РП МУЗЫКА 1-4 г.

Приложение
к основной образовательной программе начального общего образования,
утверждённой приказом №232/01-02 от 28.08.2020г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каменская средняя общеобразовательная школа»
(МБОУ «Каменская СОШ»)

Рабочая программа учебного предмета
«Музыка»

уровень начального общего образования
срок реализации программы 4 года

Составитель:
Киселева В.Я.
1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Музыка»
Уровень обучения: начальное общее образование (1-4 классы)

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Рабочая программа по музыке для 1-4 класса разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной
программы по музыке, авторской программы по предмету «Музыка» Т.В. Челышевой, В.В.
Кузнецовой УМК «Перспективная начальная школа».
В соответствии с Примерным учебным планом для образовательных учреждений,
использующих УМК «Перспективная начальная школа», учебный предмет «Музыка»
представлен в предметной области «Искусство», изучается с 1 по 4 класс по одному часу в
неделю. При этом в первом классе курс рассчитан на 33 часа (33 учебных недели), а в
каждом из остальных классов на 34 часа (34 учебные недели).
Рекомендуемый общий объем учебного времени составляет 135 часов.
При разработке программы использовались следующие документы:
● Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (в действующей редакции);
● Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
(приказ Минобрнауки России от 6.10.2009г. № 373 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования").
Основными формами организации учебного процесса являются групповые и
коллективные. Содержание курса обеспечивает возможность разностороннего развития
обучающихся благодаря следующим видам деятельности:



наблюдению, восприятию музыки и размышлению о ней;
воплощению музыкальных образов при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций;



разучиванию и исполнению вокально-хоровых произведений;



игре на элементарных детских музыкальных инструментах;



импровизация в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности;

В ходе обучения музыке школьники приобретают навыки коллективной музыкальнотворческой деятельности (хоровое и ансамблевой пение, музицирование на элементарных
музыкальных инструментах, инсценирование песен и танцев, музыкально-пластические
2

композиции, танцевальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при
выполнении учебных и творческих задач.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка»
к концу 1-го года обучения
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся,
которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов
фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов;
–
умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и
внеурочной деятельности, их понимание и оценка
–
умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей
действительности, участие в музыкальной жизни класса;
–
уважительное отношение к культуре других народов;
–овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
–
формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической
деятельности:
–
овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности;
–
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе
восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; –определять наиболее
эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой
деятельности;
–
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при
решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и
внешкольной музыкально-эстетической деятельности; –позитивная самооценка своих
музыкально-творческих возможностей;
–
приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании,
характере, особенностях языка музыкальных произведений в соответствии с задачами
коммуникации;
В результате изучения раздела «Звуки вокруг нас»
обучающиеся научатся:
- Воспринимать звуки природы, сравнивать их с музыкальными звуками.
- Наблюдать за использованием музыки в жизни человека.
- Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Размышлять об истоках возникновения музыкальных звуков.
-Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и
исполнении музыкальных произведений.
-Исполнять песни, играть на детских элементарных и электронных музыкальных
инструментах.
3

- Импровизировать музыку в пении, игре, пластических движениях.
- Осуществлять первые опыты сочинения.
В результате изучения раздела «Музыкальные встречи Маши и Миши»
обучающиеся научатся:
- Сравнивать разные музыкальные произведения.
- Определять, от чего зависит музыкальное окружение жизни ребенка.
- Находить особенности музыкального отражения жизненных ситуаций.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Размышлять об особенностях воплощения сказки в музыке.
-Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого
в слове, рисунке, жесте, пении и пр.
- Выявлять в музыкальном тексте характеристики образа Родины, родной сторонки.
- Исполнять различные по характеру музыкальные произведения.
-Осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пении и импровизации.
В результате изучения раздела «Так и льются сами звуки из души!»
обучающиеся научатся:
- Выявлять выразительные возможности музыки.
- Выражать свои чувства, переживания, отношения в словах, музыкальных движениях,
певческих интонациях, рисунках по музыкальным произведениям.
- Разучивать и исполнять песни в сотворчестве с одноклассниками.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.
- Размышлять, рассуждать об отражении в музыке времен года, жизни животных, птиц,
зверей, людей.
- Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки.
- Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизация) с учетом
выразительных возможностей музыки.
- Инсценировать песни, фрагменты опер.
В результате изучения раздела «Волшебная сила музыки»
обучающиеся научатся:
- Осознавать преобразующие функции музыки.
- Сравнивать музыкальные характеристики разных героев.
- Проявлять интерес к взаимосвязи композитора, исполнителя и слушателя как субъектов
музыкально-творческой деятельности.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Рассуждать о роли музыки в жизни человека.
- Отражать в исполнении интонационно-мелодические особенности музыкальных образов.
- Воплощать художественно-образное содержание народной и композиторской музыки в
пении, слове, пластике, рисунке.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка»
к концу 2-го года обучения
4

Личностные результаты:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов
фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов;
–
умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и
внеурочной деятельности, их понимание и оценка
–
умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей
действительности, участие в музыкальной жизни класса;
–
уважительное отношение к культуре других народов;
–овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
–
формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметные результаты:
–
овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности;
–
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе
восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; –определять наиболее
эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой
деятельности;
–
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при
решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и
внешкольной музыкально-эстетической деятельности; –позитивная самооценка своих
музыкально-творческих возможностей;
–
приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании,
характере, особенностях языка музыкальных произведений в соответствии с задачами
коммуникации;
В результате изучения раздела «Три кита» в музыке: песня, танец и марш»
обучающиеся научатся:
- Выявлять разницу в характере музыки марша, танца и песни.
- Сравнивать специфические особенности произведений разных жанров.
- Сопоставлять разнообразие маршей, танцев, песен с многообразием жизненных ситуаций,
при которых они звучат.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Определять мелодию как «душу музыки».
- Воплощать художественно-образное содержание народной и композиторской музыки в
пении, слове, пластике, рисунке.
-Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой
деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах,
пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.) в процессе
коллективного музицирования.
В результате изучения раздела «О чем говорит музыка»
обучающиеся научатся:
- Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.
5

-Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные
особенности музыки.
- Осознавать языковые особенности выразительности и изобразительности музыки.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкальнотеатральных жанров.
- Воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении (в пении, игре на
элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении)
-Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и
инструментального) воплощения различных художественных образов.
В результате изучения раздела «Куда ведут нас три кита»
обучающиеся научатся:
-Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе
прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.
-Соотносить простейшие жанры (песни, танцы, марши) с их воплощением в крупных
музыкальных жанрах.
- Различать крупные жанры: оперу, балет, симфонию, концерт.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Передавать в собственном исполнении (пение, игра на инструментах, музыкальнопластическое движение) различные музыкальные образы.
- Ориентироваться в нотном письме, как в графическом изображении интонаций (вопросответ, выразительные и изобразительные интонации и т. д.).
- Создавать на основе полученных знаний музыкальные композиции (пение, музыкальнопластическое движение, игра).
В результате изучения раздела «Что такое музыкальная речь»
обучающиеся научатся:
- Сравнивать специфические особенности произведений разных жанров.
- Называть средства музыкальной выразительности.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-Соотносить различные элементы музыкальной речи с музыкальными образами и их
развитием.
- Воплощать художественно-образное содержание народной и композиторской музыки в
пении, слове, пластике, рисунке.
-Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой
деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах,
пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.).
-Импровизировать в соответствии с заданным либо самостоятельно выбранным
музыкальным образом (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации).
- Участвовать в хоровом исполнении гимна Российской Федерации.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка»
к концу 3-го года обучения
Личностные результаты:
6

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов
фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской
православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства
России;
–
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления
произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
–
умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и
внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в
культурном многообразии окружающей
действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы;
–
уважительное отношение к культуре других народов; сформированность
эстетических потребностей, ценностей и чувств;
–
развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение
навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
–
ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в
музыкальной жизни класса, школы;
–
формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
–
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя вэмоциональноценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и
общества.
Метапредметные результаты:
–
овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной
деятельности;
–
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе
восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; –определять наиболее
эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой
деятельности;
–
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при
решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и
внешкольной музыкально-эстетической деятельности; – освоение начальных форм
познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкальнотворческих возможностей;
–
овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных
музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
–
приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании,
характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих
направлений в соответствии с задачами коммуникации;
–
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого
анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
–
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую
деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
7

(включая
цифровые
мультимедийные презентации и т. п.).

образовательные

ресурсы,

В результате изучения раздела «Песня, танец, марш перерастают в песенность,
танцевальность, маршевость» обучающиеся научатся:
- различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке;
- анализировать жанрово-стилевые особенности музыкальных произведений и сравнивать их
специфические особенности;
- передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой
деятельности (пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, пластические
движения, инсценирование песен, драматизация и пр.);
- узнавать и определять различные составы оркестров (симфонический, духовой, народных
инструментов).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- создавать музыкальные композиции в различных видах исполнительской деятельности.
В результате изучения раздела «Интонация» обучающиеся научатся:
- исполнять и инсценировать совместно с одноклассниками песни, танцы, фрагменты из
произведений музыкально-театральных жанров;
- сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия;
-выявлять различные по смыслу музыкальные интонации;
- осознавать жизненную основу музыкальных интонаций.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их
взаимосвязи и взаимодействии.
- воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись;
- импровизировать на заданную и свободную темы;
- исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства.
В результате изучения раздела «Развитие музыки» обучающиеся научатся:
- распознавать и оценивать выразительность музыкальной речи, ее смысл;
- наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и
различия интонаций, тем, образов;
- сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и
жанров;
- распознавать и объяснять разные виды развития музыкальных произведений.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
- воплощать в исполнении (в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах,
музыкально-пластическом движении) эмоциональное восприятие различных музыкальных
образов и их развитие.
В результате изучения раздела «Построение (формы) музыки» обучающиеся научатся:
- участвовать в хоровом исполнении гимна Российской Федерации;
- соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его
воплощения в процессе коллективного музицирования;
8

- выражать собственные чувства и эмоции как отклик на услышанное музыкальное
произведение;
- перечислять простые музыкальные формы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- распознавать художественный замысел различных форм (построений)
(одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.);
- сравнивать музыкальные формы по принципу сходства и различия;
- исследовать и определять форму построения музыкального произведения;
- сольмизировать и сольфеджировать мелодии.

музыки

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка»
к концу 4-го года обучения
Личностные результаты:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов
фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской
православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства
России;
–
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления
произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
–
умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и
внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в
культурном многообразии окружающей
действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.; – уважительное
отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей,
ценностей и чувств;
–
развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение
навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
–
ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в
музыкальной жизни класса, школы и др.;
–
формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
–
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоциональноценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и
общества.
Метапредметные результаты:
–
овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной
деятельности;
–
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера впроцессе
восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; – формирование умения
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
9

–

–
–
–
–
–

поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания
музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения
результата в исполнительской и творческой деятельности;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при
решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и
внешкольной музыкально-эстетической деятельности; – освоение начальных форм
познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкальнотворческих возможностей;
овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных
музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании,
характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих
направлений в соответствии с задачами коммуникации;
формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с
размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной
форме;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого
анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую
деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
(включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы,
цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т. п.).

В результате изучения раздела «Музыка моего народа» обучающиеся научатся:
-Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира.
-Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений
своего народа.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и
музыкально-поэтического творчества своего народа.
-Воспроизводить мелодии: сольфеджируя; пропевая с текстом с ориентацией на нотную
запись.
-Участвовать в инсценировках традиционных народных обрядов.
-Участвовать в музыкальной жизни страны, школы, города и др.
В результате изучения раздела – «Между музыкой моего народа и музыкой других
народов моей страны нет непереходимых границ» обучающиеся научатся:
-Определять разновидности хоровых коллективов (детский, женский, мужской, смешанный).
-Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений
разных народов.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-Воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись.
-Осуществлять коллективную музыкально-поэтическую деятельность (на
музыкально-исполнительского замысла), корректировать собственное исполнение.

основе

10

-Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в
том числе современных электронных средств.
-Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и
музыкально-поэтического творчества разных народов.
-Моделировать варианты интерпретации музыкальных произведений.
В результате изучения раздела «Между музыкой разных народов мира нет
непереходимых границ» обучающиеся научатся:
- Воспринимать профессиональное творчество и музыкальный фольклор народов мира.
- Соотносить интонационно-мелодические особенности музыкального творчества своего
народа и народов других стран.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных
жанров.
- Сольмизировать и сольфеджировать мелодии.
- Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров.
- Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.
В результате изучения раздела «Композитор – исполнитель – слушатель»
обучающиеся научатся:
- Узнавать по звучанию и называть выдающихся исполнителей и исполнительские
коллективы (в пределах изученного).
- Узнавать и определять различные виды музыки (вокальная, инструментальная, сольная,
хоровая, оркестровая).
- Узнавать певческие голоса (детские, мужские, женские).
- Участвовать в хоровом исполнении гимна Российской Федерации.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Сравнивать особенности музыкальной речи разных композиторов.
- Называть изученные музыкальные сочинения и их авторов.
- Участвовать в коллективной, ансамблевой, певческой деятельностях.
- Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой
деятельности (пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, пластические
движения, инсценирование песен, драматизация и пр.).
- Импровизировать, передавать опыт музыкально-творческой деятельности в сочинении,
исполнении.
- Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др.
II. Содержание учебного предмета «Музыка» с указанием форм организации учебных
занятий и основных видов учебной деятельности
1 класс (33 часа, 1 час в неделю)
«Музыка» Т.В. Челышевой, В.В. Кузнецовой УМК «Перспективная начальная школа».
№ п/п
Содержание учебного предмета
1.

Основные виды учебной
деятельности, формы проведения
занятий

«Звуки вокруг нас» (9 ч)
11

1-я четверть
Звуки в доме Маши и Миши.
Рождение песни. Колыбельная. Поющие
часы. «Кошкины» песни. О чем «поет»
природа?
Начало большого путешествия в
мир
музыки
от
родного
порога.
Воплощение в звуках окружающей жизни,
природы, настроений, чувств и характера
человека. Знакомство с музыкальными
звуками. Встреча с ними в родном доме
среди множества других звуков. Первая
песня, услышанная в родном доме –
мамина колыбельная. Мягкие размеренные
покачивания
колыбельной
как
ее
интонационная основа. Выразительность
колыбельной песни и другой похожей на
нее музыки. От музыкальных звуков дома
– к «поющей природе». Мелодии жизни за
порогом дома. Музыка о природе.

-Воспринимать
звуки
природы,
сравнивать их с музыкальными
звуками.
-Наблюдать
за
использованием
музыки в жизни человека.
-Различать настроения, чувства и
характер человека, выраженные в
музыке.
-Размышлять
об
истоках
возникновения музыкальных звуков.
-Проявлять
эмоциональную
отзывчивость,
личностное
отношение при восприятии и
исполнении
музыкальных
произведений.
-Исполнять песни, играть на детских
элементарных
и
электронных
музыкальных инструментах.
-Импровизировать музыку в пении,
игре, пластических движениях
-Осуществлять
первые
опыты
сочинения.
Коллективная, групповая работа

2.

«Музыкальные встречи Маши и Миши»
(7 ч)
2-я четверть. Музыка про разное.
Звучащий образ Родины. Здравствуй,
гостья-зима.
От музыки в жизни ребенка – к звучащему
образу Родины. Музыкальное окружение в
жизни ребенка: музыка в школе, на улице,
у друзей. Отражение в музыке разных
жизненных ситуаций. Сказка в музыке.
Музыка о разных исторических временах.
Образ Родины в музыке: ее просторы,
красота, величие, богатырская сила.
Родная
сторонка
в
музыкальных
картинках.

-Сравнивать разные музыкальные
произведения.
-Определять, от чего зависит
музыкальное
окружение
жизни
ребенка.
-Находить
особенности
музыкального отражения жизненных
ситуаций.
-Размышлять об особенностях
воплощения сказки в музыке.
-Выражать
свое
эмоциональное
отношение к музыкальным образам
исторического прошлого в слове,
рисунке, жесте, пении и пр.
-Выявлять в музыкальном тексте
характеристики
образа
Родины,
родной сторонки.
-Исполнять различные по характеру
музыкальные произведения.
-Осуществлять
собственный
12

музыкально-исполнительский
замысел в пении и импровизации
Коллективная, групповая работа.
3.

«Так и льются сами звуки из души!»
(10 ч)
3-я
четверть.
Зимние
забавы.
Музыкальные картинки. Мелодии жизни.
Весенние напевы. «Поговорим» на
музыкальном языке.
Музыка вокруг ребенка –музыка в душе
ребенка –музыка в его художественном
творчестве.
Выразительные возможности музыки.
Приобщение к музыкальному искусству
через исполнение песен. «Общение» на
музыкальном языке. Музыка о временах
года. Задорные песни зимы. Весенние
напевы. Музыкальные миниатюры о
животных, птицах, зверях и игрушках.
Музыка для любимых мам и бабушек.

-Выявлять
выразительные
возможности музыки.
-Выражать
свои
чувства,
переживания, отношения в словах,
музыкальных движениях, певческих
интонациях,
рисунках
по
музыкальным произведениям.
-Разучивать и исполнять песни в
сотворчестве с одноклассниками.
-Разыгрывать
народные
песни,
участвовать в коллективных играхдраматизациях.
-Размышлять,
рассуждать
об
отражении в музыке времен года,
жизни животных, птиц, зверей,
людей.
-Обнаруживать общность истоков
народной
и
профессиональной
музыки.
-Импровизировать
(вокальная,
инструментальная,
танцевальная
импровизация)
с
учетом
выразительных
возможностей
музыки.
-Инсценировать песни, фрагменты
опер.
Коллективная, групповая работа

4.

«Волшебная сила музыки» (7 ч)
4-я четверть.
Композитор – исполнитель – слушатель.
Музыка в стране «Мульти-пульти». Всюду
музыка живет. Урок-концерт.
Музыка преображает человека. Ребенок
как слушатель и исполнитель. Любимые
музыкальные герои. Новые встречи с
музыкой. Музыка –вечный спутник
человека.

-Осознавать
преобразующие
функции музыки.
-Сравнивать
музыкальные
характеристики разных героев.
-Проявлять интерес к взаимосвязи
композитора,
исполнителя
и
слушателя
как
субъектов
музыкально-творческой
деятельности.
-Рассуждать о роли музыки в жизни
человека.
-Отражать
в
исполнении
интонационно-мелодические
особенности музыкальных образов.
13

-Воплощать художественно-образное
содержание
народной
и
композиторской музыки в пении,
слове, пластике, рисунке.
Коллективная, групповая работа
Практическая часть ООП
Практическая работа. Урок-концерт
1ч

14

2 класс (34 часа, 1 час в неделю)
№ п/п

Содержание учебного предмета

1.

«Три кита» в музыке: песня, танец и
марш» (8 ч)
1-я четверть. Главный «кит» – песня.
Мелодия – душа музыки. Каким
бывает танец. Мы танцоры хоть куда!
Маршируют все. «Музыкальные киты»
встречаются вместе.
Три основные сферы музыки как
самые понятные и близкие детям
музыкальные жанры. Восприятие
второклассниками песни, танца и
марша как давних и хороших
знакомых. Ощущение разницы в
характере музыки марша, танца и
песни.
Многообразие
жизненных
ситуаций, при которых звучат песни,
танцы и марши. Разнообразие маршей
(спортивный, солдатский, парадный,
игрушечный и др.); танцев (менуэт,
полька, вальс, пляска); песен (о
Родине, колыбельные, хороводные,
шуточные,
песни
–музыкальные
картинки
и
др.).
Осознание
обучающимися мелодии как «души
музыки». Определение сочетания в
одной музыке разных музыкальных
жанров –«киты встречаются вместе»

Основные виды учебной
деятельности, формы проведения
занятий
-Выявлять разницу в характере
музыки марша, танца и песни.
-Сравнивать
специфические
особенности произведений разных
жанров.
-Сопоставлять
разнообразие
маршей,
танцев,
песен
с
многообразием
жизненных
ситуаций, при которых они звучат.
-Определять мелодию как «душу
музыки».-Воплощать
художественно-образное
содержание
народной
и
композиторской музыки в пении,
слове, пластике, рисунке.
-Передавать
эмоциональные
состояния в различных видах
музыкально-творческой
деятельности (пение, игра на
детских
элементарных
музыкальных
инструментах,
пластические
движения,
инсценирование
песен,
драматизация и пр.) в процессе
коллективного музицирования.
Коллективная, групповая работа,
работа в парах

2.

– «О чем говорит музыка» (8 ч)
2-я четверть. Маша и Миша узнают,
что умеет музыка. Музыкальные
портреты. Подражание голосам. Как
музыка
изображает
движение?
Музыкальные пейзажи. Урок-концерт.
Восприятие музыки как звучащего
вида
искусства,
обладающего
выразительными и изобразительными
возможностями.
Осознание
учащимися, что музыка может
выражать чувства, мысли и настроение
человека,
рисует
музыкальные
портреты,
выражает
черты
его
характера. Музыка может подражать

-Выявлять различные по смыслу
музыкальные интонации.
-Распознавать и эмоционально
откликаться на выразительные и
изобразительные
особенности
музыки.
-Осознавать языковые особенности
выразительности
и
изобразительности музыки.
-Исполнять, инсценировать песни,
танцы, фрагменты из произведений
музыкально-театральных жанров.
-Воплощать музыкальное развитие
образа в собственном исполнении
15

звучанию
голосов
разных
музыкальных
инструментов,
изображать движение, разнообразные
звуки, шумы и картины окружающей
природы. Все это – музыкальное
окружение
жизни
ребенка,
прочувствованное и осознанное им как
органичная часть самой жизни со
сменой времен года, с каждодневными
заботами и делами, с буднями и
праздниками

(в пении, игре на элементарных
музыкальных
инструментах,
музыкально-пластическом
движении)
-Общаться и взаимодействовать в
процессе
ансамблевого,
коллективного(хорового
и
инструментального)
воплощения
различных
художественных
образов
Коллективная, групповая работа,
работа в парах, индивидуальная.

3.

– «Куда ведут нас «три кита» (10 ч)
3-я четверть. «Сезам, откройся!».
«Путешествие
по
музыкальным
странам». Опера. Что такое балет?
«Страна симфония». Каким бывает
концерт?
Вхождение в мир большой музыки с
помощью простейших музыкальных
жанров –песни, танца и марша.
Образность песен, танцев и маршей.
Песенные
основы
оперы,
танцевальные основы балета. Оперные
и балетные марши. Ощущение
органичного перехода от песни – к
песенности,
от
танца
–
к
танцевальности, от марша – к
маршевости. От народной песни – к
симфонической музыке. Превращение
песни в музыку фортепьянную,
симфоническую, хоровую, оперную,
балетную. Песня как основа любого
крупного
музыкального
жанра.
Самостоятельная жизнь танцевальной
музыки. Танцевальность в разных
областях музыки. Проникновение
танца в оперу, балет, симфонию,
концерт.
Многоликость
маршей:
простые бытовые марши –марши для
исполнения в концертах, марши в
симфониях, в ораториях, операх,
балетах. Взрослые и детские оперы.
Знакомство с оперой «Волк и семеро
козлят». Разучивание тем главных
героев. Темы –песни, песни –танцы,
песни –марши. Участие в исполнении
финала оперы. Музыкальный театр –
храм, где царят опера и балет.

-Применять
знания
основных
средств
музыкальной
выразительности
при
анализе
прослушанного
музыкального
произведения и в исполнительской
деятельности.
-Соотносить простейшие жанры
(песни, танцы, марши) с их
воплощением
в
крупных
музыкальных жанрах.
-Различать крупные жанры: оперу,
балет, симфонию, концерт.
-Передавать в собственном
исполнении
(пение,
игра на
инструментах,
музыкальнопластическое движение) различные
музыкальные образы.
-Ориентироваться в нотном письме,
как в графическом изображении
интонаций
(вопрос-ответ,
выразительные и изобразительные
интонации и т. д.).
-Создавать на основе полученных
знаний музыкальные композиции
(пение, музыкально-пластическое
движение, игра).
Коллективная, групповая работа,
работа в парах, индивидуальная.

16

4.

Назначение концертного зала.
– «Что такое музыкальная речь?»
(8 ч)
4-я четверть. Маша и Миша изучают
музыкальный
язык.
Занятная
музыкальная сказка. Главная песня
страны. Урок-концерт.
Восхождение
по
ступенькам
музыкальной грамотности. Признаки,
которые
помогают
различать
музыкальные
произведения,
их
характеры,
настроение,
жанры.
Причины
своеобразия
каждого
музыкального
произведения.
Осознание роли средств музыкальной
выразительности как «строительных
кирпичиков» музыкальных образов и
их
развития.
Формирование
музыкальной грамотности как особого
«чувства музыки». Обобщение темы
года на терминологическом уровне.

-Сравнивать
специфические
особенности произведений разных
жанров.
-Называть средства музыкальной
выразительности.
-Соотносить различные элементы
музыкальной речи с музыкальными
образами и их развитием.
-Воплощать
художественнообразное содержание народной и
композиторской музыки в пении,
слове, пластике, рисунке.
-Передавать
эмоциональные
состояния в различных видах
музыкально-творческой
деятельности (пение, игра на
детских
элементарных
музыкальных
инструментах,
пластические
движения,
инсценирование
песен,
драматизация и пр.).
-Импровизировать в соответствии с
заданным либо самостоятельно
выбранным музыкальным образом
(вокальная,
инструментальная,
танцевальная
импровизации).Участвовать в хоровом исполнении
гимна Российской Федерации

Коллективная, групповая работа,
работа в парах, индивидуальная.
Практическая часть ООП
Практическая работа. Урок-концерт
2ч

17

3 класс (34 часа, 1 час в неделю)
№ п/п

Содержание учебного предмета

1.

«Песня, танец, марш перерастают в
песенность, танцевальность,
маршевость» (8 ч)
1-я четверть: Открываем для себя новые
качества музыки. Мелодичность – значит
песенность? Танцевальность бывает не
только в танцах. Где слышится
маршевость?
Встречи
с
песеннотанцевальной
и
песенно-маршевой
музыкой.
Осознание песенности, танцевальности,
маршевости как важных, содержательно
значимых качеств музыки. Песенные
мелодии и песенные образы. Песенность
в вокальной и инструментальной музыке.
Вокализ. Танцевальные песни, отражение
танцевальности
в
вокальной
и
инструментальной
музыке.
Песни
маршевого характера. Маршевость в
произведениях
отечественных
и
зарубежных
композиторов.
Содержательные особенности песеннотанцевальной
и
песенно-маршевой
музыки

2.

«Интонация» (8 ч)
2-я четверть. Сравниваем разговорную и
музыкальную речь. Зерно-интонация в
музыке. Как связаны между собой
выразительные
и
изобразительные
интонации? Урок-концерт.
Осознание музыки как звучащего,
интонационно
осмысленного
вида
искусства. Сопоставление разговорной и
музыкальной речи. Общие черты:
понижение и повышение интонации,
усиление и ослабление звучания, акценты
и паузы, знаки препинания, фразы,
устремление к кульминации. Различия:
возможность точной записи по высоте и
по длительности музыкальной речи;

Основные виды учебной
деятельности, формы
проведения занятий

-Различать
песенность,
танцевальность и маршевость в
музыке.
-Анализировать
жанровостилевые
особенности
музыкальных произведений и
сравнивать их специфические
особенности.
-Передавать
эмоциональные
состояния в различных видах
музыкально-творческой
деятельности (пение, игра на
элементарных
музыкальных
инструментах,
пластические
движения, инсценирование песен,
драматизация и пр.).
-Узнавать и определять различные
составы
оркестров
(симфонический,
духовой,
народных
инструментов).Создавать
музыкальные
композиции в различных видах
исполнительской деятельности
Коллективная,
групповая
работа,работа
в
парах,
индивидуальная.
-Импровизировать на заданную и
свободную темы.
-Исследовать
интонационнообразную природу музыкального
искусства.
-Сравнивать
музыкальные
и
речевые интонации, определять их
сходство и различия.
-Выявлять различные по смыслу
музыкальные интонации.
-Осознавать жизненную основу
музыкальных интонаций.
-Анализировать и соотносить
выразительные и изобразительные
интонации, свойства музыки в их
18

3.

отсутствие этого в разговорной речи,
введение
условных
знаков
для
обозначения высоты интонации и
длительности ее звучания. Мелодия –
интонационно осмысленное музыкальное
построение.
Интонационная
выразительность исполнения: точное и
сознательное
выполнение
пауз,
выделение наиболее важных слов и
слогов во фразе, наиболее важных звуков
в мелодии, движение к кульминации,
деление на фразы и пр. Зерно-интонация
как
отражение
«зародыша»
всех
элементов
музыкальной
речи.
Выразительные
и
изобразительные
интонации, их неразрывное единство.
Интонация – основа музыки.
«Развитие музыки» (10 ч)
3-я четверть. Почему развивается
музыка? Какие средства музыкальной
выразительности помогают развиваться
музыке? Что такое исполнительское
развитие? Развитие, заложенное в самой
музыке. Что нового мы услышим в
музыкальной сказке «Петя и волк».
Осознание движения как постоянного
состояния музыки, которая развивается
во времени.
Интонационное развитие музыки как
отражение постоянных изменений в
окружающей
жизни,
в
чувствах,
настроении, мыслях человека. Средства
музыкальной выразительности их роль в
развитии
музыки.
Исполнительское
развитие, характерное в основном для
куплетной формы. Развитие, заложенное
в самой музыке –динамическое, ладовое,
темповое, тембровое, фактурное.

взаимосвязи и взаимодействии.
-Исполнять
и
инсценировать
совместно с одноклассниками
песни, танцы, фрагменты из
произведений
музыкальнотеатральных жанров.
-Воспроизводить
мелодии
с
ориентацией на нотную запись.
Коллективная, групповая работа,
работа в парах, индивидуальная.

-Распознавать
и
оценивать
выразительность
музыкальной
речи, ее смысл.
-Наблюдать за процессом и
результатом
музыкального
развития на основе сходства и
различия интонаций, тем, образов.
-Сравнивать процесс и результат
музыкального
развития
в
произведениях разных форм и
жанров.
–Распознавать
и
объяснять разные виды развития
музыкальных произведений.
-Участвовать
в
совместной
деятельности при воплощении
различных музыкальных образов.
-Воплощать в исполнении (в
пении, игре на элементарных
музыкальных
инструментах,
музыкально-пластическом
движении)
эмоциональное
восприятие
различных
музыкальных образов и
их развитие.
Коллективная, групповая работа,
работа в парах, индивидуальная.

4.

«Построение (формы) музыки» (8 ч)
4-я четверть. Почему музыкальные
произведения бывают одночастными?
Когда музыкальные произведения имеют
две или три части? Рондо–интересная

-Соотносить
образное
музыкального
формой
его

художественносодержание
произведения с
воплощения
в
19

музыкальная форма. Как строятся
вариации? О важнейших средствах
построения музыки. Урок-концерт.
Осознание музыкальной формы как
структуры, композиционного строения
музыкального
произведения.
Организация
музыкального
произведения. Деление на большие и
маленькие части с помощью различных
элементов музыкальной речи (пауза,
цезура, фермата, долгий звук, движение
мелодии вверх или вниз, тоника и пр.).
Структурные элементы музыкального
произведения:
мотив,
фраза,
предложение, период. Содержательнообразные основы построения музыки.
Зависимость
смены
частей
в
произведениях от изменения характера
музыки.
Одночастная,
двухчастная,
трехчастная формы музыки. Форма рондо
и форма вариаций. Повтор и контраст как
важнейшие средства построения музыки.

процессе
коллективного
музицирования.
-Выражать собственные чувства и
эмоции как отклик на услышанное
музыкальное произведение.
-Перечислять
простые
музыкальные формы.
-Распознавать
художественный
замысел
различных
форм
(построений)
музыки
(одночастные,
двух-и
трехчастные, вариации, рондо и
др.).
-Сравнивать музыкальные формы
по принципу сходства и различия.
-Исследовать и определять форму
построения
музыкального
произведения.
-Сольмизировать
и
сольфеджировать мелодии.
-Участвовать
в
хоровом
исполнении гимна Российской
Федерации.

Коллективная, групповая работа,
работа в парах, индивидуальная.
Практическая часть ООП
Практическая работа. Урок-концерт
2ч

20

4 класс (34 часа, 1 час в неделю)
№ п/п

Содержание учебного предмета

1.

«Музыка моего народа» (8 ч)
1-я четверть.
Россия –Родина моя.
Народная музыка как энциклопедия
жизни. «Преданья старины глубокой».
Музыка в народном духе. Сказочные
образы в музыке моего народа.
Осознание
отличительных
особенностей
русской
музыки.
Народная песня –энциклопедия жизни
русского народа. Разнообразие жанров
русской народной песни. От народной
песни – к творчеству композиторов
(интонационно-песенная
основа,
энциклопедизм,
демократизм,
гуманистическое начало). Современная
интерпретация народной песни. Общее
и различное в музыке народов России и
мира:
содержание,
язык, форма.
Интернационализм
музыкального
языка.
Единство
общего
и
индивидуального в музыке разных
стран и народов
«Между музыкой моего народа и
музыкой других народов моей страны
нет непереходимых границ» (8 ч)
2-я четверть. «От Москвы –до самых до
окраин». Песенность, танцевальность и
маршевость в музыке разных народов
страны. Знакомимся с интонационными
портретами музыки народов России.
Урок-концерт.
Всеобщность закономерностей музыки.
Музыка народов – субъектов РФ.
Сочинения композиторов на народные
песни. Сочинения композиторов на
темы
песен
других
народов.
Закономерности музыки и их отражение
в произведениях разных народов
России.
Взаимопроникновение
музыкальных интонаций

2.

Основные виды учебной
деятельности, формы проведения
занятий
-Наблюдать
и
оценивать
интонационное
богатство
музыкального мира.
-Анализировать художественнообразное содержание, музыкальный
язык произведений своего народа.
-Исполнять различные по образному
содержанию
образцы
профессионального и музыкальнопоэтического творчества своего
народа. –Воспроизводить мелодии:
сольфеджируя; пропевая с текстом с
ориентацией на нотную запись.
-Участвовать
в
инсценировках
традиционных народных обрядов.
-Участвовать в музыкальной жизни
страны, школы, города и др.
Коллективная,
групповая
работа,работа
в
парах,
индивидуальная.

-Воспроизводить
мелодии
с
ориентацией на нотную запись.
-Анализировать
художественнообразное содержание, музыкальный
язык произведений разных народов.
-Исполнять различные по образному
содержанию
образцы
профессионального и музыкальнопоэтического творчества разных
народов.
-Моделировать
варианты
интерпретации
музыкальных
произведений.
-Осуществлять
коллективную
музыкально-поэтическую
деятельность (на основе музыкальноисполнительского
замысла),
корректировать
собственное
исполнение.
-Определять разновидности хоровых
21

коллективов (детский, женский,
мужской, смешанный).-Сопоставлять
музыкальные образы в звучании
различных
музыкальных
инструментов,
в
том
числе
современных электронных средств.
Коллективная,
работа,работа
индивидуальная.
3.

«Между музыкой разных народов
мира нет непереходимых границ»
(10 ч)
3-я четверть. Выразительность и
изобразительность музыки народов
мира.
Своеобразие
музыкальных
интонаций в мире. Как музыка помогает
дружить народам? Какие музыкальные
инструменты есть у разных народов
мира? Как прекрасен этот мир!
Осознание
интернациональности
музыкального языка. Музыка народов
мира:
своеобразие
интонаций
и
общность жизненного содержания;
песенность,
танцевальность
и
маршевость;
выразительность
и
изобразительность.
Музыкальные
инструменты народов мира.

в

групповая
парах,

-Воспринимать
профессиональное
творчество и музыкальный фольклор
народов мира.
-Соотносить
интонационномелодические
особенности
музыкального творчества своего
народа и народов других стран.
-Инсценировать
песни,
танцы,
фрагменты
из
произведений
музыкально-театральных жанров.
-Сольмизировать и сольфеджировать
мелодии.
-Исполнять
музыкальные
произведения разных форм и жанров.
-Оценивать
собственную
музыкально-творческую
деятельность.
Коллективная, групповая работа,
работа в парах, индивидуальная.

4.

«Композитор
–исполнитель
–
слушатель» (8 ч)
4-я четверть. Композитор – творец
красоты.
Галерея
портретов
исполнителей.
Вслушивайся
и
услышишь! Урок-концерт.
Триединство понятий «композитор»,
«исполнитель»,
«слушатель».
Композитор – народ и личность,
характер
и
форма
сочинения,
интонационные
особенности,
композиторский стиль. Исполнитель –
состав
исполнителей
(солисты,
ансамбли, оркестры, хоры), характер
исполнения,
индивидуальный
исполнительский стиль. Особенности
слушания музыки. Школьники в роли

-Сравнивать
особенности
музыкальной
речи
разных
композиторов.
-Называть изученные музыкальные
сочинения и их авторов.
-Узнавать по звучанию и называть
выдающихся
исполнителей
и
исполнительские коллективы (в
пределах изученного).
-Узнавать и определять различные
виды
музыки
(вокальная,
инструментальная, сольная, хоровая,
оркестровая).
-Узнавать певческие голоса (детские,
мужские, женские).
22

исполнителей,
слушателей,
композиторов. Тема «Композитор–
Исполнитель–Слушатель»
как
обобщение содержания музыкального
образования школьников начальных
классов.

-Участвовать
в
коллективной,
ансамблевой,
певческой
деятельностях.
-Передавать
эмоциональные
состояния в различных видах
музыкально-творческой
деятельности (пение,
игра на
элементарных
музыкальных
инструментах,
пластические
движения, инсценирование песен,
драматизация и пр.).
-Импровизировать, передавать опыт
музыкально-творческой
деятельности
в
сочинении,
исполнении.
-Участвовать в музыкальной жизни
школы, города, страны и др
-Участвовать в хоровом исполнении
гимна Российской Федерации.

Коллективная, групповая работа,
работа в парах, индивидуальная.
Практическая часть ООП
Практическая работа. Урок-концерт
2ч

Ш. Тематическое планирование по учебному предмету «Музыка»
«Музыка» Т.В. Челышевой, В.В. Кузнецовой УМК «Перспективная начальная школа».
1 класс (33 часа)

23

№

Тема урока

урока

Количество
часов

Звуки вокруг нас (9 ч.)
1

Звуки в доме Маши и Миши.

1

2

Рождение песни.

1

3

Рождение песни. Симфоническая картина «Кикимора»

1

4

Колыбельная песня.

1

5

Поющие часы.

1

6

«Кошкины» песни. И. Кирилина. Ученый кот.

1

7

«Кошкины» песни. П. Чайковский. Кот в сапогах и белая
кошечка из балета «Спящая красавица»
О чём «поёт» природа. С. Прокофьев. Прогулка

1

9

О чём «поёт» природа. Полет Шмеля из оперы РимскогоКорсакова «Сказка о царе Салтане»
Музыкальные встречи Маши и Миши (7 ч.)

1

10

Музыка про разное.
«Звуки музыки».
Музыка про разное.

1

Музыка про разное. «Марш Черномора». Фрагмент из
оперы «Руслан и Людмила». М.И. Глинка.
Звучащий образ Родины. Ростовские колокольные звоны.

1

1

15

Звучащий образ Родины. М. Мусоргский. Богатырские
ворота.
Здравствуй, гостья-зима.

16

Новогодний хоровод. Исполнение новогодних песен.

1

8

11
12
13
14

1

1

1

1

«Так и льются сами звуки из души!» (10 ч.)
17

1

19

Зимние забавы. К. Дебюсси. Снег танцует. Из цикла
«»Детский уголок»
Зимние забавы. П. Чайковский. Вальс снежных хлопьев
из балета «Щелкунчик»
Музыкальные картинки. К Сен-Санс. Карнавал животных.

20

Музыкальные картинки. Д. Кабалевский. Ежик. Клоуны.

1

21

Мелодии жизни. П. Чайковский. Болезнь куклы

1

22

Мелодии жизни. Украинская народна песня «Журавель» и
Симфония №2 П. Чайковского.
Весенние напевы

1

18

23

1
1

1
24

24

Весенние напевы. Э.Григ. Весной.

1

25

Музыкальный язык. Выразительность музыки.
Музыкальная фраза.
Музыкальный язык. Опера-игра М. Красева «МухаЦокотуха».

1

26

1

Волшебная сила музыки (7 ч.)
27

Композитор - исполнитель — слушатель. П. Чайковский.
Полька
Композитор - исполнитель — слушатель. Дирижер.

1

1

31

Музыка в стране «Мульти-пульти». Колыбельная
Медведицы из мульфильма «Умка».
Музыка в стране «Мульти-пульти». Г.Гладков. Песенка
Львенка и Черепахи.
Всюду музыка живет.

32

Всюду музыка живет. М. Равель. Игра воды.

1

33

Урок- концерт.

1

28
29
30

1

1
1

2 класс (34 часа)
№

Тема урока

Количество

урока

часов

Три кита» в музыке: песня, танец и марш(8 ч)
1

Главный «кит» – песня.

1

2

Мелодия – душа музыки.

1

3

Каким бывает танец.

1
25

4

Мы танцоры хоть куда!

1

5

Маршируют все.

1

6

Где слышится маршевость?

1

7

1

8

«Музыкальные киты» встречаются вместе. «Начинам
перепляс».
«Музыкальные киты» встречаются вместе. «Веселый
музыкант».
О чем говорит музыка (8 ч)

9

Маша и Миша узнают, что умеет музыка.

1

10

Музыкальные портреты. Г. Свиридов. Упрямец. Р.Шуман.
Веселый крестьянин.
Музыкальные портреты. Д. Кабалевский. Три подружки.
Монтер.
Подражание голосам.

1

Как музыка изображает движение? М Глинка. Попутная
песня.
Как музыка изображает движение? Д. Кабалевский.
Кавалерийская.
Музыкальные пейзажи. Урок-концерт.

1

16

Музыкальные пейзажи. С. Прокофьев. Вариации Феи
Зимы из балета «Золушка».
Куда ведут нас «три кита (10 ч)

1

17

«Сезам, откройся!».Образность песен, танцев и маршей.

1

18

Путешествие по музыкальным странам. Опера.

1

19

1

20

Три чуда из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о
царе Салтане»
Опера М. Коваля «Волк и семеро козлят»

21

Балет.Марш из балета П. Чайковского «Щелкунчик».

1

22

Балет. Фрагмент из балета С. Прокофьева «Золушка»

1

23

1

25

«Страна симфония». С Прокофьев. «Классическая
симфония»
«Страна симфония». Фрагмент из Симфонии №4 П.
Чайковского.
Концерт. Жанр концерта

26

Д. Кабалевский. Концерт №3 для ф-но с оркестром.

1

11
12
13
14
15

24

1

1
1

1
1

1

1
1

26

Что такое музыкальная речь? (8 ч)
27

Музыкальный язык. Мажорный и минорный лады.

1

28

Музыкальный язык. Музыкальный размер.

1

29

Музыкальный язык. Музыкальная форма.

1

30

1

32

Музыкальная сказка. С Прокофьев. «Петя и волк». Петя.
Птичка. Утка. Кошка.
Музыкальная сказка. «Петя и волк». Дедушка. Волк.
Охотники
Главная песня страны.

33

Обобщение. Музыка как вид искусства

1

34

Творческий урок-концерт.

1

31

1
1

3 класс (34 часа)
№

Тема урока

урока

Количество
часов

Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность,
маршевость (8ч)
1

Открываем для себя новые качества музыки.

1

2

Мелодичность – значит песенность?

1

3

Песенность в вокальной и инструментальной музыке.

1

4

Танцевальность бывает не только в танцах.

1
27

5

Отражение танцевальности в вокальной и
инструментальной музыке.

1

6

Где слышится маршевость?

1

7

Встречи с песенно-танцевальной и песенно-маршевой
музыкой

1

8

Обобщение по теме «Песня, танец, марш перерастают в
песенность, танцевальность, маршевость»

1

Интонация (8 ч)
9

Сравниваем разговорную и музыкальную речь

1

10

Сравниваем разговорную и музыкальную речь. С.
Прокофьев. Болтунья.

1

11

Мелодия – интонационно осмысленное музыкальное
построение.

1

12

Зерно-интонация в музыке

1

13

Интонационная выразительность исполнения

1

14

Выразительные и изобразительные интонации. Урокконцерт.

1

15

Как связаны между собой выразительные и
изобразительные интонации?

1

16

Обобщение по теме «Интонация – основа музыки»

1

Развитие музыки (10 ч)
17

Развитие музыки.

1

18

Средства музыкальной выразительности, помогающие
развиваться музыке.

1

19

Средства музыкальной выразительности и их роль в
развитии музыки.

1

20

Исполнительское развитие музыки.

1

21

Исполнительское развитие, характерное для куплетной
формы.

1

22

Развитие, заложенное в самой музыке. Ладовое и

1
28

динамическое развитие.
23

Развитие, заложенное в самой музыке. Темповое и
фактурное развитие.

1

24

Музыкальная сказка «Петя и волк» Новое в образах Пети,
Птички, Утки .Кошки.

1

25

Музыкальная сказка «Петя и волк». Новое в образах
Дедушки, Волка, Охотников.

1

26

Обобщение по теме «Развитие музыки»

1

Построение (формы) музыки (8 ч)
27

Организация музыкального произведения. Деление на
большие и маленькие части

1

28

Одночастные музыкальные произведения.

1

29

Музыкальные произведения, имеющие две или три части

1

30

Рондо – интересная музыкальная форма

1

31

Построение вариаций.

1

32

О важнейших средствах построения музыки

1

33

Повтор и контраст как важнейшие средства построения
музыки.
Обобщение по теме «Построение музыки». Урок-концерт.

1

34

1

4 класс
№

Тема урока

урока

Количество
часов

Музыка моего народа (8 ч)
1

Россия – Родина моя.

1

2

1

3

Россия – Родина моя. С. Прокофьев. Ходит месяц над
лугами.
Народная музыка как энциклопедия жизни.

4

«Преданья старины глубокой».

1

5

Музыка в народном духе.

1

1

29

6

Сказочные образы в музыке моего народа.

1

7

Сказочные образы в музыке моего народа

1

8

Обобщение по теме«Музыка моего народа»

1

Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны
нет непереходимых границ (8 ч)
9

«От Москвы – до самых до окраин».

10

«От Москвы – до самых до окраин». Фрагмент из
1
Концерта №3 для ф-но с оркестром С. Рахманинова.
Песенность, танцевальность и маршевость в музыке
1
разных народов страны. М. Балакирев. Исламей.
Песенность, танцевальность и маршевость в музыке
1
разных народов страны. Ц. Кюи. Зима.
Песенность, танцевальность и маршевость в музыке
1
разных народов страны.А. Пахмутова. Здравствуй,
Русская зима!
Знакомимся с интонационными портретами музыки
1
народов России. Татарские, марийские, чукотские
народные песни.
Знакомимся с интонационными портретами музыки
1
народов России. Песни народов Кавказа.
Обобщение по теме «Музыка народов моей страны».
1
Урок-концерт.
Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ(10 ч)

11
12
13
14
15
16

17
18
19
20
21
22
23
24
25

Выразительность и изобразительность музыки народов
мира. Белорусские, украинские народные песни.
Выразительность и изобразительность музыки народов
мира. Норвежские, чешские литовские песни.
Своеобразие музыкальных интонаций в мире. К.Дебюсси.
Маленький негритенок.
Своеобразие музыкальных интонаций в мире. П.
Чайковский. Итальянская песенка.
Произведения композиторов-классиков, написанные по
мотивам других народов. Л. Бетховен. Вариации на
русскую тему.
Произведения композиторов-классиков, написанные по
мотивам других народов. Н.А. Римский-Корсаков. 4 часть
Симфонической поэмы «Шехерезада».
Музыкальные
инструменты
разных
народов
мира.Струнные инструменты.
Музыкальные инструменты разных народов мира.
Духовые и ударные инструменты.
Как прекрасен этот мир!

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

30

26

Обобщение по теме «Музыка разных народов мира»

1

Композитор – исполнитель – слушатель(8 ч)
27

Композитор – творец красоты. И.С. Бах.

1

28

Композитор – творец красоты. В.А. Моцарт.

1

29

Галерея портретов исполнителей. Солисты.

1

30

Галерея портретов исполнителей. Оркестры. Хоры.

1

31

Портреты солистов-певцов
произведений.
Вслушивайся и услышишь!

1

32
33
34

на

примере

вокальных

Обобщение по теме «Композитор – исполнитель –
слушатель»
Итоговый урок-концерт «Музыка мира»

1
1
1

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».