музыке. Вокализ. Танцевальные песни, отражение танцевальности в вокальной и инструментальной музыке. Песни маршевого характера. Маршевость в произведениях отечественных и зарубежных композиторов. Содержательные особенности песеннотанцевальной и песенно-маршевой музыки 2. «Интонация» (8 ч) 2-я четверть. Сравниваем разговорную и музыкальную речь. Зерно-интонация в музыке. Как связаны между собой выразительные и изобразительные интонации? Урок-концерт. Осознание музыки как звучащего, интонационно осмысленного вида искусства. Сопоставление разговорной и музыкальной речи. Общие черты: понижение и повышение интонации, усиление и ослабление звучания, акценты и паузы, знаки препинания, фразы, устремление к кульминации. Различия: возможность точной записи по высоте и по длительности музыкальной речи; Основные виды учебной деятельности, формы проведения занятий -Различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке. -Анализировать жанровостилевые особенности музыкальных произведений и сравнивать их специфические особенности. -Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.). -Узнавать и определять различные составы оркестров (симфонический, духовой, народных инструментов).Создавать музыкальные композиции в различных видах исполнительской деятельности Коллективная, групповая работа,работа в парах, индивидуальная. -Импровизировать на заданную и свободную темы. -Исследовать интонационнообразную природу музыкального искусства. -Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. -Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. -Осознавать жизненную основу музыкальных интонаций. -Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их 18 3. отсутствие этого в разговорной речи, введение условных знаков для обозначения высоты интонации и длительности ее звучания. Мелодия – интонационно осмысленное музыкальное построение. Интонационная выразительность исполнения: точное и сознательное выполнение пауз, выделение наиболее важных слов и слогов во фразе, наиболее важных звуков в мелодии, движение к кульминации, деление на фразы и пр. Зерно-интонация как отражение «зародыша» всех элементов музыкальной речи. Выразительные и изобразительные интонации, их неразрывное единство. Интонация – основа музыки. «Развитие музыки» (10 ч) 3-я четверть. Почему развивается музыка? Какие средства музыкальной выразительности помогают развиваться музыке? Что такое исполнительское развитие? Развитие, заложенное в самой музыке. Что нового мы услышим в музыкальной сказке «Петя и волк». Осознание движения как постоянного состояния музыки, которая развивается во времени. Интонационное развитие музыки как отражение постоянных изменений в окружающей жизни, в чувствах, настроении, мыслях человека. Средства музыкальной выразительности их роль в развитии музыки. Исполнительское развитие, характерное в основном для куплетной формы. Развитие, заложенное в самой музыке –динамическое, ладовое, темповое, тембровое, фактурное. взаимосвязи и взаимодействии. -Исполнять и инсценировать совместно с одноклассниками песни, танцы, фрагменты из произведений музыкальнотеатральных жанров. -Воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись. Коллективная, групповая работа, работа в парах, индивидуальная. -Распознавать и оценивать выразительность музыкальной речи, ее смысл. -Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. -Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров. –Распознавать и объяснять разные виды развития музыкальных произведений. -Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. -Воплощать в исполнении (в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении) эмоциональное восприятие различных музыкальных образов и их развитие. Коллективная, групповая работа, работа в парах, индивидуальная. 4. «Построение (формы) музыки» (8 ч) 4-я четверть. Почему музыкальные произведения бывают одночастными? Когда музыкальные произведения имеют две или три части? Рондо–интересная -Соотносить образное музыкального формой его художественносодержание произведения с воплощения в 19 музыкальная форма. Как строятся вариации? О важнейших средствах построения музыки. Урок-концерт. Осознание музыкальной формы как структуры, композиционного строения музыкального произведения. Организация музыкального произведения. Деление на большие и маленькие части с помощью различных элементов музыкальной речи (пауза, цезура, фермата, долгий звук, движение мелодии вверх или вниз, тоника и пр.). Структурные элементы музыкального произведения: мотив, фраза, предложение, период. Содержательнообразные основы построения музыки. Зависимость смены частей в произведениях от изменения характера музыки. Одночастная, двухчастная, трехчастная формы музыки. Форма рондо и форма вариаций. Повтор и контраст как важнейшие средства построения музыки. процессе коллективного музицирования. -Выражать собственные чувства и эмоции как отклик на услышанное музыкальное произведение. -Перечислять простые музыкальные формы. -Распознавать художественный замысел различных форм (построений) музыки (одночастные, двух-и трехчастные, вариации, рондо и др.). -Сравнивать музыкальные формы по принципу сходства и различия. -Исследовать и определять форму построения музыкального произведения. -Сольмизировать и сольфеджировать мелодии. -Участвовать в хоровом исполнении гимна Российской Федерации. Коллективная, групповая работа, работа в парах, индивидуальная. Практическая часть ООП Практическая работа. Урок-концерт 2ч 20 4 класс (34 часа, 1 час в неделю) № п/п Содержание учебного предмета 1. «Музыка моего народа» (8 ч) 1-я четверть. Россия –Родина моя. Народная музыка как энциклопедия жизни. «Преданья старины глубокой». Музыка в народном духе. Сказочные образы в музыке моего народа. Осознание отличительных особенностей русской музыки. Народная песня –энциклопедия жизни русского народа. Разнообразие жанров русской народной песни. От народной песни – к творчеству композиторов (интонационно-песенная основа, энциклопедизм, демократизм, гуманистическое начало). Современная интерпретация народной песни. Общее и различное в музыке народов России и мира: содержание, язык, форма. Интернационализм музыкального языка. Единство общего и индивидуального в музыке разных стран и народов «Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ» (8 ч) 2-я четверть. «От Москвы –до самых до окраин». Песенность, танцевальность и маршевость в музыке разных народов страны. Знакомимся с интонационными портретами музыки народов России. Урок-концерт. Всеобщность закономерностей музыки. Музыка народов – субъектов РФ. Сочинения композиторов на народные песни. Сочинения композиторов на темы песен других народов. Закономерности музыки и их отражение в произведениях разных народов России. Взаимопроникновение музыкальных интонаций 2. Основные виды учебной деятельности, формы проведения занятий -Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира. -Анализировать художественнообразное содержание, музыкальный язык произведений своего народа. -Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкальнопоэтического творчества своего народа. –Воспроизводить мелодии: сольфеджируя; пропевая с текстом с ориентацией на нотную запись. -Участвовать в инсценировках традиционных народных обрядов. -Участвовать в музыкальной жизни страны, школы, города и др. Коллективная, групповая работа,работа в парах, индивидуальная. -Воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись. -Анализировать художественнообразное содержание, музыкальный язык произведений разных народов. -Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкальнопоэтического творчества разных народов. -Моделировать варианты интерпретации музыкальных произведений. -Осуществлять коллективную музыкально-поэтическую деятельность (на основе музыкальноисполнительского замысла), корректировать собственное исполнение. -Определять разновидности хоровых 21 коллективов (детский, женский, мужской, смешанный).-Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе современных электронных средств. Коллективная, работа,работа индивидуальная. 3. «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ» (10 ч) 3-я четверть. Выразительность и изобразительность музыки народов мира. Своеобразие музыкальных интонаций в мире. Как музыка помогает дружить народам? Какие музыкальные инструменты есть у разных народов мира? Как прекрасен этот мир! Осознание интернациональности музыкального языка. Музыка народов мира: своеобразие интонаций и общность жизненного содержания; песенность, танцевальность и маршевость; выразительность и изобразительность. Музыкальные инструменты народов мира. в групповая парах, -Воспринимать профессиональное творчество и музыкальный фольклор народов мира. -Соотносить интонационномелодические особенности музыкального творчества своего народа и народов других стран. -Инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров. -Сольмизировать и сольфеджировать мелодии. -Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров. -Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. Коллективная, групповая работа, работа в парах, индивидуальная. 4. «Композитор –исполнитель – слушатель» (8 ч) 4-я четверть. Композитор – творец красоты. Галерея портретов исполнителей. Вслушивайся и услышишь! Урок-концерт. Триединство понятий «композитор», «исполнитель», «слушатель». Композитор – народ и личность, характер и форма сочинения, интонационные особенности, композиторский стиль. Исполнитель – состав исполнителей (солисты, ансамбли, оркестры, хоры), характер исполнения, индивидуальный исполнительский стиль. Особенности слушания музыки. Школьники в роли -Сравнивать особенности музыкальной речи разных композиторов. -Называть изученные музыкальные сочинения и их авторов. -Узнавать по звучанию и называть выдающихся исполнителей и исполнительские коллективы (в пределах изученного). -Узнавать и определять различные виды музыки (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая). -Узнавать певческие голоса (детские, мужские, женские). 22 исполнителей, слушателей, композиторов. Тема «Композитор– Исполнитель–Слушатель» как обобщение содержания музыкального образования школьников начальных классов. -Участвовать в коллективной, ансамблевой, певческой деятельностях. -Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.). -Импровизировать, передавать опыт музыкально-творческой деятельности в сочинении, исполнении. -Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др -Участвовать в хоровом исполнении гимна Российской Федерации. Коллективная, групповая работа, работа в парах, индивидуальная. Практическая часть ООП Практическая работа. Урок-концерт 2ч Ш. Тематическое планирование по учебному предмету «Музыка» «Музыка» Т.В. Челышевой, В.В. Кузнецовой УМК «Перспективная начальная школа». 1 класс (33 часа) 23 № Тема урока урока Количество часов Звуки вокруг нас (9 ч.) 1 Звуки в доме Маши и Миши. 1 2 Рождение песни. 1 3 Рождение песни. Симфоническая картина «Кикимора» 1 4 Колыбельная песня. 1 5 Поющие часы. 1 6 «Кошкины» песни. И. Кирилина. Ученый кот. 1 7 «Кошкины» песни. П. Чайковский. Кот в сапогах и белая кошечка из балета «Спящая красавица» О чём «поёт» природа. С. Прокофьев. Прогулка 1 9 О чём «поёт» природа. Полет Шмеля из оперы РимскогоКорсакова «Сказка о царе Салтане» Музыкальные встречи Маши и Миши (7 ч.) 1 10 Музыка про разное. «Звуки музыки». Музыка про разное. 1 Музыка про разное. «Марш Черномора». Фрагмент из оперы «Руслан и Людмила». М.И. Глинка. Звучащий образ Родины. Ростовские колокольные звоны. 1 1 15 Звучащий образ Родины. М. Мусоргский. Богатырские ворота. Здравствуй, гостья-зима. 16 Новогодний хоровод. Исполнение новогодних песен. 1 8 11 12 13 14 1 1 1 1 «Так и льются сами звуки из души!» (10 ч.) 17 1 19 Зимние забавы. К. Дебюсси. Снег танцует. Из цикла «»Детский уголок» Зимние забавы. П. Чайковский. Вальс снежных хлопьев из балета «Щелкунчик» Музыкальные картинки. К Сен-Санс. Карнавал животных. 20 Музыкальные картинки. Д. Кабалевский. Ежик. Клоуны. 1 21 Мелодии жизни. П. Чайковский. Болезнь куклы 1 22 Мелодии жизни. Украинская народна песня «Журавель» и Симфония №2 П. Чайковского. Весенние напевы 1 18 23 1 1 1 24 24 Весенние напевы. Э.Григ. Весной. 1 25 Музыкальный язык. Выразительность музыки. Музыкальная фраза. Музыкальный язык. Опера-игра М. Красева «МухаЦокотуха». 1 26 1 Волшебная сила музыки (7 ч.) 27 Композитор - исполнитель — слушатель. П. Чайковский. Полька Композитор - исполнитель — слушатель. Дирижер. 1 1 31 Музыка в стране «Мульти-пульти». Колыбельная Медведицы из мульфильма «Умка». Музыка в стране «Мульти-пульти». Г.Гладков. Песенка Львенка и Черепахи. Всюду музыка живет. 32 Всюду музыка живет. М. Равель. Игра воды. 1 33 Урок- концерт. 1 28 29 30 1 1 1 2 класс (34 часа) № Тема урока Количество урока часов Три кита» в музыке: песня, танец и марш(8 ч) 1 Главный «кит» – песня. 1 2 Мелодия – душа музыки. 1 3 Каким бывает танец. 1 25 4 Мы танцоры хоть куда! 1 5 Маршируют все. 1 6 Где слышится маршевость? 1 7 1 8 «Музыкальные киты» встречаются вместе. «Начинам перепляс». «Музыкальные киты» встречаются вместе. «Веселый музыкант». О чем говорит музыка (8 ч) 9 Маша и Миша узнают, что умеет музыка. 1 10 Музыкальные портреты. Г. Свиридов. Упрямец. Р.Шуман. Веселый крестьянин. Музыкальные портреты. Д. Кабалевский. Три подружки. Монтер. Подражание голосам. 1 Как музыка изображает движение? М Глинка. Попутная песня. Как музыка изображает движение? Д. Кабалевский. Кавалерийская. Музыкальные пейзажи. Урок-концерт. 1 16 Музыкальные пейзажи. С. Прокофьев. Вариации Феи Зимы из балета «Золушка». Куда ведут нас «три кита (10 ч) 1 17 «Сезам, откройся!».Образность песен, танцев и маршей. 1 18 Путешествие по музыкальным странам. Опера. 1 19 1 20 Три чуда из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» Опера М. Коваля «Волк и семеро козлят» 21 Балет.Марш из балета П. Чайковского «Щелкунчик». 1 22 Балет. Фрагмент из балета С. Прокофьева «Золушка» 1 23 1 25 «Страна симфония». С Прокофьев. «Классическая симфония» «Страна симфония». Фрагмент из Симфонии №4 П. Чайковского. Концерт. Жанр концерта 26 Д. Кабалевский. Концерт №3 для ф-но с оркестром. 1 11 12 13 14 15 24 1 1 1 1 1 1 1 1 26 Что такое музыкальная речь? (8 ч) 27 Музыкальный язык. Мажорный и минорный лады. 1 28 Музыкальный язык. Музыкальный размер. 1 29 Музыкальный язык. Музыкальная форма. 1 30 1 32 Музыкальная сказка. С Прокофьев. «Петя и волк». Петя. Птичка. Утка. Кошка. Музыкальная сказка. «Петя и волк». Дедушка. Волк. Охотники Главная песня страны. 33 Обобщение. Музыка как вид искусства 1 34 Творческий урок-концерт. 1 31 1 1 3 класс (34 часа) № Тема урока урока Количество часов Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость (8ч) 1 Открываем для себя новые качества музыки. 1 2 Мелодичность – значит песенность? 1 3 Песенность в вокальной и инструментальной музыке. 1 4 Танцевальность бывает не только в танцах. 1 27 5 Отражение танцевальности в вокальной и инструментальной музыке. 1 6 Где слышится маршевость? 1 7 Встречи с песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыкой 1 8 Обобщение по теме «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость» 1 Интонация (8 ч) 9 Сравниваем разговорную и музыкальную речь 1 10 Сравниваем разговорную и музыкальную речь. С. Прокофьев. Болтунья. 1 11 Мелодия – интонационно осмысленное музыкальное построение. 1 12 Зерно-интонация в музыке 1 13 Интонационная выразительность исполнения 1 14 Выразительные и изобразительные интонации. Урокконцерт. 1 15 Как связаны между собой выразительные и изобразительные интонации? 1 16 Обобщение по теме «Интонация – основа музыки» 1 Развитие музыки (10 ч) 17 Развитие музыки. 1 18 Средства музыкальной выразительности, помогающие развиваться музыке. 1 19 Средства музыкальной выразительности и их роль в развитии музыки. 1 20 Исполнительское развитие музыки. 1 21 Исполнительское развитие, характерное для куплетной формы. 1 22 Развитие, заложенное в самой музыке. Ладовое и 1 28 динамическое развитие. 23 Развитие, заложенное в самой музыке. Темповое и фактурное развитие. 1 24 Музыкальная сказка «Петя и волк» Новое в образах Пети, Птички, Утки .Кошки. 1 25 Музыкальная сказка «Петя и волк». Новое в образах Дедушки, Волка, Охотников. 1 26 Обобщение по теме «Развитие музыки» 1 Построение (формы) музыки (8 ч) 27 Организация музыкального произведения. Деление на большие и маленькие части 1 28 Одночастные музыкальные произведения. 1 29 Музыкальные произведения, имеющие две или три части 1 30 Рондо – интересная музыкальная форма 1 31 Построение вариаций. 1 32 О важнейших средствах построения музыки 1 33 Повтор и контраст как важнейшие средства построения музыки. Обобщение по теме «Построение музыки». Урок-концерт. 1 34 1 4 класс № Тема урока урока Количество часов Музыка моего народа (8 ч) 1 Россия – Родина моя. 1 2 1 3 Россия – Родина моя. С. Прокофьев. Ходит месяц над лугами. Народная музыка как энциклопедия жизни. 4 «Преданья старины глубокой». 1 5 Музыка в народном духе. 1 1 29 6 Сказочные образы в музыке моего народа. 1 7 Сказочные образы в музыке моего народа 1 8 Обобщение по теме«Музыка моего народа» 1 Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ (8 ч) 9 «От Москвы – до самых до окраин». 10 «От Москвы – до самых до окраин». Фрагмент из 1 Концерта №3 для ф-но с оркестром С. Рахманинова. Песенность, танцевальность и маршевость в музыке 1 разных народов страны. М. Балакирев. Исламей. Песенность, танцевальность и маршевость в музыке 1 разных народов страны. Ц. Кюи. Зима. Песенность, танцевальность и маршевость в музыке 1 разных народов страны.А. Пахмутова. Здравствуй, Русская зима! Знакомимся с интонационными портретами музыки 1 народов России. Татарские, марийские, чукотские народные песни. Знакомимся с интонационными портретами музыки 1 народов России. Песни народов Кавказа. Обобщение по теме «Музыка народов моей страны». 1 Урок-концерт. Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ(10 ч) 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Выразительность и изобразительность музыки народов мира. Белорусские, украинские народные песни. Выразительность и изобразительность музыки народов мира. Норвежские, чешские литовские песни. Своеобразие музыкальных интонаций в мире. К.Дебюсси. Маленький негритенок. Своеобразие музыкальных интонаций в мире. П. Чайковский. Итальянская песенка. Произведения композиторов-классиков, написанные по мотивам других народов. Л. Бетховен. Вариации на русскую тему. Произведения композиторов-классиков, написанные по мотивам других народов. Н.А. Римский-Корсаков. 4 часть Симфонической поэмы «Шехерезада». Музыкальные инструменты разных народов мира.Струнные инструменты. Музыкальные инструменты разных народов мира. Духовые и ударные инструменты. Как прекрасен этот мир! 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 30 26 Обобщение по теме «Музыка разных народов мира» 1 Композитор – исполнитель – слушатель(8 ч) 27 Композитор – творец красоты. И.С. Бах. 1 28 Композитор – творец красоты. В.А. Моцарт. 1 29 Галерея портретов исполнителей. Солисты. 1 30 Галерея портретов исполнителей. Оркестры. Хоры. 1 31 Портреты солистов-певцов произведений. Вслушивайся и услышишь! 1 32 33 34 на примере вокальных Обобщение по теме «Композитор – исполнитель – слушатель» Итоговый урок-концерт «Музыка мира» 1 1 1 31